Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг.
Фото: Jan Coomans
Вы ведь замечали,
что у шведов на первый взгляд все легко и просто. Хоть IKEA, хоть ABBA — присущая скандинавскому образу мышления элегантная простота у многих вызывает удивление: почему никто не додумался до этого раньше?! Я отправился в дальний путь, на север Швеции, чтобы испытать их последнее творение — новый Volvo V90 Cross Country.
Если совсем уж честно, то северная Швеция — не то место, о котором мечтаешь посреди нескончаемой русской зимы. Пальм там нет, пляжей тем более. Но перспектива стать первыми представителями СМИ, побывавшими в новом эксклюзивном Get Away Lodge от Volvo, включая зимний тест-драйв V90 Cross Country, склонила мою чашу весов в пользу временного обмена из серии «шило на мыло» — из одного очень холодного места в другое.
С виду Volvo Get Away Lodge кажется обычным деревенским домом. Это до тех пор, пока вы не попадаете внутрь…
Volvo Get Away Lodge расположен на горном склоне вблизи самого популярного горнолыжного курорта Швеции Оре, но спрятан он в уединении — для полноты ощущения in the middle of nowhere. Для создания такого места в Volvo объединили усилия с известной компанией Tablet Hotels, и чтобы попасть сюда, надо быть очень шустрым (или очень везучим), поскольку в конце марта оно уже закроется. Уровень уюта внутри лоджа Volvo зашкаливает.
Здание почти целиком состоит из дерева, которое собирали по кусочкам из разных частей Швеции. Среди этого многолетнего дерева сразу же ощущаешь себя дома — здесь тепло еще до того, как растопишь дрова в камине. Атмосферу дополняют примерно шесть миллионов свечей — точное количество я не подсчитывал, но вместе с камином они отдают тебе столько тепла, что в какой-то момент ты забываешь о зиме и открываешь окно, чтобы впустить в пространство немного лесной прохлады. Какой же он вкусный — этот шведский воздух…
Само собой, внутри лодж Volvo — своеобразный памятник скандинавскому дизайну. Даже абсолютно современная hi-tech кухня получилась у них невероятно уютной — благодаря паре белоснежных пушистых кресел, которые стоят возле окна высотой во всю стену с видом на окружающую природу. В другом конце дома — столовая с весьма мощной hi-fi аудиосистемой с огромными колонками Bowers & Wilkins. На громкости, выкрученной до отметки 11, они дают просто фантастический звук, а поскольку соседей нет в радиусе нескольких миль, то и жаловаться некому. Идеально! На втором этаже, в спальне — высокотехнологичная кровать с пушистыми подушками, с пультом управления и функциями вроде «бедра — ниже, плечи — выше» и т.д. и т.п. Тут же рядом — комната для отдыха и размышлений: без телевизора, но с массой дзэн-буддистских книг, ковриком для йоги и подставкой для медитации. Невероятно, насколько приятно ушам, особенно привыкшим к жизни в большом городе, не слышать абсолютно ничего. Как-то вечером я высунулся в открытое окно в спальне, надеясь, может быть, увидеть хоть отблеск северного сияния, и просто не мог оторваться от этого звучания чистой тишины снаружи. Нет в мире такого мотора, звук которого я предпочел бы этой тишине. Те, кто читал мои прошлые статьи, поймут, какой серьезный комплимент тишине я пытаюсь сейчас сделать.
В столовой установили мощную hi-fi аудиосистему с огромными колонками Bowers & Wilkins.
При этом Get Away Lodge расположен всего в 15 минутах езды от Оре с его множеством отличных ресторанов, один из которых — Faviken — заработал уже две мишленовские звезды. Качество местной продукции и искренне дружелюбный сервис, которые мы встречали повсюду в Швеции, лишний раз доказали: не зря скандинавские города всегда оказываются на верхних строчках рейтингов «самых счастливых мест для жизни». Не парься, а просто будь счастлив — в здешних краях этот девиз действительно работает.
