Немецкий джаз — явление очень показательное как срез всего европейского джаза. Здесь есть и продолжатели традиций диксиленда, свинга и бибопа, и нордический фолк в духе мюнхенского лейбла ECM, и эстрадно-популярный smooth jazz или фанк. Но визитная карточка немцев — это бескомпромиссный фри и деконструктивистский авангард, не щадящий чересчур нежных ушей.
Именно таких дерзких импровизаторов уже которую осень привозит в Москву Гёте-Институт. В течение месяца неустрашимых и сильных духом слушателей ждут пять концертов под кодовым обозначением «новый джаз».
Четкий ритм, доступные мелодии, привычные гармонии — начиная со второй половины прошлого века все это отметается как изживший себя балласт и приносится в жертву духу экспериментаторства, авантюристских творческих поисков-метаний и тотальной свободе самовыражения. Это настроение фестиваль «Джаз осенью» и постарается передать. Три дуэта и два трио в программе фестиваля как на подбор подчеркнуто избегают традиционной джазовой «пирамиды» распределения ролей.
Пианист Александр фон Шлиппенбах, без пяти минут 80-летний патриарх европейской свободной импровизации, играет со своим трио с 70-х годов — для летучих химических соединений современного джаза это немыслимое долголетие. В отсутствие контрабаса в роли маятника-якоря ансамбль «срывается с цепи» на новый уровень свободы. Даже если трио мимоходом исполнит старую добрую мелодию вроде All the Things You Are из репертуара Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, без подсказки вы ее вряд ли узнаете — или решите, что вам померещилось. Ударник Пауль Ловенс, еще один ветеран, в свои без малого 70 лет отвечает не за «грув», а скорее создает шумовую завесу или импрессионистские узоры вокруг нелогичных, абстрактных линий рояля и саксофона, на котором играет не менее заслуженный «средний брат» — британец Эван Паркер. Пусть для неподготовленного слушателя джазом как таковым здесь «и не пахнет», но не спешите стрелять в пианиста и списывать свои впечатления на анекдотическое «не получается». В послужном списке Шлиппенбаха есть и трибьюты Телониусу Монку в «нормальном» квинтете и Эрику Долфи с почти оркестровым составом под руководством его жены, пианистки Аки Такасе. Кстати, Шлиппенбах-младший, по имени Винсент, он же DJ Illvibe, в качестве электронщика-«вертушечника» тоже записывался в семейных проектах. В треке Curved с прошлогоднего альбома Signals он бомбардирует оригинальными спецэффектами акустический фон, знакомый любому посетителю музыкальной школы или училища, — бесконечные гаммы вверх и вниз на рояле.
Шлиппенбах Трио
В тот же уикенд барабанщик Шлиппенбаха даст еще один концерт в составе другого трио под названием PaPaJo: два Пауля (Ловенс и Хубвебер) и один Джон (Эдвардс). Этому ансамблю «всего лишь» 15 лет — молодо-зелено, конечно, если сравнивать с первым, но уже и не группа-однодневка. Здесь есть контрабас, но нет фортепиано, а вместо саксофона — тромбон, не столь распространенный солирующий духовой инструмент. Шансов зацепиться ухом за повторяющиеся музыкальные фигуры и фрагменты чуть больше, но от стихийной импровизации и нестандартного звукоизвлечения все равно не спрятаться.
Честь открывать фестиваль выпала экспериментальному дуэту Spill, который образовался в Берлине в 2003 году. Пианистка Магда Майас активно использует препарированное пианино, подкладывая посторонние предметы, дергая струны изнутри и обследуя деревянный корпус снаружи, — обычных «клавишных» нот и аккордов здесь меньше половины, а уж мелодий в привычном понимании слова и вовсе днем с огнем. Ей вторит австралийский ударник Тони Бак — по своим барабанам и тарелочкам он не только и не столько стучит палочками, сколько царапает их, пилит смычком и далее на что хватит фантазии. Не ритм, а текстура, не прописанная композиция, а неуловимость момента.
«Подрастающее», но уже заявившее о себе поколение немецкой импровизационной сцены представляет вокалистка Альмут Кюне. Объединяя в своих работах джаз, импровизацию и современную академическую музыку с фольклором, театральным аккомпанементом и мультимедиа, она не поет, а как будто создает в реальном времени импровизированный, наполовину шумовой саундтрек к несуществующему фильму, уделяя также внимание элементам электроники, видео и танца. Минималистичный голос Гебхарда Ульмана на духовых инструментах (саксофоны, бас-кларнет, флейта) становится ее партнером по диалогу и в то же время сглаживающим контрасты фоном. В рамках специального совместного проекта с фестивалем звукозаписывающего лейбла Leo Records ожидается также, что вместе с немецкими гостями на сцену выйдут и российские музыканты: саксофонист Алексей Круглов, пианист Григорий Сандомирский и ударник Олег Юданов.
В заключительном концерте фестиваля впервые выступят дуэтом немецкая саксофонистка Ингрид Лауброк и бас-гитарист Люк Экс из Нидерландов. Они уже играли вместе в составе квартета Luc Ex’ Assemblée с еще одним саксофонистом и ударником, а от такой новой конфигурации следует ожидать сюрпризов. Оригинальная экспрессивная игра на акустической бас-гитаре, которую Люк перенял из своего панковского опыта в группе The Ex, встретится с лаконичными, продуманными мелодическими линиями Ингрид на тенор- и альт-саксофоне. Он любит атональный шумовой драйв, она любит интеллектуальные абстракции, и оба чертовски привлекательны — чего зря время терять?
Детали
Фестиваль откроется 29 сентября в Культурном центре «Дом».
Концерты пройдут также 6, 7, 13 и 23 октября.
http://dom.com.ru/