Культура

Арт-уикенд в Москве: собака творчества и аллегорические абстракции на выставке в МАММ

В Мультимедиа Арт Музее открылось несколько новых выставок, среди которых — проект «Аллегорическая абстракция» артели «Царь горы», в котором академическое искусство встречается с современным.

Артель «Царь горы» — совместный проект четырех известных художников: Юрия Альберта, Паруйра Давтяна, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова.

Тон выставке задает групповой портрет участников артели при входе в зал — это коллаж на основе опубликованной в 1951 году в журнале Life фотографии Нины Лин The Irascibles («Вспыльчивые»), на которой изображены американские художники-представители абстрактного экспрессионизма Барнетт Ньюман, Марк Ротко, Джексон Поллок, Клиффорд Стилл, Роберт Мазервелл, Уиллем де Кунинг и Эд Рейнхарт. В коллаже на месте их голов — лица российской арт-четверки в разных сочетаниях.

Аллегория — способ выразить зачастую абстрактное понятие через конкретный образ, скажем, смерть в виде скелета с косой или богатство в виде рога изобилия. Вспомним и многочисленные парадные портреты Екатерины Великой в образе Фемиды или Минервы, справедливой и мудрой правительницы, покровительницы искусств и образования. В ее время — век Просвещения — иносказание в изобразительном искусстве расцвело пышным цветом. Сто лет спустя все греческие боги и герои библейских притч в живописи станут чертой академизма, против которого выступят авангардные на тот момент реалисты. Пройдет не так много времени, и в полном соответствии с гегелевским «отрицанием отрицания» на смену фигуративной живописи в начале XX придет абстракция.

Арт-уикенд в Москве: собака творчества и аллегорические абстракции на выставке в МАММ. Виктор Скерсис. Истина, плюющая в колодец. 2016

Виктор Скерсис. Истина, плюющая в колодец. 2016

Арт-уикенд в Москве: собака творчества и аллегорические абстракции на выставке в МАММ. Андрей Филиппов. Кубизм, отдающий дань благодарности Импрессионизму. 2017

Андрей Филиппов. Кубизм, отдающий дань благодарности Импрессионизму. 2017

«Царьгорцы» не отрицают ни академизм, ни модернизм, ни тем более многочисленные последующие «измы», используя их как элементы современного искусства. Слияние противоположностей в «триумфальном синтезе» возможно, утверждают художники, чей философский манифест гласит: «Изображение воображаемого, воображение изображаемого, изображение изображения, воображение воображаемого, изображение воображаемого изображения, воображение изображаемого воображаемого …— вот где зарыта собака творчества!»

То, что мы видим на выставке, — своего рода абстракционизм в квадрате: абстракция, которая является выражением другой абстракции. Суть иносказаний объясняют длинные велеречивые названия картин в духе XVIII века: «Кубизм, отдающий дань благодарности Импрессионизму» (Андрей Филиппов), «Кубизм, изгоняющий Импрессионизм из храма Искусства» (Владимир Скерсис), «Театр, обличающий Перформанс» (Паруйр Давтян).

Работы каждого из художников складываются в узнаваемые по манере серии с определенным набором повторяющихся элементов. При этом ряд картин разных «артельцев» имеют одни и те же названия, например, «Бескорыстие и Трудолюбие, изгоняющие из храма искусства Зависть и Кумовство» (Юрий Альберт и Паруйр Давтян) или «Истина, плюющая в колодец», которая предстает в версии Юрия Альберта и Виктора Скерсиса. Художники выстраивают ироничный диалог между собой, со зрителем и со всей историей искусства, множа смыслы и ассоциации.

Однако в этом нет дадаистской насмешки или иррациональности. Напротив — смысловые связи между работами и исторические отсылки легко обнаруживают себя, что, конечно, льстит самолюбию зрителя. Но при этом художники не стремятся понравиться публике, потому что в конце концов искусство никому ничего не должно. Оно — игра воображения, в которой абстрактные идеи находят физическое воплощение — чтобы потом развоплотиться вновь.

Арт-уикенд в Москве: собака творчества и аллегорические абстракции на выставке в МАММ. Юрий Альберт. Милосердие критика. 2016

Юрий Альберт. Милосердие критика. 2016

Арт-уикенд в Москве: собака творчества и аллегорические абстракции на выставке в МАММ. Паруйр Давтян. Театр, обличающий Перформанс. 2016; Бескорыстие и Трудолюбие, изгоняющие из храма искусства Зависть и Кумовство. 2016

Паруйр Давтян. Театр, обличающий Перформанс. 2016

Бескорыстие и Трудолюбие, изгоняющие из храма искусства Зависть и Кумовство. 2016

Детали
До 10 сентября
Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16

 

 

 

27 июля 2017
Инна Логунова для раздела Культура