Культура

Кино недели: «Большая игра» Аарона Соркина

Сценарист «Социальной сети» и «Службы новостей» дебютировал в режиссуре с историей о создательнице самых престижных и дорогих американских подпольных покерных клубов 2000-х.

Основанная на книге мемуаров Молли Блум, «Большая игра» — одновременно и увлекательный рассказ о внутренней кухне казино, и портрет сильной личности со стойкими принципами.

В оригинале картина называется «Игра Молли». Речь о Молли Блум — «принцессе покера», содержавшей серию элитных подпольных казино США, в которых бывали богатейшие люди мира: от политиков и финансистов до кинозвезд и спортсменов. Игры Блум посещали Тоби Магуайр, Леонардо Ди Каприо, Бен Аффлек и многие другие. Однажды все это прекратилось: Молли предъявили судебное обвинение и изъяли все заработанные ей деньги. Причем обвинили ее не только в неуплате налогов и в несоблюдении закона об азартных играх, но еще и в связях с русской мафией, посещавшей казино. Что же такого примечательного Аарон Соркин, сценарист фильмов «Социальная сеть» и «Стив Джобс», сериалов «Западное крыло» и «Служба новостей», обнаружил в личности девушки, что решил посвятить ей свой режиссерский дебют?

Кино недели: «Большая игра» Аарона Соркина

Молли Блум, которую изобразила прекрасная Джессика Честейн, профессионально занималась лыжным спортом. Получив серьезную травму накануне Олимпийских игр, она навсегда попрощалась со спортом. Уехав в Лос-Анджелес, подальше от деспотичного отца (Кевин Костнер), девушка устроилась на работу, и ее босс предложил помочь ему в проведении закрытых турниров по покеру. Так началась главная история в жизни героини: в какой-то момент она увела основных, сплошь богатых и знаменитых игроков от циничного шефа и организовала свои турниры, даже участие в которых стоило неимоверных денег. Когда в Лос-Анджелесе не заладилось, Блум переехала в Нью-Йорк, где в ее клуб и вступили представители русско-еврейской мафии. Два раза с перерывом в два года к Молли наведывалось ФБР. В итоге возникла реальная угроза попасть за решетку. Главное, что нужно было сделать героине, чтобы избежать тюрьмы и разорения (конфискованные деньги тоже могли вернуть), — это назвать имена ее клиентов и выдать жесткие диски с возможным компроматом на них. Но Блум ни в какую на это не соглашалась, несмотря на уверения адвоката (Идрис Эльба), что это единственное верное решение.

Кино недели: «Большая игра» Аарона Соркина

Кино недели: «Большая игра» Аарона Соркина

Кино недели: «Большая игра» Аарона Соркина

Фильм Аарона Соркина сделан в его любимом жанре производственной драмы. Только на этот раз речь не о работе администрации президента или команды новостного телеканала, не о деятельности создателя Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации) или Apple, а о казино. Соркин многословно, подробно, временами не слишком понятно для профанов, но, тем не менее, внятно объясняет, как все устроено во вселенной игорного бизнеса, созданной Молли Блум. В частности, показывает, что долгое время Блум не нарушала закон. Процент со ставок она начала брать в основном из-за того, что иначе легко могла бы не только не заработать, но и попросту разориться. Кстати, длинные, мастерски написанные диалоги и монологи — визитная карточка Соркина, и в «Большой игре» они, несомненно, хороши.

Кино недели: «Большая игра» Аарона Соркина

Но в своих драмах Аарон Соркин всегда стремится продемонстрировать не только внутреннюю кухню определенной профессии, но и незаурядную сильную личность. Эта личность необязательно должна быть приятной и даже нравственной. Так, его Марк Цукерберг и Стив Джобс не то чтобы вызывают у зрителей большую симпатию — слишком часто они паршиво обходятся со своими близкими людьми. Тем не менее, их масштаб от этого не уменьшается. Молли Блум же в изображении Соркина — как отмечают многие — почти святая. Во-первых, героиня никогда не имела никаких отношений с посетителями своего казино, хотя те в большинстве своем, конечно, ее желали. Еще бы: красивая, эффектная, гламурная (так было надо) женщина, да еще и чертовски умная. Во-вторых, поведение Блум максимально альтруистично. Но, отбросив иронию, хочется признать: ничто в человеке не вызывает такого уважения, как его стремление быть верным своим принципам. Молли не хочет выдавать информацию об игроках, потому что это может разрушить их жизни, их семьи. Это, в свою очередь, запятнает уже ее репутацию, ее имя. А честное имя — это последнее, что у нее осталось. Принципиальностью она похожа, например, на персонажей сериала Соркина «Служба новостей», которые вдруг понимают, что необходимо прислушаться к своему внутреннему голосу и снова делать классные, честные новости. Соркин уверен, что репутация неимоверно важна, и главная героиня его совершенно искренне восхищает.

Кино недели: «Большая игра» Аарона Соркина

Другое дело, что в некотором роде «Большая игра» пришлась не ко времени. Премьера состоялась на фестивале в Торонто в сентябре, но уже вскоре началась волна скандалов, связанных с харассментом в Голливуде. К моменту выхода в американский прокат количество обвинений в сексуальном насилии достигло своего пика. Получается, что в нынешней обстановке молчание Молли Блум (она назвала лишь имена, уже указанные другими) кто-то может посчитать скорее злом, чем благом. Ведь грязное белье сильных мира сего тоже наверняка связано и с унижением женщин в том числе. Впрочем, пока звезды приходят на «Золотой глобус» в черном в знак протеста против сексуальных домогательств, француженки пишут письмо о том, что женщины уже начали перегибать палку, сильную Молли Блум продолжают называть феминистской иконой, а «Большая игра» была номинирована на два «Золотых глобуса». Реальная же Молли Блум вновь и вновь возрождается из пепла, как феникс. Сейчас она намеревается создать некий женский клуб, чтобы «объединиться, вместе вырасти и преуспеть».

 

 

 

11 января 2018
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура