Можно ли человеку среднего и старшего возраста добиться работы мозга в полную силу? Особенно в условиях постоянного стресса и потока информации. Это миф или реальность?
Врач Юрий Медзиновский рассказывает
о пептидах и особенностях работы пептидных препаратов.
Помните фильм «Область тьмы»? Где главному герою, которого играет Брэдли Купер, случайно достаются удивительные таблетки, разработанные в тайной лаборатории. Съедаешь — и мозг начинает работать на полную катушку. Главный герой — неудачливый писатель: роман так и не начат, девушки не любят, друзей нет. Благодаря же таблеткам он мгновенно пишет книгу, становится донжуаном и душой любой компании — более того, даже проводит успешные финансовые операции, хотя вроде бы ни черта не смыслит в экономике. Просто мозг мгновенно выдает всю информацию, которая скопилась за жизнь и лежала мертвым грузом. А когда мозг работает в полную силу — человек становится почти сверхчеловеком.
Хотите так же, да? Или это, по-вашему, фантастика? А вот не совсем. Еще в начале XX века были открыты пептиды — короткие цепочки белков, которые регулируют процессы обновления клеток, заставляя их жить дольше, активнее и веселее. Выделялись они из биологического субстрата — из клеток желез и коры головного мозга крупного рогатого скота. Потом стали создавать уже синтетические варианты, их формула оказалась достаточно простой. Там две-три аминокислоты, соединенные определенным образом в цепочку, — для каждой части тела свои. Для головного мозга, например, был выделен пептид, который существует сейчас как лекарственный препарат, — кортексин. Кстати, это разработка наших военных ученых. Они изучали влияние пептидов на организм человека при стрессе, а именно — военнослужащего, который находится под воздействием облучения, тяжелых физических нагрузок.
Но мы с вами живем и так почти как на войне. Дикий ритм, стрессы, давящий объем информации. Сегодня люди в 35 лет уже жалуются: «Ой, ничего не помню, не могу это схватить, мозгов не хватает!» На самом деле всего хватает. Да, у нас прежде всего страдает и стареет нервная система. Я говорю о центральной нервной системе, о высшей нервной деятельности. Это наша память, внимание, интеллект. В 20 лет мы мгновенно принимали нужное решение, а в 35 уже мучаемся. Забываем важное, утомляемся после двух встреч, а впереди их еще пять. Все эти неприятные процессы можно не только устранить. Можно сделать из себя ну почти героя Брэдли Купера.
Тот же кортексин зарегистрирован как лекарственный препарат. Он отлично проявил себя при тяжелых патологиях нервной системы — при инсультах, черепно-мозговых травмах. Но изначально он создавался как препарат профилактический, который уменьшает влияние стресса, убирает депрессии, усталость. Сейчас его широкоприменяют в педиатрии: для детей с отставанием в развитии и, наоборот, для гиперактивных детей. Благодаря ему происходит стабилизация нервной системы. Пептиды, попадая в кору головного мозга, присоединяются внутри клеток к молекуле ДНК и активизируют выработку специфических белков и веществ. Они усиливают уровень высшей нервной деятельности, улучшают память.
Тут я только о мозге, чтобы как в кино. Но пептидные препараты творят разные «чудеса». Скажем, «Вентфорт» стимулирует клеточную регенерацию и восстановительные процессы в сосудистых структурах. «Визолутен» восстанавливает поврежденные структуры сетчатки, нормализует обменные процессы в клетках наших глаз. «Мэлсмон» продляет репродуктивный возраст женщин и мужчин, отодвигает климакс.
Пептиды рекомендуется применять раз в полгода и курсом. Разумеется, только по назначению врача. Потому что могут быть, допустим, аллергические реакции. В GLMED мы считаем идеальным сочетание инфузионного введения (внутривенно, капельно и внутримышечно), трансдермального (через кожу, в виде обертывания) и эндоназального электрофореза. Последний способ введения — самый эффективный, он доставляет пептиды прямо в мозг, словно вы и вправду хотите потягаться с героем Брэдли Купера. Выглядит это довольно прозаично — мы вставляем электроды в носовые пазухи, предварительно смачивая в пептидах их марлевую обертку. А эффект, конечно, футуристический — пептиды, минуя все барьеры, практически с током электричества попадают через слизистую носа напрямую в головной мозг. Минуя все барьеры — но оставаясь в не разрушенном виде, в чистом. Конечно, человек 65 лет после такого курса не выучит за месяц японский язык. Это все-таки не кино. Конечно, существуют ограничения, связанные с возрастом и личными особенностями.
Кстати, в том же фильме «Область тьмы» у фантастических таблеток был ужасный побочный эффект — разрушался организм. А человек без них уже не мог, возникала зависимость. Нет, пептидотерапия не дает никакой зависимости. И уж точно не надо путать ее с психостимуляторами вроде кофеина или, упаси бог, кокаина. Пептиды — не чужеродные химические вещества, взбадривающие мозг. Они мягко становятся «частью» мозга, если говорить совсем по-простому.
Раз в полгода я сам прокапываю себе пептиды, так что это и мой личный опыт. Однажды у меня была встреча с утра, которая неожиданно прервалась: собеседника срочно куда-то вызвали. Прошло дня три, мы встретились снова. За эти три дня у меня было еще не меньше двадцати встреч. Мой собеседник задумался: «Так на чем мы остановились?» И тут я слово в слово привел последние фразы нашего общения. Тот был очень удивлен: «Ты запомнил всё?!» На самом деле я еще запомнил рисунок его галстука, имя-отчество того, к кому он спешил на встречу, и номер его машины, потому что он его продиктовал кому-то в трубку, уходя. Но уж не стал сообщать о таких мелочах, я все-таки врач, а не супергерой.