15 октября на сцене Государственного Кремлевского дворца выступят почти два десятка лучших мировых артистов балета, которых вот уже в пятый раз объединит проект «Kremlin Gala. Звезды балета XXI века». Среди его участников — премьер Михайловского театра Иван Васильев, премьеры Большого театра Артем Овчаренко и Ольга Смирнова, прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова, солистка Ковент-Гарден Марианела Нуньес и многие другие.
Фото: Игорь Харитонов и архивы пресс-служб
О проекте этого года
Posta-Magazine рассказал художественный руководитель Kremlin Gala Сергей Филин — а мы не упустили случая поговорить с ним о балетной классике и современности, любви, красоте и сексе, а также талантах, поклонниках и детях.
Перечисление заслуг и регалий народного артиста РФ Сергея Филина занимает не одну страницу. За двадцатилетнюю карьеру солиста Большого театра он исполнил все главные партии балетного репертуара, на его счету звание танцовщика года по версии итальянского журнала Danza-Danza, премии Benois de la Danse и «Золотая маска». Сегодня у него за плечами художественное руководство балетными труппами Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Большого театра, где с весны этого года он возглавляет Молодежную программу начинающих талантливых хореографов.
Сергей слегка задерживался. Сидя за столиком в дальнем углу ресторана, в котором мы договорились встретиться, я, немного волнуясь, высматривала среди посетителей своего собеседника. Пару раз мне даже показалось, что я увидела знакомый по фотографиям силуэт. Но когда он появился в отдалении, даже не рассмотрев лица (а зрение у меня, надо сказать, неважное), я узнала его сразу — по легкой походке и элегантным движениям. У него выразительная образная речь и мягкий голос, который заметно теплеет, когда он говорит о семье и детях. Рассказывая о прошлых спектаклях и планах на будущее, он особенно увлекается, а в его глазах появляется какой-то мальчишеский блеск — тот, без которого в искусстве, наверное, вообще мало что возможно.
Инна Логунова: Что особенного нас ждет в программе Kremlin Gala в этом году — все-таки первый пятилетний юбилей?
Сергей Филин: Главная особенность нашей программы отражена в названии — в ней принимают участие признанные звезды на вершине балетного Олимпа, любимцы публики, чьих выступлений с нетерпением ждут на лучших сценах мира. Что важно: это не просто великолепные актеры, танцовщики с невероятной техникой, но прежде всего люди, по-настоящему преданные своему делу. Kremlin Gala — ни в коем случае не конкурс, каждый из артистов привозит то, чем он сегодня живет, то, чем хочет поделиться. Конечно, мы даем определенные рекомендации, потому что так или иначе программа выстраивается как единый спектакль, но это всегда диалог.
Среди работ есть номера, которые будут впервые показаны в России. Кроме того, в программе три мировые премьеры — для нас важно, что мы не уговариваем артистов приехать и исполнить еще раз то, что они танцуют по всему миру. Мы хотим, чтобы они чувствовали, что нужны, что у них есть возможность высказаться. Так, Иван Васильев впервые исполнит номер «Парашютисты», над которым он давно и тщательно работает. Как понятно из названия, это будет легкая, шуточная история — к которой он меж тем относится со всей серьезностью. Прима-балерина Американского балетного театра и Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова покажет мировую премьеру сольного номера, который она готовит с британским хореографом Дэвидом Доусоном. Третья премьера — «Балет 102» в исполнении Михаила Канискина и Элизы Кабреры из Берлинской государственной оперы.
— Можно сказать, что программа представляет собой некий срез того, что сейчас происходит в балете?
— Да, пожалуй. Мы стараемся брать наиболее яркие, интересные фрагменты, чтобы показать калейдоскоп разнообразных музыкальных, хореографических, драматических направлений и идей. Но, разумеется, происходит гораздо больше — за один вечер мы физически не можем охватить все события и показать всех звезд.
— Классический балет и современный танец — как они развиваются и чем живут сегодня?
— Мне кажется, сегодня балет вновь набирает обороты, интерес к этому искусству растет. Появляются все новые детские школы танца, как профессиональные, так и непрофессиональные. Балетом увлекаются и многие взрослые, что легко объяснимо: помимо того, что он дает особую физическую форму — совершенно другую стать, невероятное ощущение спины, иную уверенность в теле — он очень организует.
Если говорить о творчестве, то на Западе преобладает современный балет. Там увлечены поиском новых хореографических языков, которые бы могли передать в танце ощущение современного мира, со всеми его инновациями и технологиями. По моим наблюдениям, все меньший интерес вызывают одноактные спектакли, есть потребность в больших сюжетных хореодраматических постановках с историей, которую зритель проживает вместе с актерами.
А в России по-прежнему самые сильные позиции занимает классический балет. И это то, что мы обязаны любить, уважать и, самое главное, сохранять всеми силами. Ни один театр мира не может похвастаться таким количеством прекрасных танцовщиков, как Большой и Мариинский. Когда их приглашают на гастроли, то мечтают увидеть именно классические спектакли, такие как «Лебединое озеро», «Баядерка», «Жизель»«, «Спящая красавица». Абсолютно очевидно, что эта популярность будет сохраняться долго. И мне кажется, что в отличие от многого в России, у балета светлое будущее.
— То есть русский балет действительно первый?
— Он не просто первый, а единственный и неповторимый. Такого количества невероятно красивых артистов с великолепной классической школой и физической подготовкой нет нигде. Школой, которая дает возможность танцевать не только классику, но и современный балет — просто на него нужно потратить некоторое время, чтобы понять этот пластический язык, психологию и философию хореографа. Иногда говорят: мол, чопорный классический танцовщик. Это совершенно не так. Просто в классическом танце есть определенные традиции и границы, которые нельзя переходить. Нельзя быть чересчур свободным и эмоциональным, чтобы танец не превратился в самодеятельность, потому что это, прежде всего, высочайшая культура.
