PostaБизнес

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

В преддверии 8 Марта — Международного женского дня — мы начинаем серию интервью с бизнесвумен, которые вдохновляют и влюбляют в себя. Своей миссией Алия Прокофьева называет непростую задачу: «Я хочу сделать путешествия внутри нашей Солнечной системы доступными и безопасными для человечества».

Фото: Ян Кооманс
Стиль: Ирэн Дужий
MUAH: Камилла Кашина

«Для этого нам предстоит совершить десятки технологических открытий — например, изобрести новый тип двигателя, который позволит быстро перемещаться между планетами», — говорит Алия.

Когда я впервые услышала о компании «Галактика» и о том, что главная задача ее владелицы — «сделать космос доступнее для каждого человека», вопрос у меня был только один: «Девушка, вы серьезно?» Но, похоже, она и не думает шутить. В наше время, когда богатые и целеустремленные красотки чаще всего управляют салонами красоты, пишут картины или записывают видеоуроки из серии «Как накачать попу», мы увлеченно говорим с Алией о… вложениях в космос и путешествиях внутри Солнечной системы.

О том, с чего все началось, наша героиня говорит так: «Я буквально родилась в Пулковской обсерватории, что находится в 19 км от Санкт-Петербурга. Ее возглавляла моя мама, и это сыграло решающую роль в моей жизни. Мама любила рассказывать о том, что можно перемещаться через черные дыры, что на других планетах есть жизнь и что во Вселенной существуют параллельные галактики. А моя тетя изучала черные дыры и объясняла мне устройство Вселенной, делилась тонкостями астрономических наблюдений и информацией о том, кто и как создает самые точные атласы звезд. Она говорила об ученых, конструкторах, космонавтах — и я видела продолжение ее рассказов в своих снах». Бывают случаи, когда ты встречаешься с интересной героиней, заряжаешься от нее энергией. Она в хорошем смысле выбивает тебя из привычной колеи. Описывая такую героиню коллегам, ты закатываешь глаза и говоришь: «Она такая… космическая!» В данном случае, как вы понимаете, я ничуть не преувеличиваю.

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

Татьяна Сабуренкова: Алия, вы наверняка уже устали от реакции простых смертных на вашу профессию, название компании, на саму суть того, чем вы занимаетесь.

Алия Прокофьева: Конечно, это не привычная нам реальность. Но я в ней как-то очень комфортно существую. (Улыбается.)

— 
В вашем случае хотя бы понятно, с чего все началось: с великой мамы…


Да, другой я и не могла у нее вырасти. Пулковская обсерватория, которую возглавляла моя мама, до сих пор считается одной из ведущих в мире. В детстве меня окружали невероятные люди: в большинстве своем астрофизики, реже — писатели-фантасты. Поскольку мама дружила, например, с братьями Стругацкими, вечером за ужином мы часто обсуждали, почему бы не попробовать перемещаться по Вселенной? Или — как через черные дыры проще путешествовать во времени? Для нас эти разговоры были в порядке вещей, как для кого-то — разговоры о гречке с грибами.

— 
Вы тоже хотели стать ученым?

— 
Нет, я как раз четко для себя решила, что ученым быть не хочу. В довольно раннем возрасте я поняла, что мой мозг работает не настолько систематично: я не могу часами сидеть на одном месте и разбираться в деталях. Мне куда интереснее общаться с людьми, узнавать истории, создавать что-то руками — делать то, к чему можно будет потом прикоснуться. Именно так некоторое время назад родилась «Галактика» — компания, которую я изначально задумала как некое сообщество. Я начала набирать людей — профессионалов в космической сфере, потому что сама не инженер, не технарь и не физик. Я скорее визионер и идеолог, в какой-то степени бизнесвумен, хотя и не на сто процентов. Люди бизнеса делают все для того, чтобы зарабатывать деньги, это их главная цель. Моя задача шире — сделать космос более доступным для людей. Причем во всех смыслах этого слова: доступным как для понимания, так и для физического перемещения туда.

