Культура

Кинобизнес изнутри с Ренатой Пиотровски: интервью с актером Андреем Бурковским

Рената Пиотровски и Андрей Бурковский

Ведущая рубрики «КиноБизнес изнутри» Рената Пиотровски поговорила с актером Андреем Бурковским — о хорошей репетиции, «Солнечной линии» и «игре» в black tie.

Классика

В Томске вокруг меня собралось большое количество талантливых людей — и мы смогли сделать самый лучший КВН в городе, хотя мне было всего 16. Вот это был рок-н-ролл! Все хотели быть с нами в одной компании: психологи, юристы, экономисты — образовался круг людей, которые могли собирать залы-тысячники. В неделю было, допустим, по четыре игры, и зал всегда был переполнен. Потом мы организовали сборную «Максимум», но мне и этого было мало — и у нас появился Театр эстрадных миниатюр «Бонифас»… Я хотел поступать в театральный, но родители, как принято по традиции, сказали: «Сначала получи нормальную профессию». Классика. Но творчество не отпускало меня никогда.

Андрей Бурковский

До трех ночи

В Школе-студии мне не было сложно выдерживать нагрузки, потому что за плечами был КВН, а там нужна колоссальная работоспособность: мы до трех ночи придумывали сценарий, ставили его — и в 10 утра уже были на прогоне.

Ни на одной репетиции

Я знаю, что такое хорошая репетиция, а что такое плохая. Я вижу, когда люди плохо репетируют, и я не позволяю себе такого ни на одной репетиции. Даже когда я прихожу на пробы, я считаю нужным не отбыть номер, а отработать на все 100, могу предложить что-то добавить-придумать — даже если не для себя.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски
Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Если пошел дождь

В театре даже мое внутреннее волнение и негодование, злость по поводу того, что что-то не получается, может давать именно ту эмоцию, которая нужна. Она может совпадать с той эмоцией, которую сейчас персонаж переживает. Поэтому я всегда думаю: значит, так оно сейчас и должно быть. Как сказал один оператор: если сейчас в сцене пошел дождь, значит, он должен быть в этом кадре.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Актер без театра — не актер

У меня большой театральный опыт, в первую очередь я все-таки театральный артист. А в кино ты пользуешься этой профессией театрального артиста. В театре ты больше и чаще открываешь для себя что-то новое — хотя в работе с хорошими кинорежиссерами тоже иногда удается заниматься плодотворным сотворчеством.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Внутренняя свобода

Роберт Де Ниро — мой любимый артист, при этом он не играет в театре. Потому что крутых голливудских актеров в первую очередь отличает невероятная внутренняя свобода — это американский феномен. В Школе-студии учились американцы — и все они были такими. Ведь что такое кино? Это живой организм. Де Ниро, кстати, Владимиру Львовичу Машкову предлагал сняться у него в кино — они сидели, репетировали, и Де Ниро требовал одного: работать на своих инстинктах.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Что за парень?

Я часто повторяю слова Юрия Николаевича Бутусова: «Что за парень?» Главное, работая над ролью, понять: так что же это за парень в этом кино, кто он такой? И если парня удалось «найти», то ты превращаешься в этого парня — и все работает.

Выучите текст

Готовитесь к роли? Выучите текст! 99,9% артистов не знают текст. И, как говорит Константин Юрьевич Хабенский, я всегда это вижу. И мне это чудовищно не нравится. Это шляпа, потому что человек с тобой не взаимодействует. Я, видимо, старый очень, брюзжу, но взаимодействие очень важно.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски
Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

«Солнечная линия»

В спектакле «Солнечная линия» по пьесе Вырыпаева, который поставил мой хороший друг Виктор Рыжаков, мы играем вместе с Юлей Пересильд. И в этом спектакле сошлось все — неудивительно, что его номинировали на «Золотую Маску»! И вдруг пришло предложение это снять. За съемки взялся замечательный режиссер Боря Хлебников — и это была уникальная ситуация, когда ты вдвоем со своим любимым партнером, а вокруг десять камер, и у тебя есть только один дубль — 1 час 20 минут. Это не театр, это не спектакль, это совершенно другое — и даже если что-то получилось не так, как ты задумал, останавливаться нельзя. Вот эта непредсказуемость, когда люди говорят и действительно взаимодействуют, позволяют родиться настоящему произведению искусства. Придумали все это Боря Хлебников и Сельянов Сергей Михайлович. Такой масштаб творческой работы! Пожалуй, до этого со мной такое случалось только на съемках у моего любимого друга Жоры Крыжовникова — он же Першин Андрей — в «Звоните ДиКаприо!».

