Лента, которую 3 февраля представит в Москве режиссер Фатих Акин, грозит стать самой масштабной роуд-стори: сюжет о поиске семьи наперекор трагическим обстоятельствам начинается в далеком 1915-м, занимает годы и ведет героя через пустыню Месопотамии в Гавану и Северную Дакоту.
В центре сценария Мардика Мартина,
автора многих картин Скорсезе, трагические страницы мировой истории — геноцид армян. Но глубокая драма не лишена надежды и острого чувства любви, которое и ведет героя.
Пока в Страсбурге кипят юридические баталии с участием Амаль Клуни, немецкий режиссер турецкого происхождения Фатих Акин готовится представить публике совместный проект 7 стран — Германии, Франции, России, Италии, Канады, Польши, Турции — посвященный Геноциду армян в начале прошлого века. «Я чувствую ответственность за то, что произошло, хотя ни я, ни мой отец не были тогда рождены. Но мы — часть этого общества», — комментирует Акин картину, над которой работал ни много ни мало 7 лет. — «Я не делал фильм о геноциде. Я всего лишь рассказываю историю армянина из Мардина, который ничего не знал о политических передрягах. Я смотрел на эти события из его „окна“. А для него все началось в 1915 году. Вот почему и я начал фильм с этой даты».
Не можем не отметить тот факт, что по-настоящему острый сюжет, который ожидаешь увидеть в формате независимого кино «не для всех», на этот раз раскрывается в масштабной картине, которую легко представить на афишах популярных мировых кинотеатров, с полными залами и солидными кассовыми сборами. Кажется, привлечь к обсуждению темы широкие массы режиссер задумал с самого начала: «Я начал это путешествие, задаваясь вопросом: „Может ли этот фильм стать мостом? Может ли объединить тех, кто принимает и не принимает геноцид в Турции? “. Я постарался сделать фабулу картины универсальной, выбор, перед которым стоят герои, — понятным для зрителей, при том, что, так или иначе, персонажи моей картины в большинстве своем — враги. Я надеюсь, что каждый увидит в этом рассказе о трагедии свое. И получит ответы на свои вопросы».
Задумка собрала не только интернациональную, но и по-настоящему звездную команду: сценарист Мардик Мартин работал над многими ранними картинами Скорсезе, художник-постановщик Аллан Старски известен по лентам «Список Шиндлера» и «Пианист», продюсеры Рубен Дишдишян (основатель кинокомпании «Марс Медиа Энтертейнмент») и Арам Мовсесян работали над громкими отечественными лентами, в том числе «Доктор Живаго», «Брестская крепость», «Волкодав». Главную роль в фильме исполняет французский актер алжирского происхождения Тахар Рахим, ставший одним из любимцев европейских зрителей после ленты «Пророк».
Для работы над персонажем, по сюжету теряющим голос, Тахар не только консультировался с врачами, но и общался с немыми людьми… без использования знаков и языка глухонемых. «Мы пытались делать вместе такие упражнения: садились друг напротив друга и старались рассказать историю… Проходил день, и в конце дня мы начинали понимать друг друга… Для этого нужны не жесты, а глаза и чувства — это больше, чем язык».
Этим языком рассказывается история об «идущем человеке», история потерь и безграничной веры: в 1915 году Назарет Манукян, угнанный на каторжные работы, узнает о произошедших в его родных землях трагических событиях, гибели всех своих родных. Потеряв голос и веру в бога, герой находит спасение в надежде — возможно, его дочери-близнецы спаслись. По их призрачному следу Назарет с почти библейским упорством идет в пустыню Месопотамии и дальше — в Гавану и США.
© Антон Долин, кинокритик
Московская премьера, на которую прибудет режиссер ленты, состоится 3 февраля в кинотеатре «Москва», на широкие экраны «Шрам» выйдет 19 февраля.
© Антон Долин, кинокритик
Московская премьера, на которую прибудет режиссер ленты, состоится 3 февраля в кинотеатре «Москва», на широкие экраны «Шрам» выйдет 19 февраля.