Похожую философию дарит вам и управление новой V90 Cross Country. Как и сама Швеция, на бумаге эта машина кому-то может показаться скучноватой. Но когда пропускаешь этот скандинавский образ жизни через себя, то все моментально кажется логичным и понятным. Странная человеческая природа. Скажем, мы не обязательно счастливы, имея деньги, но мы совершенно точно становимся несчастнее, когда у соседа денег больше. Наш биологический вид страдает от стресса, живя в резко неравном обществе, где мы постоянно озабочены демонстрацией своего статуса. Впрочем, к Швеции это явно не относится, да и к Volvo — тоже. V90 — очевидно весьма дорогая и элитарная машина, но при этом — она полный антипод показухи и позерства. Эта машина позволяет тебе наслаждаться собственной жизнью, и в какой-то момент даже кажется, что она не против взять на себя часть твоих забот и волнений. Так, например, этот автомобиль всегда высматривает впереди опасности, которые ты мог и не заметить, и с готовностью помогает собственно в вождении, если тебе этого хочется. Volvo, как известно, дольше других автопроизводителей на рынке занимается системами автономного вождения и вспомогательными задачами, при этом она же, пожалуй, консервативнее большинства.
До настоящего времени в Volvo тщательно избегали маркетинговых попыток преподнести свои системы так, чтобы они казались более продвинутыми, чем есть на самом деле. Технология призвана помогать водителю, а не наоборот. Поэтому, прежде чем что-либо внедрять, в Volvo сто раз убедятся, что все работает именно так, как надо, пусть даже это означает некоторое отставание в производстве.
При этом, когда ты садишься в новый V90, а в данном случае у меня был Cross Country, ты чувствуешь, что это технологически невероятно продвинутый механизм. Его кабина — еще один пример шведской простоты, которая и выглядит стильно, и эргономична. Крупный вертикальный экран по центру — гениальное решение. Да, сенсорные экраны в машинах вместо старомодных кнопок по-прежнему кажутся мне бесполезным новшеством, но среди всех производителей именно Volvo, на мой взгляд, предлагает лучшую реализацию. По мне так в плане удобства в использовании и интуитивно понятного управления Volvo среди автомобильных информационных мультимедиа-систем занимает то же место, что iPhone среди смартфонов. На приборной панели аналоговые приборы сменил вездесущий сегодня ЖК-дисплей, и снова простота — во главе угла. Спидометр слева, тахометр справа, посередине — различные данные. Очень многое можно настроить индивидуально под свои предпочтения, но бесполезной информации здесь нет, и мне это очень нравится. На указатель температуры воды, например, все равно никто из водителей не смотрит, так зачем отвлекать людей, пока все работает как надо?
По общей концепции V90 Cross Country не слишком далеко ушел от своего самого старшего предшественника — оригинального V70 XC, который дебютировал двадцать лет назад. Пожалуй, самое крупное их отличие — в названии. Volvo отказывается от буквы «X» для обозначения «Cross» и теперь для Cross Country будет использоваться простая аббревиатура «CC». Опять же все логично. Новая модель одновременно и очень похожа на стандартную V90, и сильно отличается от нее. Интерьер внутри практически тот же, но внешне нельзя не заметить огромное увеличение высоты дорожного просвета — на 60 миллиметров, а также пластиковые уширители надколесных дуг. Косметическими изменениями все не ограничивается: подвеску слегка подрегулировали для более серьезной проходимости по бездорожью, и специально для этой модели выпускается отдельная линейка шин Pirelli. Cross Country доступен в комплектации с собственными дизельными двигателями Volvo D4 и D5 либо T5 и T6 на обычном бензине. Самый мощный вариант — это форсированный и турбированный T6 — 2 литра, 4 цилиндра и 320 лошадиных сил. Мне досталась чуть более благоразумная версия с мотором D5, который мне показался исключительно мощным, тихим и экономным. Скучаю ли я по старым 5-цилиндровым двигателям прежних Volvo? Еще как. Но сейчас главная цель в игре — максимальная эффективность, в этом плане чем меньше цилиндров, тем проще. Все уменьшают объемы, никуда не денешься. 8-скоростная автоматическая коробка передач работала отлично, абсолютно не привлекая к себе никакого внимания.
