Одно из крупнейших арт-событий ноября — открытие нового здания Музея дизайна в Лондоне. Также нас ждут выставки Джаспера Джонса и Эдварда Мунка, Иеронима Босха и его последователей наряду с ретроспективой Сола Лейтера.
Представляем ноябрьский гид Posta-Magazine
по самым интересным мировым выставкам.
«Филипп Паррено: Anywhen»
В Турбинном зале Тейт Модерн развернулась масштабная выставка знаменитого французского авангардиста Филиппа Паррено. Вынесенное в название anywhen на английском означает одновременно «когда-нибудь» и «всегда». В этой временной неопределенности — суть интерактивного site-specific проекта, который представляет собой постоянно изменяющуюся среду — как на протяжении дня, так и шести месяцев работы выставки. Здесь вы попадаете в пространство, наполненное звуковыми и световыми эффектами, причудливыми летающими объектами и видеопроекциями. Каждый из элементов этой сложной системы-спектакля зависит от всех остальных, трансформация одного влечет метаморфозы всего организма. И самое интересное: та или иная последовательность ситуаций активируется компьютерной программой, анализирующей микробиологическую среду в зале. Паррено работает на стыке видеоарта, кинетического искусства и искусства взаимоотношений. Одна из самых известных его работ, сегодня находящаяся в коллекции нью-йоркского Музея Гуггенхайма, — снятый в соавторстве с Дугласом Гордоном фильм о французском футболисте Зидане, смонтированный из записей семнадцати камер, отслеживавших движения и мимику спортсмена во время матча со всех возможных ракурсов.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 2 апреля
Тейт Модерн, Лондон, Великобритания
http://www.tate.org.uk/
«Альберто Джакометти. За пределами бронзы»
К пятидесятилетию со дня смерти выдающегося мастера XX века и автора знаменитого «Шагающего человека», ставшего одним из визуальных символов прошедшего столетия, цюрихский Кунстхаус подготовил выставку скульптур Альберто Джакометти. В центре экспозиции — более семидесяти гипсовых работ, которые десять лет назад наследники художника передали в дар частному парижскому Фонду Альберто Джакометти. Все эти годы коллекция скрупулезно изучалась и реставрировалась — многие скульптуры были сильно повреждены. Известный широкой публике бронзовыми скульптурами, Джакометти много работал с гипсом, который был для него не только промежуточной стадией между глиняной моделью и окончательным вариантом в бронзе. На самом деле большой пласт его наследия составляют именно гипсовые скульптуры, которые впервые будут представлены в таком объеме. На выставке можно увидеть и другие шедевры, исполненные в мраморе, дереве и, собственно, бронзе.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 15 января
Кунстхаус, Цюрих, Швейцария
http://www.kunsthaus.ch/giacometti/en/
«Сол Лейтер: ретроспектива»
Сол Лейтер должен был стать раввином, но в 23 года он бросил религиозное образование и отправился в Нью-Йорк — город, ставший главным героем всего его творчества. На протяжении своей жизни Лейтер чаще оставался в тени, признание к нему пришло только в последние годы. Меж тем он — пионер цвета, к которому Лейтер одним из первых обратился в конце 1940-х, когда к произведениям искусства причислялась только черно-белая фотография. Сам же он считал себя в равной степени художником и фотографом. Он был внимательным и поэтичным бытописателем Нью-Йорка, в котором прожил более шестидесяти лет. Дождь, снег, блики стеклянных витрин — город на его фотографиях как будто размыт, порой лишен очертаний, но при этом остается предельно конкретным и узнаваемым. Фотографии Лейтера зачастую импрессионистичны — в том смысле, что они почти всегда бессобытийны, но необыкновенно отчетливо передают атмосферу и ощущение момента. В экспозиции, среди прочего, представлены никогда ранее не выставлявшиеся фотографии, а также ряд живописных работ.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 29 января
Музей фотографии (FOMU), Антверпен, Бельгия
http://www.fotomuseum.be/en
Открытие нового здания лондонского Музея дизайна
Основанному в 1989 году лондонскому Музею дизайна, одному из лучших в мире, уже давно стало тесно в зданиях близ Тауэрского моста, закрытых для посещения в конце июня. И вот 24 ноября музей открывает двери своего нового комплекса в районе Кенсингтон. Он разместился в зданиях 1960-х годов, реконструкция которых обошлась в 83 млн фунтов. Постоянная экспозиция отныне будет бесплатной, а при входе на нее расположится выставка самых популярных потребительских товаров, собранных краудфандингом по всему миру (в начале года музей объявил конкурс, в котором мог принять участие любой человек, готовый поделиться особенным для него объектом, с которым его связывают воспоминания и эмоции). В праздничной событийной программе открытия 25-27 ноября — бесплатные мастер-классы для всех возрастов, встречи с известными дизайнерами и перформансы, на которые, однако, можно будет попасть по предварительной регистрации. Что касается выставок, музей готовит два крупных проекта: «Страх и любовь: реакция на неоднозначный мир» — одиннадцать инсталляций самых известных современных дизайнеров и архитекторов, а также выставку номинантов и победителей премии Beazley Designs of the Year.