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

— 
Насколько такое вообще реально? Космический туризм ведь стоит огромных денег. Вспомнить того же Ричарда Брэнсона с его обещаниями: люди готовы платить миллионы, которые он просит. Но путешествий все равно пока не случилось.

— 
В нашей жизни реально все, потому что технологии уже есть. То, что эти путешествия пока недоступны массово, — вопрос цены. Сравним, допустим, сегодняшний день и те годы, когда авиаперелеты только начинали становиться регулярными. Летать на самолетах могли позволить себе только единицы, но со временем эту проблему решили. По сути, моя идея — о том же: нужно найти способ удешевить технологии и сделать сами перемещения более комфортными. Ведь как мы себе стереотипно представляем такое путешествие? Ты облачаешься в тяжеленный скафандр, долго-долго летишь, что-то там ковыряешь, ставишь флаг. Но это не то, о чем я говорю.

— 
Какова цена такого полета сегодня?

— 
Если вы хотите сесть в космический корабль, испытать невесомость, вылететь к телу орбиты, повисеть там минуты две и вернуться на Землю, это обойдется примерно в 250 000 евро. Такова стоимость за одно кресло. За то, чтобы добраться до Луны и просто облететь ее, Илон Маск, например, ставит цену порядка 75 млн евро. У нас в России суммы аналогичные. Просто отправить астронавта на МКС сейчас стоит порядка 30–40 млн евро и год подготовки.

— 
Путь от этих сумасшедших цифр до массового туризма — очень неблизкий. У вас не опускаются руки, когда вы это осознаете?

— 
Я уже свыклась с этой мыслью. (Смеется.) Не стоит забывать, что полететь в космос сегодня — еще и самый настоящий экстрим. Вам нужна специальная подготовка, которая занимает минимум полгода.

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

— 
А вот Илон Маск недавно заявил, что готовит проект, по итогам которого на ракете можно будет долететь из Нью-Йорка до Шанхая. Типа за 26 минут. Это будет какой-то новый суперрекорд?

— 
Мог бы быть таковым, но Маск очень многое говорит и делает чисто ради пиара. Если серьезно вдуматься, то выясняется следующее: для того чтобы физически перенести этот полет, вам нужно иметь идеальное здоровье космонавта с идеальным давлением, потому что вы испытываете перегрузку 5 g, пока летите вверх, там наверху попадаете в невесомость, а потом еще — свободное падение с теми же 5 g. Более того, чтобы ракета нужного размера стартовала из Нью-Йорка, поле для отчуждения необходимо в размере минимум 200 км. А где найти столько пустого пространства? То есть, если ты живешь в Нью-Йорке, тебе в любом случае нужно садиться в машину и ехать на полигон те же восемь-девять часов, что ты потратишь на авиаперелет до Шанхая. Получается, в данном конкретном случае в этой задумке больше маркетинга, чем здравого смысла.

— 
В чем заключается ваша работа в «Галактике»?

— 
Повторюсь: у нас есть главная задача — сделать проживание и передвижение в космосе доступными. Мы работаем над проектом комплексно-орбитального города: у него даже есть название — «Эфир». Мы оттолкнулись от теории Циолковского, согласно которой люди могут жить в эфирных поселениях. Также есть небольшие проекты: реализуя их, мы идем к главной цели. Что нужно для «орбитального поселения»? Строительные материалы, 3D-принтеры для производства и строительства, роботы, ракета-носители.

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

— 
Звучит так, что даже я, сидя напротив вас и слушая, с трудом в это верю…

— 
Но это реально, ведь все отдельные компоненты для осуществления нашего плана уже есть. Например, один из текущих наших проектов — это ракета-носители легкого класса для выведения грузов на орбиту, для доставки, например, спутников. Другой проект — специальная капсула для проведения экспериментов в космосе, которая доставит на орбиту принтер, чтобы он там что-то собрал, вернулся обратно и мы смогли посмотреть, как все происходило. Третий маленький шаг — сам принтер, предназначенный для того, чтобы строить в космосе нужные конструкции. Следующим шагом будет собственный пилотируемый корабль, но тут мы уже говорим о сложных и очень дорогих вещах. Учитывая, что я занялась всем этим действительно активно лишь полтора года назад, уже есть неплохой прогресс.



Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

— 
Вы когда-нибудь выходили в открытый космос? Или вы работаете над тем, чего сами пока не испытали?

— 
Естественно, я этого хочу, но во мне долгое время шла идеологическая борьба с самой собой. С одной стороны, мне очень хочется туда полететь и все посмотреть, а с другой — я понимаю, что на это уйдет такое количество сил, времени и финансов, что я вынуждена буду «забить» на все остальное, текущее и не менее важное.

— 
Когда мы выбирали место для съемок, вы тут же предложили московский бутик Dior. Вы большая поклонница бренда?

— 
Да, это мое вдохновение! Для меня важны ощущения, эмоции, я не могу просто взять и потратить деньги, потому что кто-то решил: «это — модная вещь» или «эта сумка нужна для поддержания статуса». Для меня Dior — прежде всего женственность. История настоящей женщины, которая любит и умеет носить платья, юбки, каблуки. Бренд я люблю с детства: раньше у меня было очень много альбомов о моде, и я могла подолгу зависать над костюмами и платьями в стиле new look. Мне нравилось рисовать в этом стиле красивых девушек, одетых в наряды с невероятными силуэтами, с юбками по щиколотку, в виде трапеций. Потом уже в мою жизнь вошли ароматы, косметические средства, и это понятно: ну зачем подростку сумка Dior? Первую вещь я купила себе значительно позже: на блошином рынке в Париже нашла антикварные серьги 70-х годов и влюбилась в них.

— 
Мода чуть было не стала делом вашей жизни, ведь так?

— 
Действительно, я только десять лет назад переехала из Питера в Москву. До этого работала в мире люкса — в питерском бутике Babochka директором по маркетингу. Поэтому прекрасно понимаю, чем и как живет модный бизнес.

— 
Многие люди, поработав в мире моды, становятся спокойнее к покупке дорогих вещей. Они понимают величину наценки, знают о миллионных контрактах суперзвезд, которые рекламируют бренд, и т. д. А есть, наоборот, те, кто тратит на моду всю зарплату, залезая в долги. К какому типу личности вы бы себя отнесли?

— 
Я, наверное, зависла где-то посередине. (Смеется.) Будь моя воля, я бы каждый день ходила в кутюрных платьях. Знаю, что многие люди считают, что глупо тратить средства на платья из кутюрной линейки, но в случае со мной дело обстоит по-другому. Даже если одежда, мягко говоря, не всегда соответствует погоде и другим «условиям проживания», в которых мы находимся, я готова носить красивые, невесомые платья с утра и до вечера. Все просто упирается в финансы.

— 
А если говорить о ювелирных изделиях и крупной бижутерии: что преобладает в вашей коллекции?

— 
Я очень люблю украшения и считаю, что их много не бывает. Я могу купить ювелирные часы с очень маленьким циферблатом, а потом увижу массивный перстень — и он мне тоже западет в душу.

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

— 
Как выглядит обычный распорядок дня девушки, которая серьезно занимается космосом?

— 
Сейчас не самый показательный период: после рождения ребенка я не могу позволить себе многие вещи, которые позволяла раньше. Но мое самое любимое время — с 6:00 до 7:30 утра, когда у тебя есть только твои мысли, никто не звонит и не беспокоит. Я обязательно стараюсь просыпаться пораньше, рисовать или что-то писать, фантазировать. Таким образом я заряжаюсь на целый день. Конечно, спорт тоже никто не отменял, но я не хожу в зал и занимаюсь только с тренером по индивидуальной программе — смесью пилатеса и йоги.

— 
Наш современный мир сложно представить без интернета. Вы часто «залипаете» в «Инстаграм* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)», пролистывая ленту, или это не про вас?

