Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Жан-Мишель Баския, тбилисские сцены Нико Пиросмани, мифический мир прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, медитативный видеоарт Таситы Дин — об этих и других выставках ноября, которые нужно внести в ваш календарь, в нашем обзоре.
«Альберто Джакометти. Ретроспектива»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 24 февраля
«Видеть, понимать мир, остро чувствовать его, постоянно совершенствовать свои способности к познанию», — именно этой неиссякаемой потребностью в понимании сути вещей питалось, по его собственным словам, искусство Альберто Джакометти. Значительная часть его работ для масштабной ретроспективы в Музее Гуггенхайма в Бильбао была предоставлена парижским Фондом Джакометти, обладающим самой полной коллекцией произведений всех периодов творчества художника: от кубизма и сюрреализма 1920-х годов до экзистенциализма послевоенного времени. Моментально узнаваемые истонченные фигуры, ставшие визитной карточкой художника, появились в его творчестве в 1945 году как попытка изжить травмы войны. Если в 1930-е Альберто Джакометти, экспериментируя с объемом и пространством, создавал миниатюрные статуэтки, порой не более трех сантиметров, то теперь они вытянулись, удлинились, сохранив при этом хрупкость мелкой пластики — идеальная метафора непрочности человеческой жизни. По словам Сартра, считавшего Джакометти «идеальным экзистенциальным художником», его скульптура существует «на полпути между бытием и ничто». В числе более 200 произведений живописи, скульптуры и графики, Музей Гуггенхайма, переняв эстафету от Тейт Модерн, показывает знаменитую скульптурную группу «Женщины Венеции», которая не выставлялась в полном объеме с 1956 года, когда впервые была представлена на Венецианской биеннале.
|
«Эдвард Берн-Джонс»
Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
До 24 февраля
Родившийся в 1833 году Эдвард Берн-Джонс отрицал индустриальный мир викторианской Англии, черпая вдохновение в средневековом искусстве, мифах и легендах. Один из пионеров символистского направления в искусстве, он был единственным из Братства прерафаэлитов, получившим мировое признание при жизни. Его живописный микрокосм населен благородными рыцарями короля Артура, меланхоличными девами и исполненными покоя библейскими ангелами. Его герои отрешены от мира, созерцательны и погружены в себя. На ретроспективной выставке представлено более 150 работ более чем плодотворной сорокалетней карьеры художника, среди которых знаменитые полотна «Любовь среди руин» и «Колесо фортуны». Также в экспозицию вошли два самых известных живописных цикла. Один, написанный по заказу премьер-министра Великобритании Артура Бэлфора для музыкального салона его лондонской резиденции, посвящен античному мифу о Персее, отправившемся в царство богини ночи Никты и бога смерти Танатоса. Второй иллюстрирует сказку о Спящей красавице. Эдвард Берн-Джонс, не получивший формального художественного образования, работал на стыке изящного и декоративно-прикладного искусства, с его именем напрямую связано возрождение витражной традиции в Британии — так, на выставке можно увидеть витраж «Добрый пастырь», один из замечательных примеров его ранних работ в качестве церковного декоратора.
|
«Жан-Мишель Баския»
Фонд Louis Vuitton, Париж, Франция
До 14 января
В парижском Фонде Louis Vuitton открылся очередной выставочный блокбастер — четыре этажа здания занимает масштабная ретроспектива легендарного Жан-Мишеля Баския. Его жизнь и карьера развивались стремительно, он промелькнул вспышкой, всего за несколько лет превратившись из бездомного стрит-артиста в мировую знаменитость, и сгорел, не дожив до тридцати лет. Выставка организована хронологически и соответствует трем условным периодам творчества художника. В 1980-1982 годах центральными образами его работ были скелеты и лица-маски. Следующие три года в работах Баския — это исследование собственной национальной и расовой идентичности (его мать была пуэрториканского происхождения, отец — гаитянин), произведения этого времени насыщены отсылками к африканской культуре. Так, среди наиболее известных работ на выставке можно увидеть картину «Голливудские африканцы перед китайским кинотеатром со следами кинозвезд». На этот же период приходится его активная коллаборация с Энди Уорхолом — в совместных работах они экспериментировали, соединяя печать и графику. В последние три года жизни Баския создает крупноформатные полотна-коллажи с рваными композициями и плотными, пастозными поверхностями, используя одновременно акриловые краски и масляную пастель. В творчестве Баския смешаны отсылки к Ренессансу и наиболее радикальным художественным течениям XX века, но его сила воздействия — прежде всего в невероятной эмоциональной экспрессии, трагическом ощущении жизни и бунте против не нами установленного порядка вещей.
|
«Карло Карра»
Палаццо Реале, Милан, Италия
До 3 февраля
«Чтобы создать эту совершенную живопись… живопись как пластическое состояние души, всеобщности, надо писать так, как пьяные поют и выблевывают звуки, шумы и запахи», — заявлял Карло Карра в 1913 году в футуристическом манифесте «Живопись звуков, шумов, запахов». Изображение не только должно было передавать динамику, мощное движение жизни, но и служить пластическим эквивалентом явлений, которые человек воспринимает с помощью слуха и обоняния. То есть живопись зритель должен не только видеть, но и в буквальном смысле ощущать: своеобразный прототип 3D и виртуальной реальности. Одна из ключевых фигур европейского авангарда, на протяжении своей карьеры Карра прошел через увлечение футуризмом, кубизмом, вдохновленной искусством де Кирико метафизической живописью, а в конце жизни обратился к неоклассике. В этом смысле крупная — более 130 работ — ретроспектива Карло Карра в миланском Палаццо Реале, отражающая все периоды его творчества, также являет собой своеобразный экскурс в историю художественных течений Италии начала XX века.
