Механизмы

Авто с Яном Коомансом: из Швеции — на стиле: новая Volvo S90

русская версия | english version

В наш век все сложнее отличаться от других. Особенно если вы — производитель авто, нацелившийся на долю рынка, где доминируют немецкие марки. Тем не менее, у Швеции это получается превосходно.

С чем у нас ассоциируется Швеция?

Группа ABBA, Карлсон на крыше, митболы, мебель в виде гигантского паззла. А еше когда-то эта страна славилась сразу двумя автмобильными брендами — Volvo и Saab. Последний, к сожалению, постигла судьба птички Додо…

Я люблю Швецию. И это, похоже, семейное, ведь даже моя родная сестра пару лет назад взяла и уехала с мужем из родной Бельгии в Швецию. Им там безумно нравится. А моя самая первая машина была марки Saab. Вторая — конечно, Volvo. На «Саабе» я быстренько въехал в кювет и забыл о его существовании, но «Вольво» — совсем другая история. Может показаться, что моя личная автомобильная история странным образом соответствует успехам шведского автопрома. Как бы там ни было, любой автолюбитель с грустью вспоминает судьбу «Сааба». Они делали столь чудесно странные машины, пока их полностью не уничтожили, да еще и таким унизительным образом, General Motors. Маленькие автопроизводители не могут тягаться с гигантами, такова грустная правда жизни, но для успеха явно требуется попасть в собственность к правильному гиганту. Который понимает необходимость сохранить индивидуальный характер дочерних брендов.

Если помните, другой американский гигант под названием Ford выкупил в 1999-м примерно за 6 с половиной миллиардов долларов Volvo. И хотя это было не так , как в случае с General Motors и Saab, проблемы тоже возникали. Новые модели Volvo стали выпускать на платформе Ford. Некоторые из них — с фордовскими моторами. Все начали использовать фордовские детали… где только возможно. Когда и этого показалось мало, то Ford взял лучший вольвовский мотор и поставил его на свой Focus RS. Корпоративная Америка, похоже, так и не поняла, что привлекательность и характер бренда определяются не только бейджиком и парой дизайнерских черт. Ford в итоге продал Volvo китайскому гиганту Geely с большими убытками. Поначалу фанаты Volvo чуть ли не паниковали — это звучало не особо престижно — попасть в собственность китайской компании. Но на деле получилось, что это было супер правильное решение. Теперь Volvo имеет доступ к огромным капиталам на исследования и разработки и вновь занимается своим делом — строит настоящие (!) шведские машины.

Как вы помните, последняя модель XC90 была первой полностью новой машиной Volvo послефордовской эпохи и снискала всеобщие аплодисменты за выдающийся дизайн и практичность. Лично я тоже считаю ее симпатичной, но поскольку это все-таки внедорожник, а я не большой их поклонник, то покупать XC90 лично мне не хотелось. А вот недавно представленная в Гетеборге Volvo S90 — совсем другое дело. Этот крупный седан имеет «скромные» намерения: составить конкуренцию E-классу Мерседеса, BMW 5 серии и прочим. Для тех, кто ищет чего-нибудь более нишевого, новая модель S90 и ожидаемая вскоре V90 могут быть очень привлекательны.

Представленный в этом году новый XC90 символизировал начало новой эры для Volvo

Представленный в этом году новый XC90 символизировал начало новой эры для Volvo

Как и на всем остальном автомобильном рынке, здесь царит тенденция к моторам меньшего размера и стремление к более высокой эффективности. Volvo давно уже возглавляет ряды строителей экологичных автомобилей, на самом деле, еще до настоящей их популярности. И результаты явственно видны в линейке S90. Самой дорогой моделью станет подключаемый гибридный T8, в котором сочетаются 4-цилиндровый двигатель с турбонаддувом и электромотор, выдающие вместе около 400 лошадиных сил и очень низкие эмиссии. Подключаемый гибрид означает, что вы можете заряжать батареи, пока машина стоит в гараже, что снижает расход обычного топлива и выбросы. В плане ходовых качеств он дает обычные преимущества электромоторов — огромный крутящий момент и мгновенный отклик, компенсирующий любую мельчайшую задержку в турбодвигателе. Гоночный трек под ним не вспыхнет, но для ежедневного использования в реальной жизни это прекрасная трансмиссия. Чуть ниже T8 в линейке планируется несколько вариантов 4-цилиндрового турбодвигателя, на дизеле и на бензине, в зависимости от вашей цели — больше мощности или ниже расход топлива. Все варианты — новейшие собственные домашние разработки Volvo, что не может не радовать.

Подключаемый гибридный T8 — с 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом и электромотором

Подключаемый гибридный T8 — с 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом и электромотором

Новый Volvo S90

Новый Volvo S90

Новый Volvo S90

Пока еще не известно точно, выйдет ли S90 в еще более крутой версии «Полярная звезда», но все указывает на то, что да! «Полярной звездой» называлась гоночная команда, которая ездила на «Вольво» в чемпионате Швеции среди легковых автомобилей, но позднее они построили несколько специальных усовершенствованных модификаций. В конце концов их выкупили и сделали департаментом по испытанию рабочих характеристик. Некоторые из вас наверняка видели очень ярко-голубую Volvo S60 Polestar в автомобильных публикациях? Единственное, что не понравилось в этой машине лично мне — ее отправили в мировое турне, чтобы произвести впечатление на журналистов, но в итоге так и не построили. А надо было! Та «Полярная звезда», которая попала-таки в производство, была по большей части стандартной машиной с чуть улучшенными тормозами и подвеской и довольно скромным увеличением мощности. Вовсе не тот монстр в 500 лошадиных сил, который привел в такое возбуждение прессу и всех остальных.