— Что такое танец? Что может и чего не может выразить?
— Я всегда говорил: нет того, чего нельзя выразить танцем. Часто только движением и возможно показать эмоции, для которых не находится слов. Любые чувства, любые конфликты, динамику жизни, тот ритм, в котором живем, тот сумасшедший дом, который нас окружает, — все это присутствует сегодня на театральных сценах мира. Многое из того, что делается сегодня — об этом. О том, что человек одинок в мире технологий и скоростных коммуникаций, потому что теряет ощущение живого диалога. О том, что часто не видит или не хочет видеть самого важного. Так, несколько лет назад в Большом театре мы ставили балет «Апартаменты» Матса Эка. Среди героев спектакля — человек-телевизор, чья жизнь свелась к размерам экрана; семейная пара, не заметившая, как в духовке сгорел ребенок, пока они выясняли отношения. Так что сегодня балет все-таки остается универсальным искусством, думаю, он не имеет границ.
«Лебединое озеро»
— Танцовщиками рождаются или становятся?
— Хороший вопрос. Думаю, танцовщиками становятся, а вот с талантом — рождаются. Важно вовремя его увидеть и дать все возможное для развития. Человек должен с рождения обладать определенными физическими данными: особой пластикой, растяжкой, музыкальностью, координацией — а дальше все зависит от внимания к ребенку и его собственного желания. Важно уделять этому время и относиться с любовью. Вообще, мне кажется, в балете три главные составляющие: любовь, красота и секс. Любовь — самый сильный двигатель, который заставляет человека что-либо делать в этой жизни. Не обязательно романтическая любовь, это может быть любовь к своему делу, к животному, к жизни в целом. Красота — это одновременно и одна из основ балета, и то, что он несет в мир. Зрители приходят на балетные спектакли за тем, что сложно увидеть в какой-то другой области искусства. Секс присутствует в балете не в пошлом его понимании, а как способ чувствовать друг друга, понимать без слов. Когда такие чувства есть, то возникает особая химия, о которой мы мечтаем, что-то совершенно особое, неземное, то, что можно выразить только музыкой или стихами.
— Вы возглавляли балетные труппы Большого театра и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Что самое трудное в работе художественного руководителя?
— Когда знаешь, чего хочешь и что нужно делать, это не трудно. Если понимаешь, какой результат та или иная работа принесет для артиста и театра, что она не только будет интересна зрителю, но и останется частью истории балета и театра, в котором работаешь, все легко. Потому что, поверив тебе, люди тоже увлекаются, становятся соучастниками. Здесь невозможно что-то сделать одному — только командой. Да, это тяжелая, адская работа — с переработками, бессонными ночами, болями в ногах и спине. Но в итоге ты получаешь результат, к которому идешь, и он все окупает.
С другой стороны, все очень непросто, потому что огромное значение имеет человеческий фактор. Нужно быть психологом — кому-то отцом, кому-то братом, кому-то сыном. Когда люди одержимы своей профессией, хотят работать, делать что-то новое, служить своему театру, то вопрос не в трудностях, а в их преодолении. Но если кому-то важнее личные амбиции, возникают конфликтные ситуации, потому что тебя пытаются увести от творческого процесса и вовлечь в какое-то совсем иное измерение.
— Ваши дети занимаются балетом?
— У меня трое сыновей, старшему Даниилу уже 20 лет, он учится в Высшей школе экономики. В свое время он не хотел заниматься балетом, так что сейчас об этом говорить поздно. Средний сын Александр, которому в декабре исполнится одиннадцать, тоже нашел себя в другой области. Он увлечен пением, мне кажется, сейчас его уже не свернуть с этого пути. Вот совсем недавно Саша участвовал в проекте «Голос. Дети» на Первом канале, дошел до полуфинала в команде Димы Билана.
Остался Сергей Филин-младший. На восьмилетнего Сережу мы возлагаем последнюю надежду. Назвали его так, конечно, не для того, чтобы он занимался балетом, просто почему-то сразу было понятно, что он родился Сережей. Очевидно, что у него есть определенный талант: очень хорошая фигура, физика, он вынослив, может двигаться бесконечно. Но есть проблема: он хочет танцевать, но не балет. Так что здесь нам, наверное, еще придется поработать. Пока наблюдаем, надежда еще есть — профессиональное обучение начинается с 10 лет. Но в любом случае это будет его выбор.
«Светлый ручей»
— Мы с вами с трудом договорились об интервью из-за вашего плотного графика. Когда все-таки выдается свободное время, как вы его проводите? Что для вас лучший отдых?
— Провожу часы досуга дома, с семьей, мы стараемся всегда быть вместе. Мальчики работают, как и мы: рано утром уходят в школу, возвращаются поздно вечером — они много заняты в «Непоседах». Когда мы все собираемся дома, и дети понимают, что родители больше никуда не убегают, они устраивают нам концерты. Саша, конечно, поет, а Сережа — танцует. Это очень забавно: они продают нам билеты, строят зрительный зал и даже буфет. Всегда стараемся успеть это заснять, потому что каждый раз страшно, что такое больше не повторится.
Любим гулять вместе, кататься на велосипедах, играть в футбол — дети его просто обожают. Конечно, ходим в театры, на выставки, в кино. Саша и Сережа у нас очень коммуникабельные и быстрые на подъем. Стоит им сказать, что мы куда-то идем, как они уже стоят одетые внизу у подъезда и ждут, пока соберутся родители. В этом смысле у нас дисциплина идеальная. Летом путешествуем вместе. Это важно, мне кажется, для детей это именно то время, которое они запомнят на всю жизнь.
«Дочь фараона»