|
«Нико Пиросмани»
Альбертина, Вена, Австрия
До 27 января
Бродяга, самородок, блаженный, заявлявший, что видит святых, а его кисть «пишет сама», Нико Пиросмани жил в нищете, порой не имея достаточно денег не только на краски, но и на еду. Его заказчиками выступали держатели тбилисских трактиров — духанов, они же предоставляли скромное жилье, но Пиросмани нигде не задерживался подолгу. Рисовал на клеенках, которыми накрывали столы, — когда за скромную плату, а когда и за рюмку водки. Значительную часть его работ составляли вывески, многие из которых, по понятным причинам, были утеряны. В художественных кругах о талантливом самоучке узнали и заговорили, когда тому было уже лет пятьдесят (точная дата рождения Пиросмани неизвестна, предположительно 1862 год): в 1912 году его открыли и начали собирать и пропагандировать футуристы братья Илья и Кирилл Зданевичи. При всей условности мир Пиросмани пронзительно настоящий: все его персонажи, будь то люди или животные, наделены какой-то детской мудростью, тем знанием и понимаем мира, которое возможно не благодаря опыту, а, наоборот, его отсутствию. Язык Пиросмани — это язык интуиции, чувства, свободы, которую нелюдимый Нико ценил более всего в жизни.
|
«Эмиль Нольде»
Центр Пауля Клее, Берн, Швейцария
17 ноября—3 марта
Если вы не увидели недавно завершившуюся выставку Эмиля Нольде в Эдинбурге, отправляйтесь в Берн, где в Центре Пауля Клее открывается новый выставочный проект. Следует сказать, что швейцарский музей представляет искусство модернистов и авангардистов XX века через призму Клее, в сравнении или наоборот противопоставлении. Эстетика и живописный язык Эмиля Нольде и Пауля Клее слишком разные, но тем интереснее параллели и точки пересечения, которые и исследует выставка. Если Клее называл себя «эфемерным» художником, то Нольде, напротив, был стопроцентно «земным». Что, впрочем, не мешало их дружбе, а наоборот, служило источником вдохновения. Как Клее писал в 1927 году, творчество Эмиля Нольде не только произрастает из земли, но и являет собой воплощение «демона этого места». Яркая цветовая палитра, драматизм, предельная концентрация эмоций — главным для Нольде было передать наполняющую мир энергию, то, что находится «по ту сторону понимания и знания». Фигуры людей и предметов у него условны, находятся вне времени. Оба художника обращались к гротеску и фантастике как способу критического осмысления действительности, а также, как и другие их современники на рубеже XIX–XX веков, искали альтернативные формы выразительности в неевропейском искусстве. Среди составивших выставку работ — написанные около 1911 года карикатурные сцены берлинской ночной жизни и зарисовки Нольде из путешествия по Новой Гвинее, Китаю и Японии в 1913–1914 годах. Последние интересны внутренней противоречивостью: с одной стороны, в них явно чувствуется восхищение «естественностью» и «неиспорченностью» цивилизацией аборигенных народов, с другой — определенная настороженность и даже страх перед их «дикостью» — предрассудок времени, которого не избежал и Нольде.
|
«Тасита Дин»
Кунстхаус, Берн, Швейцария
До 6 января
И еще одна выставка в Берне, которую не стоит пропускать. Живущая в Берлине британская художница Тасита Дин наиболее известна как автор медитативных видеоработ, исследующих связь между прошлым и настоящим, реальным и воображаемым. В 1990-е годы центральной темой и образом ее творчества было море. Среди работ того времени — номинированный на Премию Тернера фильм «Исчезновение в море», посвященный истории английского предпринимателя и яхтсмена Дональда Кроухерста, пропавшего без вести в 1969 году во время регаты в Атлантическом океане. Для Дин важна материальность изображения как, с одной стороны, способа фиксации реальности, а с другой — придания формы таким эфемерным категориям, как память, чувства, ткань времени. Среди центральных работ выставки — три наиболее значимых фильма последних десяти лет. Шестиканальная видеоинсталляция «Мерс Каннингем танцует неподвижность…» была показана в Турбинном зале Тейт Модерн в 2008 году и представляет собой часть большого цикла, посвященного выдающимся интеллектуалам современности, среди которых художники Клас Ольденбург, Сай Твомбли, искусствовед Лео Штейнберг и другие. 11-минутный немой фильм FILM (2011) — визуальная поэма, состоящая из черно-белых и цветных образов, снятых на 35-миллиметровую пленку, проецируемых на гигантский белый монолит, наподобие кубриковского из «Космической Одиссеи 2001 года». А в часовой видеопроекции «Антигона» (2018) Тасита Дин переплетает историю собственной семьи (имя героини античной трагедии носит ее родная сестра) с мифом и размышлениями о смысле времени и человеческой жизни.