Культура

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

В «Гоголь-центре» состоялась премьера хореографического спектакля «Шекспир», а следом театр «Практика» представил пластическую постановку «Гипнос» с артистами выпускного курса Мастерской Олега Кудряшова, который вслед за «брусникинцами» обещает стать новым театральным явлением Москвы.

Совершенно разные по форме, содержанию и внутреннему посылу спектакли объединяет атмосфера сновидений — о жизни, которой не было, но могла бы быть.

«Шекспир»

Постановка хореографов, основателей компании современного танца «Диалог Данс» Евгения Кулагина и Ивана Естегнеева — не о жизни английского барда, как можно было бы заключить из названия. «Шекспир» — спектакль о том, что между строк хрестоматийных пьес, о событиях в жизни героев, которые остались вне книг, вне сцены, вне экрана. На сцене «Гоголь-центра» разворачивается новый нарратив, рассказанный преимущественно языком движения и музыки, — и он, как ни парадоксально, текстоцентричен, только текст обретает в постановке новую, невербальную, форму.

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

Фото: Ира Полярная

В центре спектакля оказываются не поворотные моменты шекспировских пьес: не убийство короля Макбетом, не предательство Лира его дочерьми, не смерть Дездемоны от руки охваченного ревностью мавра — а череда событий, которые им предшествовали или следовали за ними. Впрочем, не столько важно событие, сколько его эмоция, психологическое состояние героя в этот момент. И современный танец — в котором тела то ломаются, искривляются в судорогах, то, наоборот, как будто теряют мышечную массу, превращаясь в мягкую, принимающую любую форму глину, — доводит эти эмоции до предела.

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

Спектакль переносит персонажей Шекспира в условный мир, в котором жизнь протекает одновременно по законам мистического реализма Борхеса, фантасмагории Кафки и сюрреалистических фильмов Бунюэля или Ман Рэя. Как в подтверждение этой мысли, в финале звучат слова Просперо из «Бури»: «Мы созданы из вещества того же, // Что наши сны».

Текст Шекспира в спектакле присутствует небольшими вставками и сам становится скорее частью музыки, что только подчеркивает музыкальность звучащих слов: их эмоциональная сила — в особой ритмике, которая помимо воли слушателя воздействует даже не на сознание, а на подсознательное.

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

В музыке современного французского композитора Энтони Рушьера, известного под псевдонимом A.P.P.A.R.T, слышатся отголоски индастриал-рока и Джона Кейджа. Она перемежается барочными фрагментами с оперным вокалом Светланы Мамрешевой, а иногда сменяется англоязычными песнями в бродвейском духе — при всем накале трагических страстей спектаклю не чужда ирония Шекспира-комедиографа.

Нарастающее на протяжении полутора часов эмоциональное напряжение на последней минуте сменяется звенящим безмолвием. Остается только финальный титр: «Дальше — тишина». Но она вот-вот снова обернется бурей.


«Гипнос»

Из тишины прорастает спектакль хореографа Олега Глушкова «Гипнос». Тишина первой сцены, в которой застывшие на стульях персонажи начинают движение незаметно, так что поворот головы продолжается в буквальном смысле десять минут, не усыпляет, но погружает в оцепенение, похожее на транс. В какой-то момент начинает казаться, что больше ничего не произойдет, но эта мысль не вызывает ни малейшего раздражения, потому что начинаешь различать оттенки этой тишины, чувствовать время как нечто осязаемое. «Гипнос» расслабляет тело, обволакивает мягким ватным коконом сознание и заставляет забыть обо всем, что не является частью этого сна. Ровно в этот момент сон резко меняется, превращаясь в абсурдистскую картину в духе Хармса. В череде проходящих перед глазами сцен появляются и исчезают гусары, хиппи, томные барышни из XIX века и женщины-вамп начала XX века. Персонажи то затягивают Smells Like Teen Spirit Курта Кобейна на манер русского напева, то, рассевшись за столом, с аппетитом поглощают расставленные на нем закуски, то исполняют некие ритуальные действия в духе нью-эйдж.

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

В пространстве сна: новые хореографические спектакли в «Гоголь-центре» и театре «Практика»

Хореографическая и музыкальная канва «Гипноса» сложна и разнообразна, в пластическом рисунке в отдельные моменты угадываются эскизы индийских мудр и эстетика японского буто. Все это складывается в порой фантасмагоричные, порой лиричные, порой гротескные картины, которые, по законам сна, распадаются, перетекают одна в другую и складываются снова в уже новой инкарнации. Как говорит сам Глушков, «Гипнос» — это путешествие. Здесь нет начальной и конечной точки, как нет здесь сюжета и истории. Впрочем, есть: картины, которые возникают на сцене, потом, после спектакля, продолжаются в воображении каждого зрителя. Они продолжаются в десятках снов с сотнями и тысячами возможных вариантов и комбинаций. Да, в них находится место и хоррору, но брат-близнец Танатоса Гипнос благосклонен к людям, оставляя им возможность изменить течение сна, просто открыв глаза. Впрочем, из «Гипноса» выходить не хочется.

Детали

Ближайшие спектакли:
«Шекспир» — 16 и 17 декабря, «Гоголь-центр», ул. Казакова, 8
«Гипнос» — 5 и 19 декабря, театр «Практика», Б. Козихинский пер., 30

 

 

 

21 ноября 2017
Инна Логунова для раздела Культура