В Мультимедиа Арт Музее открылось несколько новых выставок, среди которых — проект «Аллегорическая абстракция» артели «Царь горы», в котором академическое искусство встречается с современным.
Артель «Царь горы» — совместный проект четырех известных художников: Юрия Альберта, Паруйра Давтяна, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова.
Тон выставке задает групповой портрет участников артели при входе в зал — это коллаж на основе опубликованной в 1951 году в журнале Life фотографии Нины Лин The Irascibles («Вспыльчивые»), на которой изображены американские художники-представители абстрактного экспрессионизма Барнетт Ньюман, Марк Ротко, Джексон Поллок, Клиффорд Стилл, Роберт Мазервелл, Уиллем де Кунинг и Эд Рейнхарт. В коллаже на месте их голов — лица российской арт-четверки в разных сочетаниях.
Аллегория — способ выразить зачастую абстрактное понятие через конкретный образ, скажем, смерть в виде скелета с косой или богатство в виде рога изобилия. Вспомним и многочисленные парадные портреты Екатерины Великой в образе Фемиды или Минервы, справедливой и мудрой правительницы, покровительницы искусств и образования. В ее время — век Просвещения — иносказание в изобразительном искусстве расцвело пышным цветом. Сто лет спустя все греческие боги и герои библейских притч в живописи станут чертой академизма, против которого выступят авангардные на тот момент реалисты. Пройдет не так много времени, и в полном соответствии с гегелевским «отрицанием отрицания» на смену фигуративной живописи в начале XX придет абстракция. |
Виктор Скерсис. Истина, плюющая в колодец. 2016 |
Андрей Филиппов. Кубизм, отдающий дань благодарности Импрессионизму. 2017 |
«Царьгорцы» не отрицают ни академизм, ни модернизм, ни тем более многочисленные последующие «измы», используя их как элементы современного искусства. Слияние противоположностей в «триумфальном синтезе» возможно, утверждают художники, чей философский манифест гласит: «Изображение воображаемого, воображение изображаемого, изображение изображения, воображение воображаемого, изображение воображаемого изображения, воображение изображаемого воображаемого …— вот где зарыта собака творчества!» То, что мы видим на выставке, — своего рода абстракционизм в квадрате: абстракция, которая является выражением другой абстракции. Суть иносказаний объясняют длинные велеречивые названия картин в духе XVIII века: «Кубизм, отдающий дань благодарности Импрессионизму» (Андрей Филиппов), «Кубизм, изгоняющий Импрессионизм из храма Искусства» (Владимир Скерсис), «Театр, обличающий Перформанс» (Паруйр Давтян). |
Работы каждого из художников складываются в узнаваемые по манере серии с определенным набором повторяющихся элементов. При этом ряд картин разных «артельцев» имеют одни и те же названия, например, «Бескорыстие и Трудолюбие, изгоняющие из храма искусства Зависть и Кумовство» (Юрий Альберт и Паруйр Давтян) или «Истина, плюющая в колодец», которая предстает в версии Юрия Альберта и Виктора Скерсиса. Художники выстраивают ироничный диалог между собой, со зрителем и со всей историей искусства, множа смыслы и ассоциации. Однако в этом нет дадаистской насмешки или иррациональности. Напротив — смысловые связи между работами и исторические отсылки легко обнаруживают себя, что, конечно, льстит самолюбию зрителя. Но при этом художники не стремятся понравиться публике, потому что в конце концов искусство никому ничего не должно. Оно — игра воображения, в которой абстрактные идеи находят физическое воплощение — чтобы потом развоплотиться вновь. |
Юрий Альберт. Милосердие критика. 2016 |
Паруйр Давтян. Театр, обличающий Перформанс. 2016 |
Бескорыстие и Трудолюбие, изгоняющие из храма искусства Зависть и Кумовство. 2016 |
Детали
До 10 сентября
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16