До 24 сентября 2023 года в Музее русского импрессионизма проходит выставка «Выбор Добычиной» об одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной, открывшей миру Шагала и многих других русских художников, но незаслуженно забытой. Ведущая рубрики PostaАрт поговорила с директором Музея русского импрессионизма Юлией Петровой о том, как кураторы ищут героев для своих выставок, почему в музей с радостью ходят дети и как превратить поход в музей в чистое удовольствие.
Рената Пиотровски: Вы учились на кафедре истории искусства в СПбГУ, а в аспирантуру уехали в Москву. Как человек искусства решился уехать из Питера с его сокровищами?
Юлия Петрова: В тот момент мне казалось, что все дороги ведут в Москву. У меня здесь было много друзей и большое хобби. Мне казалось, что это город невероятной энергии, а Садовое кольцо как будто открывает тебе путь и возможность по этому пути пройти в любом направлении. Мне представлялось, что все лучшее в культуре происходит в Москве, и аспирантура была скорее поводом, чем причиной. Конечно, Петербург — мой город, туда я приезжаю к своим близким. Мое место силы — на Карельском перешейке, там, где сосны, озера, черника и мхи. Без Петербурга невозможно. И за те годы, что я живу в Москве, а это уже 15 лет, со мной случались периоды острой тоски по Петербургу. Но в Москве у меня семья, работа. И, конечно, музей.
Как началась ваша карьера куратора-искусствоведа, что для вас самое интересное в этой профессии?
Директор: Курировать выставки я стала только в Музее русского импрессионизма, до этого у меня не было опыта работы в музее. Поэтому то, что основатель музея Борис Минц в меня поверил, было для меня большим шансом. К сожалению, большинству юных искусствоведов, которых Санкт-Петербургский университет, МГУ, Высшая школа экономики, Институт культуры выпускают пачками каждый год, такой шанс не дается.
Но это лотерейный билет или все-таки упорный труд?
Конечно, хочется сказать про саму себя: везет тому, кто сам везет, я старалась и заслужила. Но сказалась и удача. То, с каким интересом и серьезным подходом Борис Минц строил этот музей, — огромная редкость. И музею, и городу повезло, что это все состоялось. Идея открыть музей звучала на первый взгляд довольно авантюрно: частных музеев на тот момент не было вообще. Уже существовал «Гараж», но он был выставочной площадкой и не имел статуса музея. Не было еще Музея Фаберже. Только человек большой внутренней силы и веры мог всерьез говорить в 2012 году: мы откроем музей. Ни он, ни я этим прежде не занимались.