Культура

Исчезновение в море и живопись звуков: самые интересные выставки ноября в мире

Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.

Жан-Мишель Баския, тбилисские сцены Нико Пиросмани, мифический мир прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, медитативный видеоарт Таситы Дин — об этих и других выставках ноября, которые нужно внести в ваш календарь, в нашем обзоре.

«Альберто Джакометти. Ретроспектива»

Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 24 февраля

«Видеть, понимать мир, остро чувствовать его, постоянно совершенствовать свои способности к познанию», — именно этой неиссякаемой потребностью в понимании сути вещей питалось, по его собственным словам, искусство Альберто Джакометти. Значительная часть его работ для масштабной ретроспективы в Музее Гуггенхайма в Бильбао была предоставлена парижским Фондом Джакометти, обладающим самой полной коллекцией произведений всех периодов творчества художника: от кубизма и сюрреализма 1920-х годов до экзистенциализма послевоенного времени. Моментально узнаваемые истонченные фигуры, ставшие визитной карточкой художника, появились в его творчестве в 1945 году как попытка изжить травмы войны. Если в 1930-е Альберто Джакометти, экспериментируя с объемом и пространством, создавал миниатюрные статуэтки, порой не более трех сантиметров, то теперь они вытянулись, удлинились, сохранив при этом хрупкость мелкой пластики — идеальная метафора непрочности человеческой жизни. По словам Сартра, считавшего Джакометти «идеальным экзистенциальным художником», его скульптура существует «на полпути между бытием и ничто». В числе более 200 произведений живописи, скульптуры и графики, Музей Гуггенхайма, переняв эстафету от Тейт Модерн, показывает знаменитую скульптурную группу «Женщины Венеции», которая не выставлялась в полном объеме с 1956 года, когда впервые была представлена на Венецианской биеннале.

«Альберто Джакометти. Ретроспектива»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 24 февраля

«Альберто Джакометти. Ретроспектива»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 24 февраля


«Эдвард Берн-Джонс»

Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
До 24 февраля

Родившийся в 1833 году Эдвард Берн-Джонс отрицал индустриальный мир викторианской Англии, черпая вдохновение в средневековом искусстве, мифах и легендах. Один из пионеров символистского направления в искусстве, он был единственным из Братства прерафаэлитов, получившим мировое признание при жизни. Его живописный микрокосм населен благородными рыцарями короля Артура, меланхоличными девами и исполненными покоя библейскими ангелами. Его герои отрешены от мира, созерцательны и погружены в себя. На ретроспективной выставке представлено более 150 работ более чем плодотворной сорокалетней карьеры художника, среди которых знаменитые полотна «Любовь среди руин» и «Колесо фортуны». Также в экспозицию вошли два самых известных живописных цикла. Один, написанный по заказу премьер-министра Великобритании Артура Бэлфора для музыкального салона его лондонской резиденции, посвящен античному мифу о Персее, отправившемся в царство богини ночи Никты и бога смерти Танатоса. Второй иллюстрирует сказку о Спящей красавице. Эдвард Берн-Джонс, не получивший формального художественного образования, работал на стыке изящного и декоративно-прикладного искусства, с его именем напрямую связано возрождение витражной традиции в Британии — так, на выставке можно увидеть витраж «Добрый пастырь», один из замечательных примеров его ранних работ в качестве церковного декоратора.

«Эдвард Берн-Джонс»
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
До 24 февраля


«Жан-Мишель Баския»

Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция

До 14 января

В парижском Фонде Louis Vuitton открылся очередной выставочный блокбастер — четыре этажа здания занимает масштабная ретроспектива легендарного Жан-Мишеля Баския. Его жизнь и карьера развивались стремительно, он промелькнул вспышкой, всего за несколько лет превратившись из бездомного стрит-артиста в мировую знаменитость, и сгорел, не дожив до тридцати лет. Выставка организована хронологически и соответствует трем условным периодам творчества художника. В 1980-1982 годах центральными образами его работ были скелеты и лица-маски. Следующие три года в работах Баския — это исследование собственной национальной и расовой идентичности (его мать была пуэрториканского происхождения, отец — гаитянин), произведения этого времени насыщены отсылками к африканской культуре. Так, среди наиболее известных работ на выставке можно увидеть картину «Голливудские африканцы перед китайским кинотеатром со следами кинозвезд». На этот же период приходится его активная коллаборация с Энди Уорхолом — в совместных работах они экспериментировали, соединяя печать и графику. В последние три года жизни Баския создает крупноформатные полотна-коллажи с рваными композициями и плотными, пастозными поверхностями, используя одновременно акриловые краски и масляную пастель. В творчестве Баския смешаны отсылки к Ренессансу и наиболее радикальным художественным течениям XX века, но его сила воздействия — прежде всего в невероятной эмоциональной экспрессии, трагическом ощущении жизни и бунте против не нами установленного порядка вещей.

«Жан-Мишель Баския»
Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция
До 14 января

«Жан-Мишель Баския»
Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция
До 14 января


«Карло Карра»

Палаццо Реале, Милан, Италия

До 3 февраля

«Чтобы создать эту совершенную живопись… живопись как пластическое состояние души, всеобщности, надо писать так, как пьяные поют и выблевывают звуки, шумы и запахи», — заявлял Карло Карра в 1913 году в футуристическом манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов». Изображение не только должно было передавать динамику, мощное движение жизни, но и служить пластическим эквивалентом явлений, которые человек воспринимает с помощью слуха и обоняния. То есть живопись зритель должен не только видеть, но и в буквальном смысле ощущать: своеобразный прототип 3D и виртуальной реальности. Одна из ключевых фигур европейского авангарда, на протяжении своей карьеры Карра прошел через увлечение футуризмом, кубизмом, вдохновленной искусством де Кирико метафизической живописью, а в конце жизни обратился к неоклассике. В этом смысле крупная — более 130 работ — ретроспектива Карло Карра в миланском Палаццо Реале, отражающая все периоды его творчества, также являет собой своеобразный экскурс в историю художественных течений Италии начала XX века.

