К 150-летию со дня рождения Василия Кандинского Третьяковская галерея подготовила подарок для поклонников творчества основоположника и теоретика абстрактного искусства. Необычный, под стать самому художнику.
На выставке
представлено всего две картины: одна из постоянной экспозиции Третьяковки, а вторую привезли из Эрмитажа. В последний раз они «встречались» 27 лет назад.
Чтобы лучше понять художника, Posta-Magazine предлагает вспомнить самые интересные факты из жизни Василия Кандинского.
Третьяковская галерея на Крымском валу буквально дышит Кандинским. Кажется, он ею полностью завладел — даже лестницы, ведущие к экспозиции, если всмотреться повнимательней, приобретают черты его знаменитых «Композиции VI» и «Композиции VII». Всего каких-то пара-тройка пролетов — и полотна можно будет увидеть вживую. Вот они висят в овальном темном зале, друг напротив друга, красуются, смотрят на себя и на людей. Заставляют застыть перед каждой и попытаться понять, что же все-таки стремился изобразить автор. Тщетно.
«Просто отключите голову и поддайтесь магии цвета, — настаивает куратор выставки Людмила Бобровская. — Попробуйте услышать ту музыку, которую слышал он. Кандинский был вдохновлен музыкой Шонберга — он прослушал его концерт и увидел в контрапунктах Шонберга созвучное своим поискам. Если бы эти картины висели рядом, волей-неволей мы скорее бы их сравнивали, а тут мы можем сначала смотреть на шестую, потом на седьмую и погружаться в них по отдельности. Мы специально разнесли композиции и информации о них максимально далеко».
«Композиция VI» создана летом, она светлее. В «Композиции VII» больше темного цвета — ее Кандинский писал осенью. Обе — в Мюнхене в 1913 году. Обе объединены одной темой — катастрофы, трансформации, которая подарит обновление, новые перспективы в будущем.
«Композиция VI»
«Композицию VI я носил в себе полтора года и часто принужден был думать, что не смогу ее исполнить, — рассказывал некогда сам Василий Кандинский. — Наконец, настал день, когда хорошо знакомое тихое внутреннее напряжение дало мне полную уверенность. В два или три дня картина в целом была готова. Великая битва, великое преодоление холста свершилось…». |
Факт первый
Кандинский начал серьезно заниматься искусством в 30 лет. До этого он с успехом изучал экономику и право: место профессора юриспруденции в Дерптском университете ему уже было обеспечено. Но решил отказаться от многообещающей карьеры и отправился в Германию обучаться живописи.
Факт второй
Отправной точкой для него стали «Стога» кисти Клода Моне. И большим откровением. «И вот сразу я увидел в первый раз картину. Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это — стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно, — вспоминал он позже. — Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так и встанет перед глазами до мельчайших подробностей».
Факт третий
Кандинского называют «пионером абстракции» — это известно всем. Но на самом деле, в этом направлении он шел рука об руку к Мондрианом, Малевичем, Пикабиа и многими другими. Но был единственным, кто теоретически обосновал существование искусства за этими границами. Поэтому именно его акварель 1910 года считается точкой отсчета.
«Все начинается с точки. Царство точки беспредельно. Точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи», — говорил Кандинский. И попробуйте-ка поспорить с художником, когда сама жизнь подтверждает его слова.
Первая абстрактная акварель Кандинского, 1910 год
Факт четвертый
Кандинский был синестетиком. Это такая форма восприятия мира, когда раздражение одних органов чувств вызывает ощущения, характерные для других. Синестетики «слышат» цвета, «видят» звуки. Вот почему картины Кандинского можно попытаться «услышать». Синестетиков в мире всего не более 250 млн. человек — а это лишь 1 или 2%.
«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — так объяснял синестезию сам Кандинский.
Факт пятый
Картина «Синий всадник», написанная Кандинским в 1903 году, отражает пограничное состояние художника, представляя собой переход от реализма к новому направлению в живописи. Именно она открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей.
«Лошадь несет всадника со стремительностью и силой. Но всадник правит лошадью. Талант возносит художника на высокие высоты со стремительностью и силой. Но художник правит талантом».
Факт шестой
Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после конфискации нацистами во время борьбы с авангардным искусством. И лишь некоторые представлены публике в рамках печально известной выставки «Дегенеративное искусство» в 1937 — 1941 годах.
«Когда потрясены религия, наука и нравственность, и внешние устои угрожают падением, человек обращает свой взор от внешнего внутрь самого себя. Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости. Прекрасно то, что прекрасно внутренне».
Факт седьмой
Самая дорогая картина Кандинского на данный момент — «Эскиз к импровизации № 8». 7 ноября 2012 года она была продана на аукционе «Кристис» за 23 млн. долларов.
«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает и технически так, как возник космос, — оно проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание. Все мироздание можно рассматривать как замкнутую космическую композицию».
Детали от Posta-Magazine
Выставка продлится до 13 июня
Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, 10, залы 14-15