Типичная картина для туристического квартала где-нибудь в Италии: дверь, плотно облепленная стикерами всех существующих на свете путеводителей начиная с 1997 года, а в дверях томно курит официант в фартуке. Знакомо? Эти наклейки на дверях ресторанов для кого-то визуальный мусор вроде рекламных объявлений, а для кого-то — источник массы полезной информации.
Фото: Tony Allen-Mills, Flickr
Изучаем язык наклеек и учимся
обходиться без интернет-подсказок.
«Да кто ж в наше время ориентируется по наклейкам на дверях», — скажете вы. Действительно, большинство разборчивых путешественников сейчас приезжают в новый город, вооружившись списком ресторанов, кофеен, музеев и прочих интересных мест, который для них собрали такие же разборчивые друзья. Но если научиться быстро сканировать наклейки на дверях, можно узнать много интересного не только о конкретном месте, но и о том, как в городе устроена ресторанная жизнь и к чьему мнению здесь прислушиваются.
Конечно, есть стикеры, полностью лишенные смысла, — их лучше научиться не замечать. Например, наклейка TripAdvisor на стекле не значит ровным счетом ничего. TripAdvisor — это вообще такой монстр онлайн-маркетинга на пустом месте, место, где даже законы big data не работают — не только потому, что тон на сайте задают люди, лишенные вообще какого бы то ни было вкуса, но и потому, что там, где дело касается вкуса, законы big data вообще не работают. Человек от искусственного интеллекта как раз и отличается наличием индивидуальных предпочтений, и спор о том, какая прожарка мяса правильная, никогда не закончится установлением истины. Но есть люди, мнение которых в силу их знаний и кругозора весит чуть больше, чем мнение остальных, и вот их на TripAdvisor вы не встретите. |
Но бог с ним, с TripAdvisor. Можно ли вообще доверять стикерам на дверях заведений или это просто маркетинговая уловка?
Откуда взялись наклейки |
Стикеры — довольно старый канал маркетинга, придуманный авторами бумажных гидов и путеводителей. Со временем им активно начали пользоваться и дети цифровой эпохи: создатели онлайн-гидов и приложений для смартфонов. Для ресторана это способ похвастаться упоминанием в книжке или присутствием на авторитетном сайте, для путеводителя — дополнительный канал связи с читателем, а для новых или сугубо местных гидов — как минимум способ рассказать туристу о своем существовании. Я всегда в первую очередь ищу на дверях заведений незнакомые названия местных гидов — какой-то из них может оказаться страшно полезным в дальнейшем исследовании города, особенно если заведение с наклейкой оказалось «моим».
Бум наклеек пришелся на 2000-е: тогда каждый туристический путеводитель считал своим долгом разослать стикеры всем упомянутым в нем ресторанам, и те, гордые успехом, послушно лепили их на дверь. И даже сейчас на дверях многих заведений, особенно в Италии, можно увидеть целые коллекции наклеек Lonely Planet, Rough Guide, Fodor’s, Frommer’s, Routard, Petit Futé разных лет. Как правило, если заведение отметил один из этих путеводителей, отметят и другие — в эпоху до Foursquare авторы гидов составление раздела «Где поесть» начинали с изучения книжек конкурентов.
В 2017 году коллекция таких наклеек на двери не означает, что ресторан лучший в городе, но говорит, что он существует уже много лет и имеет в городе определенный авторитет. Наклейки, в отличие от звезд Michelin и мест в рейтингах, никто не отбирает, так что стикер, сообщающий, что место упомянуто в путеводителе The Good Food Guide в 1997 году, может маячить на двери и спустя 20 лет — если только в заведении не решили сделать ремонт. |
Изначально, конечно, наклейки были рассчитаны не на того, кто приезжает в город вооруженный советами друзей и контактами местных тусовщиков, а на того, кто после осмотра дежурных достопримечательностей вроде Нотр-Дама и Колизея бредет в направлении «куда глаза глядят», заглядывая голодными глазами во все рестораны. Сейчас двери, облепленные стикерами по самые помидоры, часто ведут в индийские, китайские и вьетнамские заведения или же в домашние таверны, которые открылись и сделали себе имя задолго до того, как мир научился пользоваться Facebook* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации)) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации).
Довольно старый и популярный стикер Routard — большой прямоугольник, изображающий человека с глобусом вместо рюкзака — это знак отличия одноименного французского путеводителя, предназначенного для тех, кто любит путешествовать недорого, но с умом. Как правило, заведения, отмеченные этим знаком, оказываются прекрасными местами с домашней или региональной кухней, и выбраны они не методом научного тыка, а вполне осознанно. В отличие от наклеек других бэкпекерских путеводителей, Routard у меня всегда вызывал доверие — может, потому, что он французский, а француз, даже если путешествует бюджетно, невкусной еды не признает. |
Из других популярных стикеров, которые можно встретить во многих городах, я скорее доверяю наклейкам с логотипом TimeOut: ими, как правило, отмечены заведения, популярные у местных, а это означает вкусную еду и живую атмосферу. Важно то, что заведения для рейтингов одноименного журнала отбирают не заезжие редакторы, которым за пару недель надо обежать десятки заведений (некоторые они просто пропускают, копируя рецензию из предыдущего издания), а местные журналисты, которые постоянно следят за ситуацией с ресторанами в городе и неплохо в ней разбираются. |
Страсти по Michelin |
Для ресторана самый вожделенный из стикеров — это, конечно, Michelin. Только имейте в виду, что такие стикеры вешают на дверь не рестораны, награжденные звездами, а заведения, просто упомянутые в мишленовском путеводителе. Как правило, это весьма достойные заведения, особенно если дело происходит в Европе. Но не надо ожидать от них какого-то космического опыта, а потом, разочаровавшись, ставить им на TripAdvisor одну звезду и кричать на весь интернет, что они дурят людей при помощи «фальшивой» мишленовской наклейки. Наклейка не фальшивая, просто надо понимать, что она означает. Табличка с мишленовской звездой выглядит иначе — это алюминиевая «розетка» в рамке с написанным на ней названием ресторана и годом. Такие звезды шефы чаще всего держат на кухне или у себя в кабинете. В Европе выставлять напоказ мишленовские звезды вообще считается не комильфо, хотя каждый, конечно, волен правило нарушить. Кстати, звездным шефам на церемонии награждения дарят только сами книжки, в которых упомянут их ресторан, — никаких грамот и призов. И только потом присылают в ресторан что-то более осязаемое. Раньше, кстати, и этого не делали и даже церемоний не устраивали, просто выпускали очередное издание путеводителя — и все. |
Одно время считалось, что ни ресторан, ни шеф не могут использовать звезды Michelin для саморекламы, но в нынешнем информационном пространстве соблюдать такое правило практически невозможно — это вам не клуб джентльменов, где произносить по отношению к себе слово «джентльмен» считалось неприличным. Хотя итальянские шефы всю жизнь вешали таблички со звездами в фойе ресторанов, а то и перед входом — а как иначе соседи и родственники узнают, что Марио таки добился?
В Азии запросто можно увидеть на двери заведения обычную бумажную наклейку Michelin, но со звездой. Никакого мошенничества: Michelin европейский и азиатский — это разные вещи. В Гонконге, как известно, находится самый дешевый мишленовский ресторан со звездой — димсамная Tim Ho Wan. В Азии Michelin — не высоколобый гид, а обычный ресторанный путеводитель, иначе он никому не был бы интересен на местном рынке. Такую гибкую политику Michelin начал проводить лет десять назад, когда стало ясно, что престиж издания стремительно падает. Тогда же, собственно, и европейские шефы получили молчаливое разрешение упоминать о своих звездах в прессе и даже вышивать их на парадных кителях. |
Гонконгский ресторан Tim Ho Wan
Локальные рейтинги |
Но довольно о Michelin (хотя о нем можно говорить бесконечно — тема богатая). Другие престижные ресторанные гиды тоже пользуются таким каналом маркетинга, как дверные стикеры. Во Франции на многих ресторанах рядом с мишленовской наклейкой будет красоваться и желтая наклейка Gault & Millau. Во Франции гид, основанный в 1965 году критиками Анри Го и Кристианом Мийо, считается не менее престижным, чем Michelin. Списки рекомендованных ресторанов в обоих гидах совпадают в значительной степени, но не полностью: в Gault & Millau традиционно всегда было больше ресторанов в формате бистро, в том числе международной кухни — от бразильской до тайской. |
Кстати, гиды Gault & Millau выпускают не только во Франции, но еще в Нидерландах, Швейцарии, Австрии, Германии, а также в Польше и Венгрии. Правда, в этих странах гид чаще отмечает как раз очень консервативные рестораны, в которых всегда дорого и не всегда вкусно. Так что в каком-нибудь Кракове надежнее ориентироваться по человечку Routard, а, допустим, в Берлине вообще по рекомендациям друзей. Ну или по приложению Foursquare — в больших городах оно отлично работает, особенно если вам важнее атмосфера, интерьер и публика, чем гастрономические переживания.
Наклейки Pudlo, авторитетного путеводителя, который уже много лет составляет гастрономический критик Жиль Пюдловски, можно увидеть в Париже и еще нескольких городах Франции, и, как правило, ими отмечены очень душевные заведения с хорошей едой. Пюдловски часто обвиняют в том, что он водит дружбу с шефами, а не ходит по ресторанам инкогнито (хотя какое уж тут инкогнито, когда тебя знает вся Франция), но зато рестораны из его списка всегда будут заполнены местными, а сервис будет, скорее всего, очень дружелюбным — если, конечно, вы не забудете начать с «бонжур» и улыбки. |
В последние годы в той же Франции очень вырос престиж журнала Le Fooding, хотя существует он довольно давно и наклейки раздает с конца 2000-х. Его наклейка в виде ярких концентрических кругов с вилкой и ножом будет означать, что ресторан не только вкусный, но еще и модный — особенно если на стикере стоит 2015, 2016 или 2017 год. Вообще знаки отличия от местных гидов и приложений, сосредоточенных на одном городе или стране, для меня лично всегда положительный сигнал. |
Недавно я вернулась из Эстонии, и там все лучшие рестораны помечены большими переливающимися наклейками местного гида Flavours of Estonia. Причем не только в Таллине, но и в крохотных городках в центре страны, на хуторах. Составитель этого гида, существующего только в виде сайта, — журналист Айвар Хансон, который изучает ресторанную сцену страны уже много-много лет. В его гиде есть и домашние кафе с интересной едой, и гастрономические рестораны с авторской кухней. |
Кроме того, двери ресторанов Прибалтики недавно украсили даже не наклейки, а жестяные таблички White Guide, шведского гида, который с 2017 года включил Литву, Латвию и Эстонию в свой рейтинг. Такие же таблички можно увидеть у входов ресторанов Стокгольма, Копенгагена, Мальмё, Хельсинки и других скандинавских гастростолиц. К White Guide могут быть претензии в некоторой поверхностности списка, особенно на новых рынках, но тем не менее это самый уважаемый гид нордической кухни, так что деньги в ресторане, отмеченном белой табличкой, будут потрачены не зря. |
В Нидерландах знак высокого качества ресторана — наклейка гида Lekker. Его составляют гастрономические журналисты Мике ван Ларховен и Тон де Зеув, посещая каждый ресторан, включенный в рейтинг, минимум два раза в год. Это история скорее про рестораны высокой кухни, то есть наткнуться на такую наклейку, просто гуляя по Амстердаму или Лейдену, вам вряд ли удастся. Но если, забронировав стол в каком-нибудь заслуженном голландском ресторане, вы увидите на двери свежую наклейку Lekker, можете быть спокойны: местные эксперты ваш выбор одобряют. |
Самый уважаемый итальянский гид — Gambero Rosso. Его наклейки выглядят категорически немодно, каждый год им зачем-то придумывают новый дизайн, но если удалось разглядеть такую наклейку на двери ресторана, можете не сомневаться: кормят там вкусно. Эксперты «Красной креветки» (так переводится название) — люди, которые к итальянской кухне относятся со всей серьезностью итальянской мамы. |
В Лиссабоне есть симпатичный местный гид Lisboa à Mesa, который пишет критик Мигель Пиреш. У путеводителя нет онлайн-версии, он выходит только в виде книжки, так что туристу, не знающему португальского, пользоваться им сложно; но всегда можно вовремя заметить голубой стикер на двери и сообразить, что вот оно — место, рекомендованное местным знатоком. |
Иногда в разных городах мира можно увидеть голубую наклейку гида Where Chefs Eat. Это высшая похвала, ресторан, который рекомендуют сами шефы. Среди них могут быть и серьезные заведения, и бистро молодых шефов, и совсем простые рестораны, в которых как-то необыкновенно готовят, например, свиное брюшко. |
Если понимать язык наклеек и обращать внимание на знаки местных гидов, то можно устроить себе небольшой диджитал-детокс: ходить по улицам незнакомого города, не заглядывая постоянно в Google Maps и Foursquare, а просто глядя по сторонам и, когда придет время обеда, и «читая» наклейки на дверях. Довольно скоро у вас выработается собственная система такого браузинга, и вы будете отмечать для себя интересные места, которые стоило бы посетить, едва бросив взгляд на дверь. Наблюдательность же вообще лучший друг путешественника — особенно в тех местах, где у вас нет друга из местных.