Вчера на 98-м году жизни скончался легендарный режиссер, основатель «Театра на Таганке» Юрий Любимов. Posta-Magazine выражает соболезнования близким Юрия Петровича и вспоминает основные вехи его большого творческого пути.
5 октября 2014 года навсегда
останется черной датой в истории театра:
из жизни ушел величайший режиссер, творец, реформатор…
Юрий Петрович Любимов родился, сложно представить, в 1917 году. Ровесник октябрьской революции! Его детство прошло в Ярославле и Москве, закалив характер и сформировав тот особый тип личности, что всегда стремится к новому, к неизведанному, не боится разрушать стереотипы и выстраивать новую художественную реальность, открытую, честную, бескомпромиссную.
Режиссер Любимов начинался как актер. В 1930-е годы был принят в МХАТ II, а после того, как студия была закрыта, перевелся в Щукинское училище при Театре им. Е.Вахтангова, которое закончил в 1939 году. Начались тяжелые военные годы… В составе Ансамбля песни и пляски НКВД Юрий Любимов объехал полстраны, выступал на линии фронта. В тот же период состоялся и его кинематографический дебют: альманах «Цветные новеллы», военная драма «Дни и ночи», комедия «Беспокойное хозяйство». Невысокий, но статный, с красивым благородным лицом, он играл героические роли, однако, по признаниям современников, и характерные персонажи блестяще ему удавались.
Война закончилась, и Юрий Петрович вернулся в театр. На сцене Театра им. Е.Вахтангова он сыграл десятки ролей — от Олега Кошевого из «Молодой гвардии» до Ромео из знаменитой трагедии Шекспира. Здесь же Любимов впервые попробовал себя в качестве режиссера, выпустив в 1959 году спектакль «Много ли человеку надо» по пьесе Александра Галича. Однако настоящую славу ему принесла совсем другая постановка — брехтовский «Добрый человек из Сезуана», поставленный со студентами «Щуки», которые впоследствии и составили «ядро» труппы Театра на Таганке. Об этом спектакле говорила вся Москва! Никакой бутафории, декораций, пышных костюмов — условность атрибутики акцентировала внимание на главном: тексте, столь нахальном и смелом, что и представить себе было сложно. Как гласила затертая реклама начала нулевых, шок — это по-нашему.
Результатом триумфа Любимова-режиссера стало основание нового театра — Театра на Таганке, некогда носившего название Театр драмы и комедии и влачившего жалкое существование до того, как в него ворвался дух свободы и нового времени. Переформатировав труппу, Юрий Петрович начал с постановки поэтических произведений по стихам своих современников, а к 1970-м стал все чаще обращаться к классике: Чернышевскому, Шекспиру, Достоевскому, Булгакову, Васильеву. Каждая премьера становилась событием, каждый спектакль обретал статус культового. А какие имена были заявлены в программках! Высоцкий, Золотухин, Филатов, Фарада, Мария Полицеймако!.. Имя худрука театра звучало на весь мир: престижные европейские премии, сотрудничество с итальянской «Ла Скала».
И вдруг, как гром среди ясного неба, драматические события 1980-х годов: уход из жизни соратника и друга, ведущего актера Театра на Таганке Владимира Высоцкого, запрет на несколько ключевых постановок, лишение гражданства… О вынужденной эмиграции режиссер узнал 16 июля 1984 года, будучи в Великобритании: «В этот день […] стал я человеком без гражданства. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался».
Гражданство было восстановлено только пять лет спустя. За годы вынужденного изгнания Любимов успел поработать с ведущими театрами мира, поставить десятки спектаклей, о которых с восторгом писали критики Европы и США. Ему рукоплескали залы Вены, Флоренции, Тель-Авива, Чикаго… Родина же приняла режиссера лишь в 1989 году.
В жизни Юрия Петровича успех всегда шел рука об руку с драмой. Не успел он приступить к постановке спектаклей в своем родном театре, как новый удар — раскол труппы, бесконечная череда конфликтов, вылившаяся в создание еще одного театрального проекта — «Содружества актеров Таганки» под руководством Николая Губенко. Затишье длиной в несколько лет, подарившее России еще несколько блистательных постановок («Живаго», «Медея», «До и после», «Замок», «Арабески»). И вот — еще одна драма: в 2011 году на гастролях в Чехии произошел громкий скандал между Любимовым и актерами его театра, причиной которого стали… деньги. Вернувшись в Москву, режиссер подал в отставку, продолжив работу в театре, некогда подарившем ему путевку в искусство, — им. Е.Вахтангова. Премьера «Бесов» по Достоевскому состоялась в 2012 году, в очередной раз утвердив статус Юрия Петровича Любимова как выдающегося творца, художника и демиурга.
И вот вчера его не стало. Несмотря на возраст, шутка ли — 97 лет, поверить в это решительно невозможно. Казалось, он всегда был, есть и будет быть, и его творческая энергия никогда не иссякнет…
Режиссер будет похоронен 8 октября на Донском кладбище — там же, где покоятся его родители и брат; прощание с Юрием Петровичем состоится в среду, в 10:00, в Театре им. Е.Вахтангова — как того и хотел сам мастер. Супруга Любимова — Каталин — отказалась от финансовой помощи в организации похорон от Департамента культуры Москвы, отметив, что столичные чиновники не сделали ровным счетом ничего, чтобы «разрешить скандальную ситуацию достойным образом».
Редакция Posta-Magazine выражает соболезнования родным и близким Юрия Петровича Любимова.