Культура

Выставка в Fondation Cartier, посвященная жизни и творчеству фотографа и правозащитницы Клаудии Андухар

Выставка в Fondation Cartier, посвященная жизни и творчеству фотографа и правозащитницы Клаудии Андухар

Осенью 2020 года выставка The Yanomami Struggle будет представлена на Миланской Триеннале.

Масштабная выставка в Fondation Cartier отражает две неразделимые стороны подхода фотохудожницы-правозащитницы: художественный и политический. Главная идея — рассуждение о будущем амазонского племени, в котором технический прогресс не мешает гармонии нормальных человеческих отношений и дополняет вековой племенной уклад. Впервые Клаудия познакомилась с яномами в 1971 году, когда готовила репортаж об Амазонке для журнала Realidade. Очарованная, она углубилась в исследование жизни племени и даже получила грант Фонда Гуггенхайма. В работах этого периода она активно экспериментировала с различными фотографическими приемами, пытаясь перенести на пленку завораживающие особенности шаманской культуры яномами. Смазывала вазелином объектив камеры, использовала вспышку, инфракрасную пленку, чтобы получить визуальные искажения, световые полосы и насыщенную цветовую палитру, которые буквально кричали о чем-то первобытном, потустороннем, колдовском. Именно такой и должна быть энергия древнего племени, недоступная «цивилизованным» жителям современных мегаполисов.

Конец 1970-х годов стал переломным в карьере Андухар. Строительство бразильским военным правительством трансамазонской дороги на юге территории, где проживало племя яномами, вызвало гибель лесов, а вслед за этим и разрушение целых общин, и распространение болезней. Сложившуюся ситуацию фотохудожница восприняла очень лично, как настоящий геноцид, который она наблюдала в Европе. Клаудия Андухар родилась в Невшателе и выросла в Трансильвании. Во время Второй мировой ее отец, венгерский еврей, был депортирован в Дахау, где и погиб вместе с большинством родственников. Клаудия бежала с матерью в Швейцарию, потом иммигрировала в США, а в 1955 году — в Бразилию, где и начала карьеру фотожурналистки. В начале 1980-х Андухар сделала серию черно-белых портретов яномами в рамках программы вакцинации. На каждом — номер для идентификации и медицинской карты. По словам Клаудии, она была поражена, насколько все это напоминает татуировки «заклейменных на смерть» жертв Холокоста. Эти работы можно будет увидеть с 30 января по 10 мая в Fondation Cartier наряду с другими визуальными свидетельствами. Всего на выставке The Yanomami Struggle покажут более трехсот фотографий: первая часть посвящена первому семилетнему периоду жизни Клаудии в племени, вторая — результатам ее активистской деятельности, когда она научилась использовать свои работы как инструмент для политических перемен. Также в Fondation Cartier покажут и рисунки художников племени, аудиовизуальную инсталляцию и исторические документы. В качестве звукового сопровождения — саундтрек бразильского композитора Марлуи Миранды, объединивший песнопения яномами и экспериментальную музыку.

В 1992 году, благодаря неустанной борьбе, которую вели Клаудия Андухар, миссионер Карло Заккини, антрополог Брюс Альберт и представитель племени, шаман яномами Дави Копенава, правительство Бразилии официально признало целостность территории яномами, хотя и по сей день племени угрожает массовое вторжение золотоискателей и вырубка лесов!

28 января 2020
Posta-Magazine для раздела Культура