«Карло Карра»
Палаццо Реале, Милан, Италия
До 3 февраля


«Нико Пиросмани»

Альбертина, Вена, Австрия

До 27 января

Бродяга, самородок, блаженный, заявлявший, что видит святых, а его кисть «пишет сама», Нико Пиросмани жил в нищете, порой не имея достаточно денег не только на краски, но и на еду. Его заказчиками выступали держатели тбилисских трактиров — духанов, они же предоставляли скромное жилье, но Пиросмани нигде не задерживался подолгу. Рисовал на клеенках, которыми накрывали столы, — когда за скромную плату, а когда и за рюмку водки. Значительную часть его работ составляли вывески, многие из которых, по понятным причинам, были утеряны. В художественных кругах о талантливом самоучке узнали и заговорили, когда тому было уже лет пятьдесят (точная дата рождения Пиросмани неизвестна, предположительно 1862 год): в 1912 году его открыли и начали собирать и пропагандировать футуристы братья Илья и Кирилл Зданевичи. При всей условности мир Пиросмани пронзительно настоящий: все его персонажи, будь то люди или животные, наделены какой-то детской мудростью, тем знанием и понимаем мира, которое возможно не благодаря опыту, а, наоборот, его отсутствию. Язык Пиросмани — это язык интуиции, чувства, свободы, которую нелюдимый Нико ценил более всего в жизни.

«Нико Пиросмани»
Альбертина, Вена, Австрия
До 27 января

«Нико Пиросмани»
Альбертина, Вена, Австрия
До 27 января


«Эмиль Нольде»

Центр Пауля Клее, Берн, Швейцария

17 ноября—3 марта

Если вы не увидели недавно завершившуюся выставку Эмиля Нольде в Эдинбурге, отправляйтесь в Берн, где в Центре Пауля Клее открывается новый выставочный проект. Следует сказать, что швейцарский музей представляет искусство модернистов и авангардистов XX века через призму Клее, в сравнении или наоборот противопоставлении. Эстетика и живописный язык Эмиля Нольде и Пауля Клее слишком разные, но тем интереснее параллели и точки пересечения, которые и исследует выставка. Если Клее называл себя «эфемерным» художником, то Нольде, напротив, был стопроцентно «земным». Что, впрочем, не мешало их дружбе, а наоборот, служило источником вдохновения. Как Клее писал в 1927 году, творчество Эмиля Нольде не только произрастает из земли, но и являет собой воплощение «демона этого места». Яркая цветовая палитра, драматизм, предельная концентрация эмоций — главным для Нольде было передать наполняющую мир энергию, то, что находится «по ту сторону понимания и знания». Фигуры людей и предметов у него условны, находятся вне времени. Оба художника обращались к гротеску и фантастике как способу критического осмысления действительности, а также, как и другие их современники на рубеже XIX–XX веков, искали альтернативные формы выразительности в неевропейском искусстве. Среди составивших выставку работ — написанные около 1911 года карикатурные сцены берлинской ночной жизни и зарисовки Нольде из путешествия по Новой Гвинее, Китаю и Японии в 1913–1914 годах. Последние интересны внутренней противоречивостью: с одной стороны, в них явно чувствуется восхищение «естественностью» и «неиспорченностью» цивилизацией аборигенных народов, с другой — определенная настороженность и даже страх перед их «дикостью» — предрассудок времени, которого не избежал и Нольде.

«Эмиль Нольде»
Центр Пауля Клее, Берн, Швейцария
17 ноября—3 марта

«Эмиль Нольде»
Центр Пауля Клее, Берн, Швейцария
17 ноября—3 марта


«Тасита Дин»

Кунстхаус, Берн, Швейцария
До 6 января

И еще одна выставка в Берне, которую не стоит пропускать. Живущая в Берлине британская художница Тасита Дин наиболее известна как автор медитативных видеоработ, исследующих связь между прошлым и настоящим, реальным и воображаемым. В 1990-е годы центральной темой и образом ее творчества было море. Среди работ того времени — номинированный на Премию Тернера фильм «Исчезновение в море», посвященный истории английского предпринимателя и яхтсмена Дональда Кроухерста, пропавшего без вести в 1969 году во время регаты в Атлантическом океане. Для Дин важна материальность изображения как, с одной стороны, способа фиксации реальности, а с другой — придания формы таким эфемерным категориям, как память, чувства, ткань времени. Среди центральных работ выставки — три наиболее значимых фильма последних десяти лет. Шестиканальная видеоинсталляция «Мерс Каннингем танцует неподвижность…» была показана в Турбинном зале Тейт Модерн в 2008 году и представляет собой часть большого цикла, посвященного выдающимся интеллектуалам современности, среди которых художники Клас Ольденбург, Сай Твомбли, искусствовед Лео Штейнберг и другие. 11-минутный немой фильм FILM (2011) — визуальная поэма, состоящая из черно-белых и цветных образов, снятых на 35-миллиметровую пленку, проецируемых на гигантский белый монолит, наподобие кубриковского из «Космической Одиссеи 2001 года». А в часовой видеопроекции «Антигона» (2018) Тасита Дин переплетает историю собственной семьи (имя героини античной трагедии носит ее родная сестра) с мифом и размышлениями о смысле времени и человеческой жизни.

04 ноября 2018
Инна Логунова для раздела Культура