Какие вопросы должен задать себе бизнесмен, который хочет сохранить свой бизнес в мире после пандемии? Мы внимательно изучили статью на сайте Гарвардской школы бизнеса Harvard Business Review (HBR) и публикуем основные тезисы этой стратегии.
К выводу о том, что после окончания пандемии мир необратимо изменится, пришли уже многие эксперты, и в области экономики, и антропологии, и психологии, и лайфстайла. Тяжелый период абсолютно для всех жителей планеты, всех стран и политических и социальных систем, несомненно, скажется серьезными изменениями во многих сферах. Поддержкой бизнеса уже занялись власти некоторых государств, понимая, что именно на этом держится экономика страны. Однако это не значит, что бизнесменам остается лишь ждать окончания пандемии, рвать на себе волосы и требовать аналогичной поддержки от своего правительства. Сейчас отличный момент для глубокого анализа своих возможностей, планирования и подготовки к тому моменту, когда ситуация «отскочит» в состояние, близкое к прежнему. Гарвардская школа бизнеса предлагает не терять времени и заняться продумыванием стратегии прямо сейчас, опираясь на пять вопросов.
Стратегия, описанная в статье HBR, основана на схеме Генри Минцберга, профессора менеджмента Макгилльского университета в Монреале, известной как «Пять П» — план, прием, поведение, позиция, перспектива (plan, ploy, pattern, position, perspective). Схема Минцберга полностью описывает этапы построения бизнес-стратегии для любой компании или бренда. Вкратце, планирование — необходимая часть стратегии, помогающая определить, где вы находитесь сейчас и где хотите оказаться спустя определенный промежуток времени. Опираясь на план, компания может постепенно развиваться и набирать обороты. Прием — это то, что будет отличать ваш бизнес от бизнеса конкурентов. Поведение — анализ того, как ваша компания ведет себя и на рынке, и внутри структуры. Позиция — место вашего бизнеса по сравнению с конкурентами и референсами на рынке, ниша, которую вы уже отвоевали или собираетесь отвоевать. И наконец перспектива — то, на что вы можете рассчитывать.