Так могла бы выглядеть нашумевшая версия S90 «Полярная звезда»

Так могла бы выглядеть нашумевшая версия S90 «Полярная звезда»

Честно вам скажу, моему сердцу очень дороги воспоминания о моей собственной Volvo 850 T-5R, это было много лет назад, когда 240 лошадиных сил еще считались неслабой мощью, а Вольво молочно-желтого цвета — улетным зрелищем. Конечно, 240 лошадок моей старой T-5R вскоре превратились в 300, а затем почти 450. Под конец дошло до глуповатых решений с каркасом безопасности и шинами без протектора, но это по-прежнему самый большой фан в моей жизни на гоночном треке. Так что меня несколько печалит, когда Volvo отказывается строить безумные мощностные версии своих машин. На мой взгляд, это хороший маркетинговый ход — выпускать неоправданно быстрые модели, пусть даже их практически никто и не покупает. И отправлять их на гонки, как делала Volvo в середине 90-х на британском чемпионате легковых автомобилей. Прошло двадцать лет и до сих пор все помнят, как 850 универсалов проходили повороты на двух колесах. Мурашки по коже…

На одном из чемпионатов легковых автомобилей в 90-е — «Золотой век» Volvo

На одном из чемпионатов легковых автомобилей в 90-е — «Золотой век» Volvo

Впрочем, вы будете правы, если скажете, что я ничего не понимаю в самой сути. Лишь идиот может, глядя на новую Вольво, спроектированную для вашей жены и безопасных комфортных поездок с детьми на их футбольные тренировки, подумать «а давай-ка покрасим ее в какой-нибудь агрессивный цвет и заставим ее гонять реально быстро!» Виноват, рассудок мне не подчиняется и самовольно сбивается с курса. Мне придется копнуть поглубже, чтобы добраться до своего разумного «я», которое обычно остается за бортом. И тогда я признаю, что в чем Volvo всегда были великолепны — так это в производстве блестяще эргономичных машин. Шведы действительно предпочитают задумываться, как именно вы будете пользоваться той или иной фишкой, а не просто воткнуть ее в новинку и там дальше «сами разбирайтесь». Интуитивность — важная часть философии дизайна Volvo. Продукт должен быть красивым и простым в использовании, а не «либо — либо».

К тому же Volvo всегда делали машины из числа самых комфортабельных, в которые мне доводилось сесть. Это действительно часто упускают из виду. Во время езды вы столько времени проводите в кресле, что если ваша пятая точка устает и вам необходимо уже через час выходить из машины — это плохой знак. Volvo также первыми (!) спроектировали подголовник таким образом, чтобы предотвратить резкий рывок головы в случае если в вас врезались сзади. Понятно, что решение было абсолютно простое. Но кто-то должен был о нем подумать и запустить в производство. На самом деле, многие стандартные сегодня для любой машины меры безопасности впервые внедряла именно Volvo — даже такие простые вещи, как ремень безопасности. Надо признать, что многим действительно нравится добираться до дома живыми после езды на машине — и шведы вложили внушительные исследовательские усилия в то, чтобы это случилось.

Из Швеции — на стиле: новая Volvo S90

Интерьер всех новейших Вольво оснащен сенсорным экраном и программным обеспечение CarPlay от Apple, которое запускается в фоновом режиме. Функциональность и универсальность сенсорных экранов помогла дизайнерам очистить внутреннее пространство автомобилей, ранее захламленных кучей всяких кнопок и поворотных ручек, но сделать интерфейс действительно дружественным и интуитивным, как этого хотелось бы людям, нелегко. Когда садишься в новую машину и не можешь разобраться, как вручную переключить радиостанцию или ввести адрес в навигатор — немудрено прийти в бешенство. Эппловский софт должен помочь в этом отношении, я жду не дождусь испробовать его лично. Еще одно изменение — переход с аналоговых измерительных приборов на ЖК-дисплеи. Этого добра мы в последнее время видели немало у других марок, лично я не испытываю особого восторга по этому поводу, но уверен, что рано или поздно все мы к этому привыкнем. Назовем это прогрессом. В целом интерьер моделей S90, как и XC90 — триумф скандинавского дизайна, который по идее должен оказывать неплохое успокаивающее воздействие, когда вы застрянете в очередной пробке.

Из Швеции — на стиле: новая Volvo S90

Очень скоро S90 выйдет в новой версии-универсал под именем V90. Хотя дизайн задних фар S90 меня пока еще не подкупил, все картинки V90, которые я видел, выглядят прекрасно. Вольво-универсал — это в чем-то кажется очень разумным и логичным. В любом случае, достаточно ясно, что своими новыми релизами Volvo представила покупателям четкую альтернативу крупным немецким автомобилям. И меня лично это очень радует, так как я верю: чем больше выбора, тем лучше. Не считая того факта, что когда «альтернатива» настолько хороша, выбирать становится довольно сложно. Другими словами, выделиться из толпы шведам удалось. И это классно.

Из Швеции — на стиле: новая Volvo S90

 

 

 

15 декабря 2015
Ян Кооманс для раздела Механизмы