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Это работа

Сейчас ко мне попадают вполне здравые сценарии. И мне достаточно прочесть пару строк, чтобы сделать вывод. То, что я уже играл, мне неинтересно. Но и в этом случае я могу согласиться на какую-то более-менее внятную роль, если там не очень много дней — важно понимать: творчество творчеством, но это работа. Не только в плане того, что нужно деньги зарабатывать. Нет, не надо браться за все подряд, но и идеализировать незачем: это работа. И это понимание тебя немножко освобождает от излишней ответственности — мы все не можем сниматься только в условном «Титанике» или «Крестном отце». Но я все равно очень избирателен. Текст можно изменить по ходу работы, а вот выбор режиссера — это критично, и партнеры по сцене — тоже. Я несколько раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда режиссером (или продюсерами) был сделан неправильный выбор актера — и кино просто не получалось. В театре может сыграть и тот, и этот, а в кино должно быть все четко: кастинг должен быть золотой. Сейчас я снимаюсь в психологическом триллере «Медиатор», и в команде — Юлия Пересильд, Дарья Мороз, Ирина Старшенбаум, Вика Толстоганова, Антон Кузнецов, Марьяна Спивак… Просто твори не хочу! Это важный для меня проект — большой, драматический, позитивный нуар — с суперкастингом и суперрежиссером.

Андрей Бурковский

Амбиции есть

Я начал продюсировать: взялся за самый первый проект телеканала «Супер» под названием «Смешное время». Я понял, что это дичайший труд. И я готов дальше в этом развиваться. Режиссерские амбиции тоже есть — и меня все подначивают снимать. Но, возможно, мне было бы проще начать в театре. В кино материал должен быть просто бомбой, чтобы я решился встать за режиссерский пульт.

Андрей Бурковский

Поосторожничал

Когда я учился на третьем курсе, Олег Павлович Табаков предлагал мне преподавать: «Придешь раз, второй — и дело пойдет, поверь, и в профессии тебе это поможет». Но я поосторожничал и отказался.

«Храброе сердце»

Я абсолютно уверен: если буду снимать, то сам играть не буду. Это очень важно. Совместить круто получилось только у одного человека — у Мела Гибсона. И то он снял только один такой великий проект — «Храброе сердце». Во всех остальных своих картинах он не играл — ни в «Страстях Христовых», ни в «Апокалипсисе». Режиссер отвечает за все — это мегаответственность.

Андрей Бурковский
Андрей Бурковский
Андрей Бурковский

Люди не тупые!

Компания Pixar выпустила великий мультфильм «Головоломка» — и вдруг выяснилось, что люди, которые смотрят кино, не тупые, как все думали, они умеют мыслить. То же самое показал и мультик «Душа». В чем мое обращение к большим продюсерам? Люди — не дебилы, и даже на подсознательном уровне все понимают, что говно, а что не говно. Поэтому разделение на коммерческое и авторское арт-хаусное кино — это глупость. Для меня условное авторское кино не представляет никакого интереса: когда критики радуются и упиваются, какой это тонкий фильм, но смотреть его никто не захочет и не станет — для меня это не кино. Мне интересно, когда фильм авторский — но он еще и для всех. Когда сложно о простом — это не ко мне. А когда просто о сложном — это большое искусство. Вон там на театре написано: «Проще, легче, выше, веселее». И это гениальные слова! Я повесил их у себя дома у кровати, и вижу эти слова, просыпаясь. «Проще, легче, выше, веселее, Андрей!» — и пошел. Дорогие продюсеры, помните об этом!

Андрей Бурковский

Оба стоят 10

Мой агент Аня Кеворкова безвылазно сидит во всех школах — и она может брать и развивать молодых артистов. Вот Метелкин, например, ее артист. Если про индустрию говорить честно, то все понимают: агент агенту рознь. Есть добросовестные, а есть недобросовестные. И постепенно это изменится. Когда-то давно вся страна занималась обналом — а сейчас это каленым железом выжжено. Да, важно появление правовой базы и в этом бизнесе. Мы же не Голливуд, у нас другой менталитет, но профсоюз нужен всем. Когда из двух артистов выбирают того, кто согласен сниматься не за 10, а за 5 рублей — это нездорово, потому что они оба стоят 10.