Зима плюс Швеция равно шипованные шины. Это не самые идеальные условия для оценки общего удобства и поведения автомобиля на дороге. Тем внушительнее было впечатление от того, что на V90 Cross Country шипы я практически не чувствовал. Машина чрезвычайно удобная, тихая, а рулевое управление по ощущениям очень прямолинейно. Система управления с усилением очень легкая на низких скоростях и становится тяжелее по мере набора нормальной скорости езды — еще один пример системы, которая просто выполняет свою работу, не бросаясь в глаза. Поверхность дороги через руль особо не прочувствуешь, но этого и следует ожидать от любой машины, главная цель которой — комфорт. Система контроля движения по полосе мягко подталкивает руль в нужном направлении, когда замечает риск нарушения дорожной разметки. Никакого шума и громких сигналов: чувствуешь лишь, что автомобиль вставляет свои пять копеек и слегка помогает тебе с рулем.
Немалая часть дорог, по которым я ездил, была буквально покрыта льдом,
и выяснил я это на собственной шкуре, выйдя как-то из машины ради парочки фотографий и чуть было не приземлившись на пятую точку. Благодаря характеристикам управляемости полного привода V90 Cross Country и шипованным шинам я не замечал, насколько дорога скользкая на самом деле. То есть ехал я без малейшего усилия, а удержаться на ногах на той же дороге было куда сложнее. Изредка машина сообщала мне на приборной панели и с помощью индикатора на лобовом стекле (кстати, одна из самых четких систем проекции на лобовое стекло, которые я только видел), что дорога скользкая — и больше ничего. Volvo сейчас разрабатывает систему, которая позволит делиться данными о дороге с автомобильных сенсоров с другими машинами. На данный момент она передает информацию только автомобилям Volvo и работает лишь в нескольких странах, но конечной целью должна стать всеобщая коммуникация между всеми участниками движения, чтобы другие водители знали, где их может подстерегать какая-то опасность на дороге. Это еще один пример того, как Volvo пытается продумать все на пару шагов вперед и спрогнозировать события еще до того, как они случатся. Еще одна очень полезная фишка: новый V90 предупреждает о смене предельной скорости заранее, когда ты еще не доехал до места. Задолго до того, как ты сможешь увидеть и прочитать дорожный указатель, приборная панель V90 показывает текущее и последующее ограничение скорости. Это позволяет водителю предварительно снизить скорость — более элегантно и экономично, и вам больше не придется по-идиотски резко тормозить при виде дорожного знака.
По мне так — V90 вел себя со мной как друг, который всегда готов помочь. Если снаружи слишком холодно, он автоматически включал для меня подогрев сидений и руля. И даже начинал размораживать заднее стекло. Он держит все под контролем, как хороший дворецкий, и без указания знает, что делать. Даже о тех, кто едет позади тебя, он тоже заботится: система стеклоомывателя интегрирована в стеклоочистители. Это предотвращает тот неловкий момент, когда ты включаешь стеклоомыватель, а брызги долетают до ближайших трех-четырех авто, следующих за тобой. Вероятно, Volvo не первая компания, которая использует это решение, но это очередной пример, когда удивляешься, почему так не делали уже лет 20 назад?
Очень мне понравилась и супермощность фар V90. В Швеции вообще часто встречаешь машины, дополнительно оснащенные мощными световыми приборами спереди, чтобы проезжать особенно темные лесные дороги ночью. V90 Cross Country в этом отношении явно не уступает. Разглядеть лося, выскакивающего из лесной чащи, можно будет за пару километров. И это вовсе не лишние меры, поскольку лоси известны своим наплевательским безразличием ко всему вообще. Это я к тому, что, по опыту, избегать столкновения твоей машины с лосем придется в одиночку, ибо от него ожидать каких-либо встречных усилий не приходится. И вот тут важный момент: если ты едешь на V90 Cross Country, то у нее как раз есть специальная система, которая распознает живность, безоглядно перебегающую дорогу, и тормозит при необходимости.