— 
Совершенно не про меня! Для меня интернет — лишь способ искать информацию, а на тупое пролистывание и наблюдение за чужой жизнью у меня просто нет времени. К тому же в соцсетях я встречаю довольно мало вещей, которые могут по-настоящему увлечь. Хотя спектр моих интересов очень широк: я могу читать тексты обо всем на свете — от квантовой физики до криптовалют.

— 
Говоря о космосе и о будущем, хочу спросить вас о биткоине. Что вы обо всем этом думаете? Стоит ли, как сделала недавно одна голландская семья, продать дом, машину и все нажитое, вложиться в криптовалюту, взять детей и собаку и уехать жить в Таиланд?

— 
Я как раз приехала на наше интервью со встречи со специалистами, которые консультируют наше правительство на тему крипторубля. Мы обсуждали математику криптовалюты в будущем. Я считаю, что это очень классный инструмент — если знать, как правильно с ним управляться. Что такое криптовалюта? Ее суть, в общем-то, заключается в том, что то или иное решение принимается не просто потому, что государство посчитало правильным кому-то дать денег, а потому, что за него выступило сообщество. И в этом заключается ценность. Но я против хайпа, который вдруг поднялся вокруг биткоинов: всем обещают, что вы можете купить что-то непонятное за 30 000 рублей, а потом вдруг получить миллион. Но так уже никогда не будет: это было реально в самом начале, когда о биткоинах знали единицы.

— 
На что, по-вашему, правильнее всего тратить деньги, если речь идет об удовольствиях?

— 
Я твердо уверена в том, что из маленьких вещей рождается ваше ощущение от жизни: очень важны детали. Например, можно не лениться, а пойти на ланч с приятным человеком в «Уголек» или в «Северяне», зарядиться атмосферой, увидеть знакомых. Обязательно нужно устраивать себе длинные уикенды. Я, например, с удовольствием на пару дней улетаю в Марракеш или в Танжер. Или куда-то в Италию, которую очень люблю. Да тот же Париж и пара дней красоты и шопинга — и у тебя снова прекрасное настроение и боевой дух!

Women in Power: глава частной космической компании «Галактика» Алия Прокофьева

— 
Если возвращаться к разговору о люксе, что для вас настоящая роскошь? Скажем, во время путешествий?

— 
Сервис! За это я очень люблю отели Aman Resorts. В Венеции, в Таиланде — они лучшие. И сложно сказать, что именно меня в них вдохновляет: люди вокруг, то, как ты себя чувствуешь, детали, на которые все там обращают внимание. Или, скажем, Four Seasons во Флоренции: это невероятное место, куда все время хочется возвращаться. Завтрака лучше, чем там, в принципе невозможно найти! Также мне очень нравится проект, который создал знаменитый французский шеф Ален Дюкасс, — Châteaux & Hôtels. Если я путешествую по Италии или Франции, живу только там.

— 
Что обязательно лежит в вашей косметичке, когда вы путешествуете?

— 
Я не бьютиголик и точно не стану пробовать на себе все до единой новинки. И не буду смотреть на YouTube ролики о том, как кто-то делает макияж, и пытаться это повторить. Вот это — не мое. Но когда я во что-то влюбляюсь — это надолго. Например, не так давно я открыла для себя фантастические гелевые маски корейского бренда Dr.Jart+: легко наносятся, быстро снимаются, дают прекрасный результат. А я очень ценю, когда все просто и результативно.

— 
Без какой типично женской вещи вы точно не смогли бы обойтись на необитаемом острове?

— 
Без массажа лица раз в неделю! У меня есть два любимых мастера. Одна редко бывает в Москве: она ученица знаменитой француженки Жоэль Сиокко, которая придумала скульптурный и буккальный массажи по своей методике. Вторая моя «звезда» — Ирина в московском салоне «Восточный экспресс»: к ней хожу постоянно и всегда вижу результат. Будет время, обязательно попробуйте.

01 марта 2018
Татьяна Сабуренкова для раздела PostaБизнес