Мода

Что имел в виду «Оскар»: 9 тенденций самой скандальной церемонии

В 2017-м «Оскар» замахнулся на несколько рекордов и смену традиций, которые в ближайшие годы повлияют на развитие кино.

Конечно, главные темы —

Дональд Трамп в Белом доме и извинения перед чернокожими кинематографистами, которых игнорировали в прошлые годы. Но это не все тенденции 2017-го. Геннадий Устиян насчитал еще семь.

Деньги — это важно

Когда про «Оскар» говорят, что он ставит политику выше искусства, это не совсем справедливо: в последние годы он скорее ставил искусство выше денег. Два фильма из номинации на лучшую картину года — «Ла-Ла Ленд» и «Скрытые фигуры» — только в американском прокате собрали больше 130 миллионов долларов каждый (а «Ла-Ла Ленд» принес в мировом прокате около 350 миллионов). Еще 15–20 лет назад «Оскары» получали блокбастеры Джеймса Кэмерона и Питера Джексона, в последние же годы оскароносные «Операция „Арго“», «12 лет рабства», «Бёрдмэн» и «В центре внимания» даже близко не приближались к отметке 100 миллионов долларов в прокате США. Мало того, в 2015-м все номинированные на «Оскар» фильмы до объявления номинаций собрали в американском прокате всего 26 миллионов. Нынешний год показал существенный прогресс, так что есть надежда: вкусы зрителей и академиков в будущем, возможно, станут ближе.

Наследие беззаботных лет Обамы против нынешнего политического противостояния

В прошлые годы «Оскары» уходили историко-политическому кино («Операция „Арго“»), кино о расовой несправедливости («12 лет рабства»), муках творчества («Бёрдмэн») и борьбе с педофилией («В центре внимания»). Номинированный на рекордные 14 «Оскаров» (столько же было только у «Все о Еве» и «Титаника») «Ла-Ла Ленд» — самый жизнеутверждающий, несмотря на вроде бы грустный финал, фильм со времен французского «Артиста», получившего премию в 2012-м. Можно сказать, что это идеальная картина конца срока Барака Обамы, который, в отличие от нынешнего президента Америки, охотно заигрывал с шоу-бизнесом. В «Ла-Ла Ленде» восторг от возможности жить в Калифорнии и добиваться (в конце концов добившись) своей мечты в мире, где главная проблема — ссора с бойфрендом или неудачно прошедший кастинг, разительно контрастирует с нынешними настроениями в американском обществе, которые скорее олицетворяет беспросветный «Лунный свет», в итоге одержавший победу над «Ла-Ла Лендом».

Что имел в виду «Оскар»: 9 тенденций самой скандальной церемонии. Эмма Стоун

Эмма Стоун

«Оскары» больше не So White

После прошлогодней возмущенной кампании #OscarsSoWhite в 2017-м количество номинированных чернокожих побило все рекорды — всего 18 (из них семь в актерских номинациях). Дебютант в режиссерской номинации Барри Дженкинс стал всего четвертым чернокожим номинантом в истории кино после Джона Синглтона, Ли Дэниелса и Стива Маккуина; продюсер «Манчестера у моря» Кимберли Стюард оказалась первой чернокожей женщиной, номинированной в категории «Лучший фильм», а Виола Дэвис — первой чернокожей актрисой, получившей «Оскар», «Тони» и «Эмми». Циники упрекают Академию в обратной конъюнктурности — мол, теперь черные отбирают места, на которые могли бы претендовать белые. На самом деле это, конечно, чушь, номинации по такому принципу не объявляются. Например, фильм о чернокожем гее «Лунный свет» получил больше 100 наград еще до церемонии «Оскара», так что был признан критическими сообществами и профессиональными гильдиями, а не одной лишь Академией.

Прощение «оступившимся»

Номинированный за режиссуру Мел Гибсон (кстати, ему принадлежит и своеобразный рекорд: со времени его последней номинации на «Оскар» прошел 21 год, самый долгий период между двумя номинациями за режиссуру в истории кино) явно прощен Академией после его антисемитских высказываний несколько лет назад. На победившем же в категории «Лучший актер» за роль в «Манчестере у моря» Кейси Аффлеке висит обвинение в сексуальных домогательствах и сексизме по отношению к коллеге, и это совсем не помешало ему унести «Оскар». Таким образом, Академия дает понять, что разделяет человека и его заслуги в кино. Но выборочно: около года назад после премьеры на фестивале «Сандэнс» «Рождения нации» его чернокожий режиссер Нэт Паркер был практически воспет как следующий оскаровский лауреат, но после всплывших обвинений в изнасиловании 15-летней давности его не номинировали ни на что — вдруг все увидели в «Рождении нации» одни недостатки.

Что имел в виду «Оскар»: 9 тенденций самой скандальной церемонии. Кейси Аффлек

Кейси Аффлек

Дорогу молодым

В этом году четверо из пяти (кроме Мела Гибсона) номинированных режиссеров выдвинуты на «Оскар» впервые. В этой категории не нашлось места снявшим новые картины в 2016-м Клинту Иствуду, Стивену Спилбергу, Мартину Скорсезе, Оливеру Стоуну и другим режиссерам, которые едва ли не автоматически номинировались на протяжении последних 30 лет. Академия дает понять: в американском кино происходит поколенческий перелом, и именно эти постановщики будут скоро определять будущее Голливуда. Интересно, что у многих представителей предыдущего поколения 40—50-летних — Ричарда Линклейтера, Даррена Аронофски, Квентина Тарантино, Дэвида Финчера, Дэвида О. Расселла, — несмотря на множество номинаций, так и нет до сих пор «Оскара». Кажется, что Академия перескакивает через одно поколение — настолько это предпочтение молодым очевидно. Получивший «Оскар» за режиссуру 32-летний Дэмьен Шазелл — самый молодой победитель в этой номинации в истории награды. Он на несколько месяцев младше Нормана Торога, предыдущего самого молодого постановщика, получившего «Оскар» в 1931-м тоже в возрасте 32 лет.

Что имел в виду «Оскар»: 9 тенденций самой скандальной церемонии. Кейси Аффлек и Дэмьен Шазелл

Кейси Аффлек

Дэмьен Шазелл

Добро пожаловать в мир технологий, «Оскар»

Ведущему Джимми Киммелу обычно традиционно скучный «Оскар» обязан уместными напоминаниями о том, в какое время мы живем. Он начал твитить Дональду Трампу, передавать ему приветы от Мерил Стрип и показал нарезку со знаменитостями, реагирующими на злобные комментарии хейтеров в их адрес. Можно сказать, что XXI век наконец потихоньку начинает проникать в одну из старейших и самых консервативных институций века двадцатого.

Узурпация женской роли второго плана

Когда у актрисы, сыгравшей главную роль, нет шанса победить в своей категории, ее начинают продвигать во второстепенную номинацию. Так было в прошлом году, когда Алисия Викандер получила «Оскар» за роль второго плана в «Девушке из Дании», хотя провела на экране больше времени, чем ее сыгравший главную роль партнер Эдди Редмэйн. Так и в этом: Виола Дэвис, на самом деле сыгравшая полноценную главную женскую роль в «Оградах», была в итоге номинирована во второстепенной категории и получила «Оскар», фактически отняв его у актрис, исполнивших «настоящие» роли второго плана — у Мишель Уильямс, Наоми Харрис, Николь Кидман и Октавии Спенсер. Эта тенденция приведет к полному обессмысливанию номинации за второстепенную роль.

При чем тут Трамп

Нынешняя политика Вашингтона была чуть ли не единственной интригой на «Оскаре», где борьба между «Ла-Ла Лендом» и «Лунным светом» началась еще в январе после объявления номинаций. Иранский режиссер Асгар Фархади, уже второй раз победивший (на этот раз с картиной «Коммивояжер») в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», публично осудил антимиграционный закон Дональда Трампа, не позволивший ему приехать на церемонию, и заявил, что не поехал бы, даже если бы для него сделали исключение. Не умаляя достоинств «Коммивояжера», можно сказать, что его победа — поднятый средний палец в сторону Трампа.
Политические мотивы при желании можно проследить и в других победах. Обладатель «Оскара» как лучший анимационный фильм «Зверополис» — аллегория демократического общества, в котором появилась опасность того, что хищники снова начнут охотиться, а взявший главный «Оскар» как лучший фильм года «Лунный свет» посвящен тяжелому детству чернокожего гея и куда меньше понравится республиканцам, чем его безобидный соперник «Ла-Ла Ленд».

Самая скандальная церемония в истории кино

Технические накладки — вот самая пугающая тенденция последних месяцев. В конце прошлого года проблемы с фонограммой сорвали выступление Мэрайи Кэри на Таймс-сквер. Позже из-за неполадок на «Грэмми» Адель была вынуждена остановить свое посвящение Джорджу Майклу и начать сначала. В самом финале довольно предсказуемой церемонии «Оскара» объявлявший лучший фильм года Уоррен Битти передал своей партнерше по легендарным «Бонни и Клайду» Фэй Данауэй не тот конверт, и та по ошибке назвала победителем «Ла-Ла Ленд». Съемочная группа мюзикла уже поднялась на сцену, когда продюсер Джордан Горовиц заметил ошибку, и «Ла-Ла Ленд» попросили удалиться. Так что, как бы ни хотел «Оскар» запомниться праздником хорошего кино, церемония этого года скорее войдет в историю как год, когда «Оскар» оскандалился.

Что имел в виду «Оскар»: 9 тенденций самой скандальной церемонии. Барри Дженкинс и Тарелл Элвин Маккрейни, создатели фильма «Лунный свет»

Барри Дженкинс и Тарелл Элвин Маккрейни, создатели фильма «Лунный свет»

 

 

 

27 февраля 2017
Геннадий Устиян для раздела Мода