Детали от Posta-Magazine
С 24 ноября
Музей дизайна, Лондон, Великобритания
http://designmuseum.org/
«Бети Саар. Беспокойный танцор»
Выставка американской художницы Бети Саар в Фонде Prada в Милане охватывает последние полвека ее самобытного творчества — более восьмидесяти инсталляций, ассамбляжей, коллажей и скульптур, созданных с 1966 по 2016 годы. «Беспокойный танцор» — так Саар определяет себя и свое искусство. Как она говорит, ее «работа движется по спирали творчества, с его дорогами и перекрестками, смертью и возрождением, а также основополагающими элементами расы и пола». Ее произведения размывают границы между физическим и метафизическим, искусством и жизнью. Социальная критика расовых и гендерных стереотипов в ее творчестве лишена прямолинейных лозунгов и деклараций, Саар апеллирует к эмоциям и к человеческому в людях. Ее мир причудлив, как лавка старьевщика, в котором необъяснимым образом рядом оказываются антикварные часы, боксерские груши и фотографии из старых семейных альбомов, которые можно разглядывать бесконечно долго.
Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 8 января
Арт-центр Фонда Prada (Fondazione Prada), Милан, Италия
http://www.fondazioneprada.org/
«Иероним Босх и его художественный мир в XVI-XVII веках»
Апокалиптические монстры, алхимические символы, адский бестиарий… К пятисотлетней годовщине со дня смерти Иеронима Босха Берлинская картинная галерея совместно с Берлинским гравюрным кабинетом готовит выставку, в которой работы нидерландского живописца будут показаны наряду с художниками, на которых он оказал влияние: от XVI до XX века, от Питера Брейгеля и Лукаса Кранаха Старшего до Джеймса Энсора. Впервые за пятнадцать лет здесь будут выставлены все картины Босха, хранящиеся в музеях немецкой столицы (а в коллекции Берлинского гравюрного кабинета — более половины всех сохранившихся его работ), причем рассмотреть их можно будет с обеих сторон. Центральным экспонатом станет одно из главных произведений художника — картина «Святой Иоанн на Патмосе», изображающая пророка в момент написания его знаменитого Откровения.
Этот рисунок Босха иллюстрирует поговорку: «Поля имеют глаза, а лес — уши, и я услышу, если буду молчать и слушать»
Деталь картины Иеронима Босха «Святой Иоанн на Патмосе, 1485 г.
Деталь картины Давида Тенирса Младшего «Искушение Святого Антония», ок. 1640 г.
Детали от Posta-Magazine
С 11 ноября по 19 февраля
Берлинская картинная галерея (Berliner Gemäldegalerie) Берлин, Германия
http://www.smb.museum/en
«Джаспер Джонс и Эдвард Мунк. Любовь, потеря и цикл жизни»
Свой путь американский классик поп-арта и абстрактного экспрессионизма Джаспер Джонс искал, среди прочего, через диалог со своим предшественником Эдвардом Мунком. Джонс активно штудировал творчество норвежского экспрессиониста в 1970-1980-х годах, по мере того как постепенно отходил от абстракции в сторону более открытого выражения всего того, что одновременно дает смысл в жизни и отнимает его: любовь, секс, потеря, смерть. На выставке будут параллельно представлено более 120 работ обоих художников, среди которых все четыре гравюры Джаспера Джонса из цикла «Времена года» и три работы из серии «Между кроватью и часами», наряду с мунковским «Автопортретом между кроватью и часами» 1943 года, который их вдохновил, и постельным покрывалом из дома Мунка.
Джаспер Джонс. «Между часами и кроватью», 1981 г.
Эдвард Мунк. «Фриз жизни», 1900 г. (?)
Джаспер Джонс. «Саварин», 1981 г. |
Эдвард Мунк. «Автопортрет между часами и кроватью», 1943 г. |
Детали от Posta-Magazine
С 12 ноября по 12 февраля
Художественный музей Виргинии, Ричмонд, штат Виргиния, США
https://vmfa.museum