Андрей Бурковский

Творчество не терпит компромиссов

На фильме «Майор Гром» я вижу, что продюсеры сделали все: они были ответственны, они не взяли ни у кого денег — и они сделали все так, как они хотели. Это самое главное. И я видел в этом проекте столько любви! Когда есть понимание и любовь к тому, что ты делаешь — все получится: кино не терпит компромиссов, творчество не терпит компромиссов. Когда Мишка Миронов ставил свой первый спектакль в Художественном театре — «Белоснежка и семь гномов», он к прогону перед Табаковым отдал роль Нине Гусевой вместо своей будущей жены, просто потому что в тот момент Нина была больше готова. Это самый правильный ход. (Миша, привет тебе и Наденьке — замечательной актрисе!). И это показательный пример, и я бы так сделал, и моя жена это знает.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Актер ли я?

Компромиссные решения ни к чему хорошему не приводят. Недоделанный сценарий вы увидите на экране. Непотраченные три миллиона на лишний съемочный день или на эту локацию вы увидите на экране. И компромисс с главным героем вы увидите на экране. Чудес не бывает! Я прошел большой путь и могу так говорить. Почему я пошел учиться в Школу-студию, когда мне и без нее уже предлагали роли? Потому что я задал себе вопрос: актер ли я? И ответил: нет. И пошел учиться. Есть артисты, которые нигде не учились. Но я решил, что мне это не подходит.

Андрей Бурковский

Играть вдолгую

Я очень люблю рекламу, это замечательно! Это и заработок, и это одна из граней профессии. Но если мне неинтересно, я не пойду — даже за безумные деньги не пойду. При этом я человек, который готов ко всему. Иногда кажется, что режиссер глупость сказал и так быть не может. Но эта глупость может оказаться большим, огромным ростком. Поэтому я ничему не удивляюсь: любая глупость, даже в рекламе, может оказаться интересна. Я никогда ничего не отрицаю: правда всегда посередине, не надо быть категоричным. Всегда надо играть вдолгую.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски
Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Black tie — это тоже игра

Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) — это и реклама, и часть моей работы, и достижения моих детей. А на светские мероприятия я хожу, только если мне реально этого хочется. Одевают на красную дорожку меня друзья из Bosco. Когда мы ставили спектакль «Солнечная линия», художник придумал определенную форму, будто мы люди в коже, вся одежда была бежевая. Оказалось, что это непростая задача — найти хорошую бежевую одежду. Мы позвонили в Bosco — и с тех пор мы дружим. В конце концов, дресс-код black tie — это тоже игра, и в нее нужно играть достойно. Не потому что ты хочешь выпендриться, а потому что это часть атмосферы праздника, на который ты приглашен.

Андрей Бурковский

Предложение от Спилберга

У меня было предложение от Спилберга, но я был сильно занят и слишком поздно прислал пробы. Иностранный рынок мне интересен, но на маленькую роль, просто чтобы засветиться, я не пойду — предложения были. Можно согласиться на небольшой эпизод, если в этом эпизоде у тебя действительно есть роль. Вообще у нас есть мода считать себя звездой Голливуда, если ты прошелся в иностранном фильме на заднем плане — но ведь это не так. А многие серьезные артисты у нас давно играют и в западном кино. И Никита Ефремов, и Соня Лебедева, и Саша Кузнецов, и Марьяна Спивак, и Ксения Раппопорт, и Светлана Ходченкова. Плюс Юлия Снигирь — как она сыграла в «Молодом папе»! Это небольшая роль — но это фантастика.

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Новые проекты

Один из моих новых проектов — «За час до рассвета» для More.TV — 16 серий. В мае этот же проект вышел на НТВ, но это абсолютно другой монтаж и другой подход к повествованию. Это два абсолютно разных фильма. Для НТВ сделана совершенно другая версия: я даже переозвучивал себя в разных дублях! А еще после пандемии мы сняли «Молоко» (режиссер Карен Оганесян). И выходит «Солнечная линия».

Андрей Бурковский и Рената Пиотровски

Невероятные месяцы

Пандемия? За 2020 год у меня было примерно 200–210 съемочных смен. Это был суперплодотворный год. Плюс у меня есть документальная передача про путешествия на телеканале «Звезда», называется «Не факт» — мы ее снимали, и у меня был пропуск на перемещения по спящему городу. Но два месяца я все же отсидел дома — и это были невероятные месяцы с семьей.

Андрей Бурковский

Это такое счастье!

В пандемию интерес к театру только вырос. Потому что людям нужно только одно — чтобы рядом с ними кто-то был. Чтобы пришел друг, чтобы было живое общение. И я счастлив, что у нас в стране сейчас можно вот так без масок сидеть в кафе, что люди в ходят по улицам, радуются, улыбаются. Это такое счастье! Когда люди сидят дома — это страшно, опускаются руки, депрессия неизбежна.

Рената Пиотровски и Андрей Бурковский

Генеральный продюсер проекта: Аниса Ашику
Фото: Иван Пономаренко