Культура

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ

До Нового года остались считанные дни — самое время забыть о буднях и немного помечтать. В эти выходные предлагаем вам вместе с детьми отправиться в Музей АЗ на выставку «Сказки Андерсена».

Анатолий Зверев

Иллюстрации Анатолия Зверева к сказкам Ганса Христиана Андерсена,

созданные в 1961 году, предстают здесь в фантазийном пространстве, соединяющем в себе видеоинсталляции, кинетические объекты современных художников и музыку.

В основу выставки легли рисунки к четырем сказкам: «Русалочка», «Дикие лебеди», «Новое платье короля» и «Соловей». Почти все иллюстрации представлены в виде цифровых проекций, которые дополняют избранные оригинальные развороты из фондов Российского государственного архива литературы и искусства.

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ. В музейном магазине можно купить издания сказок с иллюстрациями Анатолия Зверева

В музейном магазине можно купить издания сказок с иллюстрациями Анатолия Зверева

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ. Анатолий Зверев. «Новое платье короля», 1961 г. Предоставлено РГАЛИ. Анатолий Зверев. «Дикие лебеди», 1961 г. Предоставлено РГАЛИ

Анатолий Зверев. «Новое платье короля», 1961 г. Предоставлено РГАЛИ

Анатолий Зверев. «Дикие лебеди», 1961 г. Предоставлено РГАЛИ

«Посреди залы вода бежала широким потоком, и в нем танцевали под свое чудное пение водяные и русалки. Таких прекрасных голосов не бывает у людей. Русалочка пела лучше всех, и все хлопали ей в ладоши». Едва переступив порог музея, вы оказываетесь в подводном царстве — том самом, в котором жила трепетная Русалочка, полюбившая прекрасного принца. В иллюминаторах затонувшего корабля — цифровые изображения рисунков Зверева с их нервной тонкой линией, что дышит в такт легкому движению волн. Оригинал с одним из рисунков серии напоминает некий найденный объект, что-то вроде послания в бутылке от неизвестного отправителя. А фоном звучит нежный голос Евгении Смольяниновой — создавая полную иллюзию того, что рисованная Русалочка вот-вот взмахнет рыбьим хвостом и легко заскользит по водной глади.

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ. Первый этаж экспозиции — подводное царство

Первый этаж экспозиции — подводное царство

Поднимаемся на второй этаж — в мир людей. «На закате увидала Элиза одиннадцать диких лебедей в золотых коронах. Они летели к суше, следуя один за другим, и похоже было, что в небе колышется длинная белая лента. Элиза взобралась на верх береговой кручи и спряталась за куст. Лебеди спустились неподалеку и захлопали своими большими белыми крыльями». Зверевские рисунки здесь соседствуют с кинетическим объектом Татьяны Баданиной «Дикие лебеди». На первый взгляд довольно условный, приходя в движение, он мгновенно превращается в живую птичью стаю, летящую сквозь облака.

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ. Второй этаж. Кинетический объект Татьяны Баданиной «Дикие лебеди»

Второй этаж. Кинетический объект Татьяны Баданиной «Дикие лебеди»

А напротив — еще одна кинетическая инсталляция, «Нити обмана» Андрея Батенева, похожая то ли на стилизованный ткацкий станок, то ли на пришельца-носителя высшего разума. Иллюстрации к «Новому платью короля» на большом экране за его спиной в один прекрасный момент оживают, превращаясь в самый настоящий анимационный фильм. Музыкальное оформление для него создала современный композитор Ираида Юсупова, соединив фрагменты собственного сочинения с музыкой Стравинского и Равеля. «И вот, король шествовал по улицам под роскошным балдахином… Ни единый человек не сознался, что ничего не видит, никто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своем месте».

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ. Второй этаж. Кинетический объект Андрея Бартенева «Нити обмана»

Второй этаж. Кинетический объект Андрея Бартенева «Нити обмана»

А на третьем этаже мы оказываемся в самом что ни на есть райском уголке — в роскошном дворце правителя Поднебесной, где на все лады раздаются трели соловья, что, как рассказывал нам старый сказочник, «пел так нежно, так чудесно, что даже у самого императора выступили на глазах слезы и покатились по щекам». Расположившегося здесь и самого китайского императора в исполнении Кати Филипповой вряд ли можно назвать сентиментальным, но, очевидно, эта его сдержанность — лишь дань условностям: что называется, noblesse oblige. Тем более что пение заводного «золотого» соловья, созданного Рудольфом Серажетдиновым, не способно оставить равнодушным ни детей, ни взрослых — особенно когда можно свободно покрутить ручку механизма и услышать волшебный птичий голос по собственному желанию.

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ. Третий этаж: во дворце китайского императора

Третий этаж: во дворце китайского императора

Art Weekend в Москве: встречаемся в сказке. Андерсен и Зверев в Музее АЗ. «Китайский император» Кати Филипповой и «Соловей» Рудольфа Серажетдинова

«Китайский император» Кати Филипповой и «Соловей» Рудольфа Серажетдинова

В новогодние каникулы и на всем протяжении работы выставки в музее будут проходить тематические мастер-классы и экскурсии для детей и подростков, которые, не сомневаемся, вдохновят и родителей, наблюдающих за тем, с каким энтузиазмом их отпрыски придумывают собственные сказки.

И не забудьте вместе с ними посмотреть десятиминутный анимационный фильм об Андерсене и Звереве — двух мечтателях и фантазерах, благодаря которым сказки в нашей жизни иногда становятся явью.

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта до 20 марта
Музей АЗ, ул. 2-я Тверская-Ямская, 20-22
http://www.museum-az.com/

 

 

 

23 декабря 2016
Инна Логунова для раздела Культура