В лондонской Галерее Саатчи открылась первая персональная выставка одной из ключевых фигур современного российского искусства Айдан Салаховой.
Фото: Арина Холод и пресс-служба Айдан Салаховой
Posta-Magazine побывал на экспозиции
под названием «Откровения» и спешит
поделиться своими впечатлениями от выставки.
Несколько дней назад в Галерее Саатчи открылась выставка, давшая новый толчок развитию отечественной арт-индустрии. Первая персональная экспозиция художницы Айдан Салаховой в Лондоне стала не только громким событием в сфере культуры, но и символическим рубежом, которому вполне под силу разделить западное отношение к современному российскому искусству на периоды «до» и «после». Ее работы запали в душу самому господину Саатчи: восхищение выдающегося коллекционера было столь велико, что он выделил Айдан Салахову из общего ряда: эксклюзивная экспозиция ее последних работ, получившая название «Откровения» (Revelations), проходит параллельно с выставкой Champagne Live, в которой представлены работы более десяти женщин-художниц. Стоит признать, что подобное решение было вполне закономерным, так как на фоне лаконичных и сильных работ Айдан творческие изыскания других участников могли просто потеряться.
Впервые с именем Айдан Салаховой, российской художницы с азербайджанскими корнями, дочери выдающегося живописца Таира Салахова, широкая общественность столкнулась в конце 80-х — начале 90-х годов: почти сразу она получила признание и известность как на родине, так и за рубежом. За время своей карьеры она приложила немало усилий для развития современного искусства в России (именно Айдан впервые познакомила публику с работами Хельмута Ньютона, открыв его выставку в Москве), и сегодня заслуженно играет одну из ведущих ролей на отечественное арт-сцене.
В своих работах художница исследует тонкие границы между двумя мирами, знакомыми ей не понаслышке: взаимодействие и различия Востока и Запада являются основными мотивами большинства ее работ. Новая выставка не исключение. Куратор Дженни Кристенсен отвела экспозиции Айдан Салаховой весь последний этаж галереи: здесь можно увидеть некоторые из последних работ художницы. В скульптурах и инсталляциях легко проследить отсылки к религиозной символике Ислама и размышления о положении и внутреннем мироощущении женщины в условиях, созданных традиционным патриархальным обществом.
Первые залы выставки воссоздают интимную атмосферу восточного гарема: каждая комната наполнена мистическими знаками, посланиями зрителю от художницы — некоторые из них открыто лежат на поверхности, другие прочитать гораздо сложнее. Потрясающие скульптуры и барельефы, созданные из гранита и мрамора, дополняются минималистичными графичными картинами (включая знаменитые «Персидские миниатюры»), — экспозиция символизирует глубину женского начал и его эзотерическую суть.
На контрасте вторая часть выставки кажется провокационной: именно здесь можно увидеть новую инсталляцию, которая очевидно является одним из самых ярких элементов «Откровений». Мраморные скульптуры в темной комнате, возбуждающее музыкальное сопровождение и вызывающий видеоряд: в нем мы видим женщин, чьи лица и тела скрыты абайями, и полуобнажённых мужчин, над которыми они открыто доминируют. Здесь чувство религиозного экстаза переплетается с явным эротическим подтекстом. В отличие от первых залов, где женское господство преподносится в мягком ключе, здесь художница показывает полярную противоположность традиционному укладу отношений между полам на Ближнем Востоке.
Во многом работы Айдан Салаховой отражают ее многообразное наследие: их истоки можно найти и в крови (российской, азербайджанской и узбекской), и в образовании (Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова), и в личном подходе к религии, искусству и взаимоотношению полов. В «Откровениях» мы следим за вьющейся линией размышлений художницы о «свободе» и «несвободе» женщины: здесь соединяются традиции и современность, религия и загадочные таинства, скрытые обращения и прямые отсылки к тем ли иным культурологическим парадигмам. Тем не менее, для того, чтобы оценить эту уникальную выставку, не обязательно быть искателем мистического смысла: даже не стремясь разгадать все метафизические загадки Айдан Салаховой, вы сможете по достоинству оценить безупречно выполненные работы и невероятную атмосферу «Откровений».
Детали от Posta-Magazine:
Выставка Айдан Салаховой Revelations («Откровения») продлится до 28 февраля 2016 г.
Saatchi Gallery
Duke Of York’s HQ, King’s Rd, London SW3 4RY