По счастливому для меня стечению обстоятельств в 10 минутах езды от Get Away Lodge на замерзшем озере Volvo обустроили ледовую трассу для тест-драйва своих автомобилей. Ясное дело, что в первое же утро я помчался туда и получил во временное владении V90 Cross Country T6 (320 лошадиных сил!) и пару напутственных слов от автоинструктора, прежде чем меня выпустили с привязи на лед. Суть послания была проста: «Иди и повеселись, здесь тебе просто не во что врезаться!» Ну, и как после этого не любить шведов?
На первом ознакомительном круге с включенными системами безопасности автомобиль вел себя прилично, но все равно было очень весело, поскольку небольшой занос он все-таки позволяет, прежде чем скорректировать курс. Отключить контроль курсовой устойчивости оказалось намного проще, чем я ожидал. Просто выбираешь другой режим одним взмахом по сенсорному экрану и внезапно едешь полностью боком. Это совершенно новый подход для Volvo: я помню, как-то лет 10 назад ездил на S60R, и там для отключения систем требовалось определенное число нажатий на кнопку с паузой четко заданной длительности. Проще было бы исполнить шаманский танец для вызова дождя, стоя на руках. В 2017 году, сидя в V90, ты просто сообщаешь машине, что тебе нужен динамический режим — и пожалуйста, никаких вопросов. Автомобиль все равно будет слегка помогать во время скольжения, тормозя те или иные колеса для имитации эффекта дифференциала с ограниченной пробуксовкой. Но это только для большей тяги и, по сути, совсем не мешает тебе делать, что ты хочешь.
На скользком льду меня особенно впечатлил отличный отклик передней части V90 на повороты руля. Видимо, благодаря колоссальному прогрессу электронных систем устойчивости, автопроизводители теперь могут делать машины с таким уровнем переднего сцепления, который сделал бы езду на автомобилях прошлых лет слишком нервной и резкой. Современная технология, защищающая от потери управляемости в нормальных условиях, позволяет наконец-то дать водителю такую переднюю ось, которая будет его слушаться. И это роскошное чувство. В 2017 году выясняется, что даже семейный фургон Volvo может выдавать огромные долгие заносы на замерзшем озере. По ощущениям это не самое естественное для него поведение, так что другие умные устройства автомобиля — автоматическое натяжение ремня безопасности, например, — начинают вести себя так, будто машина ругается: «Какого черта ты творишь, глупое человеческое существо, веди себя прилично!» Автомобиль просто ведет себя взрослее, чем я… Затягивающиеся ремни безопасности призваны крепче удерживать тебя в кресле, но мне показалось, что они несколько мешают дышать, когда едешь сильно боком. Я отлично повеселился, скользя на V90 Cross Country из угла в угол посреди всей этой живописной красоты. Невероятно, как психологически тебе становится легко швырять машину туда-сюда, когда вокруг не во что врезаться, кроме безобидного пушистого снега.
Подводя итог лично для самого себя, скажу так: самым приятным сюрпризом стало ощущение, что новая V90 — это та самая истинная машина Volvo.
В отдаленном прошлом у меня была то одна, то другая Volvo, а в моей семье до сих пор есть владельцы машин этой марки. Так вот, у нас с отцом всегда было ощущение, особенно в период, когда собственником компании был Ford, что уникальный характер Volvo был частично утрачен: наверное, из-за использования общей с Ford платформы и по причине оптимизации затрат.
Новая же линейка V90, включая обновленную версию Cross Country, дала мне четкое ощущение, что я встретился с «тем самым настоящим Volvo», в который был по уши влюблен в молодости. Хотя, нет, он стал еще круче. Теперь это стопроцентный автомобиль класса люкс, чуть выходящий за рамки предсказуемого мейнстрима, да еще и с динамикой вождения, не уступающей любой другой машине в этом же классе. «Не парься — просто будь счастлив!» — уже за одно это ощущение в жизни я готов дорого заплатить.
Детали от Posta-Magazine
https://www.tablethotels.com/en/are-hotels/volvo-getaway-lodge