Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность?

 
Арина Холод
Все статьи автора
Арина Холод

— старший редактор Posta-Magazine в Лондоне


«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее», — цитата из «Алисы в Зазеркалье» как нельзя лучше описывает образ жизни среднестатистического городского обитателя.

 
 
Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпо...

Постоянно ускоряющийся темп жизни

заставляет на первое место ставить не внешний вид, а комфорт — мы попробовали разобраться, какое влияние социальные условия оказывают на эстетические предпочтения.

В 1926 году американский экономист Джордж Тейлор разработал занимательную теорию. Основная идея Hemline Index («Индекса подола») сводилась к простому правилу: чем короче длина юбки, тем лучше идут дела в мировой экономике, и наоборот — чем юбка длиннее, тем ситуация хуже. Тейлор объяснял это тем, что во времена экономической стабильности у женщин появляется больше финансовой свободы и они могут позволить себе купить дорогие, качественные чулки. В тяжелые годы лишних денег на колготки нет, ноги приходится прятать под скромным макси. Так, в 20-е в моде были укороченные платья, а в период Великой депрессии — консервативный длинные юбки, экономический бум шестидесятых ознаменовался изобретением мини, а нефтяной кризис 73-го года вновь вернул юбки ниже колена. И хотя эту теорию, скорее, можно отнести к разделу городских легенд, нежели к серьезным экономическим исследованиям, рациональное зерно в ней есть: наш внешний вид значительно зависит от того, что происходит с миром вокруг.

Представления об эстетике меняются постоянно: например, в последнее время мы все чаще делаем выбор в пользу простоты и практичности. Это напрямую обусловливается социальными потребностями. Темп жизни ускоряется с каждым годом: сегодня для того, чтобы достигнуть определенного уровня, необходимо схватывать новые знания на лету и успевать делать миллион дел одновременно. Таким образом, время становится самым ценным ресурсом, а умение его правильно распределять — одним из залогов успеха в обществе. Учитывая этот фактор, укрепление тенденции на утилитаризм вполне понятно.

Отследить влияние социального аспекта можно по бьюти-трендам. Так, в начале и середине 2000-х темные отросшие корни, контрастирующие со светлыми волосами, считались признаком плохого тона или банальной нехватки финансов. Для того чтобы поддерживать «идеальный» по меркам того времени блонд, краситься приходилось чуть ли не раз в три недели. Прошло несколько лет — и ситуация изменилась. Сегодня в моде неоднородное окрашивание, чаще естественное, иногда — не очень. Омбре, baby highlights, нарочито темные корни. Все эти техники объединяет одно: даже отрастая, они смотрятся весьма сносно, и тратить время на салон приходится гораздо реже. И что интересно: сделать красивый балаяж стоит гораздо дороже, чем просто покрасить волосы в платиновый оттенок.

Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность? Кейт Мосс, Оливия Уайлд, Кайли Дженнер, Камерон Диас

Кейт Мосс, Оливия Уайлд, Кайли Дженнер, Камерон Диас

Мода на укладки тоже изменилась. Пару лет назад волны в голливудском стиле пользовались безумной популярностью, сегодня залаченные кудри кажутся до смешного старомодными. В тренде легкие, небрежные прически — полки магазинов буквально переполнены средствами для создания «пляжных» волн. Для наглядности: сравните образ Блейк Лайвли на балу Метрополитен-музея три года назад и на Каннском кинофестивале в прошлом году. Или укладку Джессики Честейн образца 2012 года и образца 2016. Сегодня стиль «волосок к волоску» явно не в почете.

Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность? Блейк Лайвли, Джессика Честейн

Блейк Лайвли, Джессика Честейн

Или взять мультитаскинг — бьюти-рынок переполнен продуктами, которым под силу выполнить две, три, а то и четыре разных функции одновременно. Тональные основы не просто маскируют: они матируют, увлажняют, защищают от ультрафиолета и даже избавляют от следов постакне. Блески для губ можно наносить вместо румян, а гелем для бровей красить ресницы. Подобные средства экономят нам массу времени: теперь вместо сыворотки, эмульсии и питательной маски можно ограничиться одним лишь кремом. При этом мы стараемся делать ставку на те продукты, чье действие длится как можно дольше — мы слишком заняты для того, чтобы поправлять макияж каждые три-четыре часа. Компании идут навстречу, выпуская сверхстойский тон и помады, которые не стираются по 24 часа. Это не шутка: например, Maybelline Super Stay на данный момент является одним из главных косметических бестселлеров массового сегмента. И хотя сутки на губах, она, конечно, не продержится, но стереть такую помаду действительно крайне сложно.

Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность?

Еще одним хорошим индикатором служит мода на «естественную» красоту: взглянуть хотя бы на показы в рамках этой Недели моды в Нью-Йорке. Оформленные брови и немного румян — и, voilà, вы в тренде. Кто-то, конечно, может возразить, приведя в пример Инстаграм-блогеров или сестер Кардашян, но давайте рассуждать рационально: для них «бэйкинг» и контуринг — это часть работы. А вот у обычного офисного сотрудника, медсестры или финансового аналитика вряд ли найдется лишний час на «запекание» лица и выведение стрелок. И это совсем не значит, что нам становится все равно, как мы выглядим: наоборот, косметическая индустрия сегодня развивается как никогда быстро, просто в другом направлении. Нам теперь важен не процесс, а результат. И нежиться три часа в спа кажется сомнительным удовольствием, потому что мы знаем — это время (и деньги!) можно потратить на что-то более эффективное. Например, на сон, спорт, поход к стоматологу или дерматологу. Тем более что с красивой улыбкой и здоровой, сияющей кожей необходимость в дополнительных косметических ухищрениях как-то отпадает сама собой.

Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность? Proenza Schouler (осень-зима 2017/18), Sies Marjan, Lacoste, Calvin Klein

Proenza Schouler (осень-зима 2017/18), Sies Marjan, Lacoste, Calvin Klein

Но давайте все же вернемся к «Индексу подола»: могут ли внешние факторы влиять на то, что мы носим? Безусловно. История подтверждала это неоднократно. Первая мировая война изменила не только карту мира, но и значительно подкорректировала женский гардероб. В моду вошли такие функциональные вещи, как пальто-тренчи и жакеты с карманами. На смену громоздким корсетам пришли удобные бюстгальтеры, а платья больше не подгонялись в ателье — на это не было времени. Женщинам пришлось занять рабочие места, которые раньше принадлежали мужчинам, красивым нарядам они вынуждены были предпочесть комфортные: украшения были забыты, сложные укладки сменили пучки. Вернулся утерянный элемент шика лишь после подписания Версальского договора, впрочем, ненадолго. Во время Второй мировой войны оккупированный Париж перестал быть модной столицей мира, центр текстильной промышленности переместился в США, и американские дизайнеры стали активно развивать направление prêt-à-porter (кстати, именно этому моменту в истории мы обязаны появлению практичного американского стиля). Жителям Европы также пришлось вновь обратиться к простой повседневной одежде, лаконичному крою: сказывалась нехватка рук и материалов. Впрочем, спад продолжался недолго. Уже в 47 году Диор создает знаменитую линию Corolle: ультраженственная концепция New Look вновь качает модный маятник в другую сторону.

Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность?

В современной моде примеров подобной зависимости от внешних факторов тоже достаточно. Феминистические лозунги Марии Грации Кьюри (Dior), политические послания Демны Гвасалии (Balenciaga), реакция дизайнеров на «Брекзит» — то, что мы видим на подиумах, явно отображает происходящее далеко за их пределами. Городские условия рождают моду на урбанизм, экологические проблемы заставляют задуматься о создании минималистического капсульного гардероба, уход от привычных гендерных ролей прослеживается в тренде на андрогинность, а желание комфорта находит отражение в общем увлечением псевдоспротивным стилем. Всего несколько лет назад платья с кроссовками носили только стилисты и модные редакторы, сегодня таким сочетанием никого не удивишь. Одна лишь популярность athleisure много говорит о современном образе жизни: удобство становится самым важным фактором при выборе одежды. На «красивость» времени не остается — идеи эфемерной красоты в современных условиях просто не востребованы.

Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность? Кьяра Ферраньи

Кьяра Ферраньи

Trend Alert: мода на утилитарность. Почему красоте мы предпочитаем практичность? Карли Клосс, Кендалл Дженнер и Джиджи Хадид, Рианна

Карли Клосс, Кендалл Дженнер и Джиджи Хадид, Рианна

Темп нашей жизни влияет на все ее части: интерьер, образование, даже наше питание. За нас готовят и считают калории (завтрак и обед специальные компании могут доставлять в офис ежедневно и с учетом персональных требований), в супермаркетах продаются готовые супы и салаты. Даже культура fine dining за последние годы значительно сдала позиции: ведущие шефы открывают бистро, а мишленовский гид включает в том числе и бюджетные рестораны, где средняя стоимость блюда не превышает пяти-десяти долларов. Это вполне понятно: после долгого рабочего дня мало кто испытывает желание чинно ужинать посреди белых скатертей и канделябров. Нам хочется расслабиться в приятной атмосфере с хорошей едой и первоклассным вином, но без галстуков и вечерних платьев.

В западном социуме, как и в любом другом, модные веяния — в глобальном смысле, речь идет не только о текстильной индустрии — напрямую зависят от внешних факторов. Как мы одеваемся, какими продуктами пользуемся, где проводим каникулы, каким спортом занимаемся, что мы едим на ужин... На наш выбор влияет огромное количество разных условий — социальных, экономических, политических. Актуальные идеи внешней красоты напрямую коррелируются с нашими потребностями. Сейчас мы делаем ставку на удобство, простоту и скорость, в будущем, возможно, вернемся к изобилию, помпезности и умышленной непрактичности. Впрочем, учитывая направление, в котором развивается современное общество, это кажется не слишком вероятным.

 

 

 

Арина Холод для раздела «Мода», опубликовано: 16 февраля 2017

Похожие статьи | Новые статьи
 
 

Самое популярное за неделю на Posta-Magazine
Авто с Яном Коомансом. Салон во Франкфурте: главные хиты IAA 2017
Вся правда о Valmont: глицерин за 4 евро и запуск ароматов в следующем году
Переоценка ценностей: что мы знаем о Томе Харди
«Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова: от Пушкина до Хаски
#postatravelnotes Дарья Михалкова об идеальных выходных в Барселоне и о «спортивной» Андорре
Джереми Айронс: испытание на прочность

       
©2011—2017 Posta-Magazine
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет.