С сегодняшнего дня в прокате — победитель конкурса дебютов последнего «Кинотавра».
Ученик Кирилла Серебренникова Александр Горчилин рассуждает о своем поколении двадцатипятилетних.
Друг Саши и Пети Ваня (всем героям чуть за двадцать), перебрав с наркотиками, прыгает с балкона. Петя (Александр Кузнецов из «Лета») и Саша (Филипп Авдеев из «Лета» и «Класса коррекции») пытаются справиться с этой ситуацией по-разному. Познакомившись в клубе с художником по прозвищу Василиск (художник и режиссер Савва Савельев), парни вскоре оказываются у него дома. Василиск демонстрирует им, как растворяет в хлорной кислоте бюсты пионеров, доставшиеся ему от отца — провокация хорошо продается. Потом начнется оргия, в которой Петя с удовольствием поучаствует, а Саша воздержится — он недавно зачем-то сделал обрезание. На следующее после оргии утро Саша сбежит, а Петя выпьет кислоту и временно потеряет голос. Ко всему прочему, он еще и сдастся полиции, потому что чувствует себя виноватым в смерти друга: это Петя в шутку посоветовал Ване спрыгнуть с балкона. Пете после ссоры с матерью негде жить, у Саши тоже «все сложно» с родней: живет он с бабушкой, пока мать обитает в Камбодже, где наконец находит дзен после внезапного исчезновения отца персонажа Авдеева. А еще у Саши вроде бы есть девушка Вика (Софья Синицына), но его гораздо больше интересует ее пятнадцатилетняя сестра — танцовщица Карина (профессиональная балерина Арина Шевцова).
Кирилл Серебренников взрастил целое поколение актеров и режиссеров — еще очень молодых, но определенно талантливых и перспективных. Александр Горчилин и Филипп Авдеев, которые еще в тинейджерстве были вместе заняты в мюзикле «Норд-Ост», успели к двадцати шести годам не только сыграть множество ярких ролей в кино и в «Гоголь-центре», но и проявить себя как постановщики: Авдеев поставил в «Гоголь-центре» детский спектакль «Море деревьев», Горчилин до «Кислоты» снял несколько документальных фильмов. Нельзя не вспомнить и о китаянке Ян Гэ — участнице «Голоса», актрисе, блогере и авторе исповедальной картины «Ню», завоевавшей один из призов ММКФ. Александр Кузнецов также стал постановщиком спектакля в «Гоголь-центре». А сценарий картины написал молодой драматург Валерий Печейкин, регулярно сотрудничающий с театром Серебренникова. Неизвестно, как сложатся их судьбы дальше, но следить за этими людьми определенно стоит.
Александр Горчилин, нередко изображающий на сцене и на киноэкране личностей буйных и страстных, обманул зрительские ожидания, сняв кино местами пусть и провокационное, но по большому счету довольно медитативное. Главные герои, словно сомнамбулы, блуждают по экрану и по своей жизни, лишь изредка совершая дикие поступки или выдавая гневные монологи. Неспособность найти в жизни хоть какую-то радость и смысл толкает их к саморазрушению. Оператор Ксения Середа искусно создает на экране это настроение потерянности еще одного поколения.
Одна из главных тем «Кислоты» — отношения сегодняшних двадцатилетних с их родителями. «Что вы вообще знали о своем ребенке?» — срывается на истерику персонаж Авдеева на похоронах друга. Мать Саши тоже ничего не знает о своем сыне — хотя бы потому, что ее просто почти никогда нет рядом. Родители Пети и вовсе будто бы о нем не беспокоятся. Одиночество и растерянность главных героев во многом связаны именно с этим отсутствием теплоты и участия. Впрочем, все они несколько преувеличивают родительское равнодушие — юношеский максимализм.
Когда Саша узнает о том, что мать снова беременна и этого ребенка, очевидно, ждет не самое прекрасное будущее без отца, он дает ей понять, что, возможно, ей лучше не рожать. Этот месседж перекликается с посланием фильма ливанки Надин Лабаки «Капернаум», завоевавшего приз жюри на последнем Каннском кинофестивале. Его герой, совсем еще маленький мальчик, подает в суд на своих родителей за то, что он появился на свет и был вынужден работать до изнеможения и жить со своими братьями и сестрами в ужасной бедности.
Впрочем, Петя и Саша, в отличие от персонажей Лабаки, родились во вполне обеспеченных семьях. Именно этот факт заставляет вновь обретшего дар речи Петю произнести самоуничижительный монолог о том, что их поколение не способно дать миру ничего, кроме зарядки для айфона. «Нам все кто-то доставил и принес, и поэтому я просто сижу и думаю: а какой я, что я могу?». Эти слова, по правде сказать, кажутся несколько искусственно приклеенными к повествованию, но никто в новом российском кино еще не осмеливался произнести их вслух. Особенно отважными они кажутся потому, что Горчилин беспощаден в первую очередь к самому себе. И, судя по фильму «Кислота», зря.