Культура

От Нью-Йорка до Афин: лучшие выставки апреля

Posta-Magazine рекомендует самые интересные новые и текущие выставки в Европе и Америке, которые можно будет увидеть в апреле и несколько ближайших месяцев.

От Северного Возрождения до немецкого послевоенного искусства, от дизайна века джаза до гомоэротики Роберта Мэпплторпа и перформансов Марины Абрамович — апрельская подборка выставок оказалась поистине бунтарской.

«Кранах»

Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия

8 апреля — 30 июля

«Кранах» 
Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия 
8 апреля — 30 июля
Лукас Кранах Старший. Христос и грешница. 1532

Лукас Кранах Старший. Христос и грешница. 1532

Один из лидеров Северного Возрождения, придворный художник курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников, Лукас Кранах (1472–1553) получал заказы от монархов и элиты духовенства со всей Европы. Автор многочисленных портретов представителей буржуазии, он был дружен с инициатором Реформации Мартином Лютером, который также запечатлен на его картинах. В работах Кранаха причудливо смешиваются идеалы поздней готики, Ренессанса и маньеризма — за этот эклектизм в сочетании с новаторскими живописными техниками (использование светотени, асимметричность композиции, цветовая экспрессия) его особенно полюбят модернисты начала прошлого века: Пабло Пикассо, Отто Дикс, Эрнст Людвиг Кирхнер, Марсель Дюшан и другие. На выставке произведения Кранаха предстанут наряду с работами его великих современников, прежде всего Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего, конкуренция с которыми во многом определила его живописную манеру.

«Век джаза: американский стиль 1920-х»

Музей дизайна Купер-Хьюитт, Нью-Йорк

7 апреля — 20 августа

«Век джаза: американский стиль 1920-х»
Музей дизайна Купер-Хьюитт, Нью-Йорк
7 апреля — 20 августа

Эпоха радио и чарльстона, ар-деко и джаза — «ревущие двадцатые» в Америке, символом которых стал «Великий Гэтсби» Фицджеральда, были временем расцвета интерьерного и индустриального дизайна, прикладных искусств, моды, архитектуры, кино и, разумеется, музыки. Зародившийся на улицах портового Нового Орлеана джаз с его энергией, пульсом жизни и на тот момент экзотичностью стал квинтэссенцией яркого и безудержного десятилетия, века машин и урбанизации. Выставка в нью-йоркском Музее дизайна Купер-Хьюитт объединит более 400 объектов, в которых запечатлелся дух времени: предметы интерьера, одежда, дорогие украшения, механизмы, фотографии, фрагменты кинофильмов. Среди разделов экспозиции, которая займет два этажа музея, значатся «Новый взгляд на знакомые формы», «Нарушая правила», «Уменьшающийся мир» и «Наступление машинного века».

«Революция мертва. Да здравствует революция!»

Центр Пауля Клее и Художественный музей, Берн, Швейцария

13 апреля — 9 июля

«Революция мертва. Да здравствует революция!»
Центр Пауля Клее и Художественный музей, Берн, Швейцария
13 апреля — 9 июля
 Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1915

Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1915

Столетие Октябрьской революции отмечают не только в России. Выставка, которая расположится на двух площадках Берна — в Центре Пауля Клее и Художественном музее города, — прослеживает влияние художественного наследия русского авангарда, прежде всего супрематизма и конструктивизма, на мировое искусство XX века. В двухчастную экспозицию наряду с работами русских художников от Казимира Малевича, Василия Кандинского и Владимира Татлина до Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Комара и Меламида и Юрия Пименова войдут произведения нескольких десятков европейских, американских и латиноамериканских художников, в числе которых участник Баухауса Петер Келер, американский абстракционист Фрэнк Стелла, немецкий неоэкспрессионист Георг Базелиц и современная израильская художница Яэль Бартана.

documenta 14

Афины, Греция

8 апреля — 16 июля

«Роберт Мэпплторп. Перфекционист»
Кюнстхал, Роттердам, Нидерланды 
22 апреля — 27 августа
 Андреас Ангелидакис. Демос. 2016

Андреас Ангелидакис. Демос. 2016

Основанная в 1955 году выставка documenta проходит раз в пять лет в немецком Касселе. И если целью первого проекта в послевоенной Германии было показать довоенное европейское искусство, в свое время объявленное нацистами «дегенеративным» — фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, метафизическую живопись, — то с течением времени documenta стала форумом актуального современного искусства со всего мира с сильным акцентом на проблемы и болевые точки общества, такие как миграция, урбанизация, информационное общество. В этом году выставка впервые пройдет в двух городах: в Афинах (8 апреля — 16 июля) и в Касселе (10 июня — 17 сентября). Идея двухчастной структуры принадлежит нынешнему художественному руководителю Адаму Шимчику, директору и главному куратору Кунстхалле Базель. В греческой столице проекты documenta 14, среди которых немало современной музыки, развернутся на нескольких крупных площадках: в Национальном музее современного искусства, Музее Бенаки, выставочном зале Афинской школы изящных искусств и Афинской консерватории. Современное искусство можно будет встретить также на улицах, в парках, кинотеатрах, клубах, кафе — одним словом, практически везде.

«Роберт Мэпплторп. Перфекционист»

Кюнстхал, Роттердам, Нидерланды

22 апреля — 27 августа

documenta 14
Афины, Греция 
8 апреля — 16 июля
 Роберт Мэпплторп. Кен Муди и Роберт Шерман. 1984

Роберт Мэпплторп. Кен Муди и Роберт Шерман. 1984

В Роттердаме открывается крупная ретроспектива легендарного Роберта Мэпплторпа — бунтаря, ниспровергателя морали, одного из самых влиятельных фотографов XX века. Он возвел в степень сексуальность, которая была основой его творчества. Его стиль мгновенно узнаваем: откровенный гомоэротизм вкупе со скульптурной выразительностью обнаженного тела. Значительная часть его наследия — многочисленные автопортреты, портреты известных художников, писателей и музыкантов, его друзей и знакомых, среди которых многолетняя подруга и муза Мэпплторпа Патти Смит, бодибилдер Лиза Лайон, модель Филипп Приоло. На выставке покажут более 200 работ из собраний Музея искусств округа Лос-Анджелес, Музея Гетти и Фонда Роберта Мэпплторпа.

«Марина Абрамович. The Cleaner»

Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция

До 21 мая

«Марина Абрамович. The Cleaner»
Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция 
До 21 мая
 Марина Абрамович. Стромболи III. Вулкан. 2002

Марина Абрамович. Стромболи III. Вулкан. 2002

В Стокгольме проходит первая в Европе ретроспектива одной из самых влиятельных фигур в современном арт-мире. На протяжении почти 50 лет Марина Абрамович раздвигает границы искусства. Ее главный инструмент и одновременно предмет исследования — собственное тело и психика. На выставке представлено более 120 работ художницы: записи перформансов, фильмы, видеоинсталляции и фотографии с 1970-х годов до наших дней. Есть здесь и живопись, и звуковые композиции раннего периода, которые впервые демонстрируются публике. Хотя подготовленный специально для проекта новый перформанс The Cleaner с участием Марины Абрамович и еще нескольких десятков художников состоялся в марте, до окончания выставки еще можно вживую увидеть другие, наиболее известные перформансы, которые были реконструированы командой музея вместе с художницей. Среди них, например, перформанс 1975 года, в котором Марина Абрамович на протяжении часа с остервенением расчесывает волосы, повторяя как мантру одну и ту же фразу: «Art must be beautiful, artist must be beautiful» («Искусство должно быть красивым, художник должен быть красивым»).

«Георг Базелиц. Герои»

Выставочный дворец, Рим, Италия

До 18 июня

«Георг Базелиц. Герои» 
Выставочный дворец, Рим, Италия 
До 18 июня
 Георг Базелиц. Большие друзья. 1965

Георг Базелиц. Большие друзья. 1965

В живописи Георга Базелица, чье детство пришлось на расцвет нацизма, начало карьеры — на голодные послевоенные годы, а творческая зрелость — на идеологическое и политическое противостояние двух Германий, всегда присутствует ощущение надломленности, трещины, разрыва. Во второй половине 1960-х он начал писать так называемые фрактурные картины, на которых предметы и фигуры разделены на горизонтально ориентированные фрагменты. К этому времени и относятся представленные на выставке серии: «Солдаты», «Пастухи», «Повстанцы», «Художники», «Современные художники», «Белые и красные», «Герои» и «Новые типы», написанные между 1965-м и 1966-м. Две последние, наиболее значимые для этого творческого периода Базелица, представлены на выставке почти полностью. Уже в конце 1960-х фрактурные картины эволюционируют в перевернутые, с фигурами вниз головой, которые знаменуют отказ от содержания с целью «освобождения формы». Завершается экспозиция работами из цикла Remix 2005–2007 годов, в которых Базелиц переосмысливает «Героев» и «Новые типы» 40-летней давности.

«Кифер — Роден»

Музей Родена, Париж, Франция

До 22 октября

«Кифер — Роден» 
Музей Родена, Париж, Франция 
До 22 октября

Столетие со дня смерти Огюста Родена его парижский музей отмечает выставкой, подготовленной совместно с еще одним живым классиком, Ансельмом Кифером, которая представляет работы двух художников в едином пространстве особняка на рю де Варен. Почти вековая временная дистанция между ними лишь подчеркивает их художественную близость, она выражается в страстной, до одержимости, увлеченности новыми формами и альтернативными материалами. Что до содержания, то Кифер в своем творчестве, как и его старший современник и соотечественник Георг Базелиц, чье влияние он испытал в начале пути, исследовал мир после катастрофы Второй мировой войны и холокоста. Один из центральных экспонатов выставки — недавно обнаруженная и с большим трудом реставрированная скульптура Родена Absolution («Абсолюция» — термин, в католической традиции означающий отпущение грехов). Расположенная в центральном зале музея, она одновременно является концептуальной точкой отсчета и конечным пунктом экспозиции.

 

 

 

04 апреля 2017
Инна Логунова для раздела Культура