Культура

Планетарный сад и своя комната: самые интересные выставки июля в мире

Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.

Майкл Джексон в современном искусстве, столетие Венского сецессиона и психологические портреты Лоренцо Лотто — в числе главных выставочных проектов июля и всего летнего сезона.

«Гала — Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе»

Национальный музей искусства Каталонии, Барселона, Испания
5 июля — 14 октября

Жена Поля Элюара, в браке с которым у нее родилась дочь, любовница Макса Эрнста, модель Ман Рэя, объект восхищения многих других художников, в историю искусства Гала вошла прежде всего как спутница и муза Сальвадора Дали. Впервые крупная международная выставка посвящена одной из главных женщин авангарда, чья роль до сих пор не была оценена по достоинству. Гала не просто вдохновляла — она была соавтором многих работ своего второго мужа, который в конце жизни даже подписывал их двумя именами: «Гала — Сальвадор Дали». Блестяще образованная, она обладала не только прекрасным художественным вкусом, но и пониманием арт-рынка: именно благодаря ей Дали стал одним из самых высокооплачиваемых художников. Концепцией жизни как произведения искусства, которую исповедовал Сальвадор Дали, он также во многом обязан своей жене. Выставка проливает свет на личность энигматичной женщины: кем она была? чем привлекала гениев? Возможно, та, что многие годы считалась музой, сама была художником, главным произведением которого стал всемирно известный сюрреалист Дали?

«Гала — Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе» 
Национальный музей искусства Каталонии, Барселона, Испания 
5 июля — 14 октября


«Майкл Джексон: на стене»

Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания
До 21 октября

Национальная портретная галерея подготовила потенциальный выставочный блокбастер. Проект «Майкл Джексон: на стене», курируемый директором галереи, исследует влияние культового музыканта на современное искусство, которое, в отличие от его вклада в музыку, хореографию и моду, никогда не акцентировалось. Меж тем, с тех пор как в 1982 году Энди Уорхол создал один из самых известных портретов Майкла Джексона, певец стал самым часто изображаемым в визуальном искусстве культурным героем. На выставке собраны работы порядка сорока известных художников из музейных и частных собраний, а также произведения, созданные специально для проекта, приуроченного к шестидесятилетию Майкла Джексона в августе этого года. Английское название выставки — Michael Jackson: On the Wall — отсылает к пятому студийному альбому Майкла Джексона Off the Wall, в русском переводе известному как «Чуждый условностям», который принес ему всемирную известность.

«Майкл Джексон: на стене»
Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания 
До 21 октября


«Лоренцо Лотто. Портреты»

Музей Прадо, Мадрид, Испания
До 30 сентября

Лоренцо Лотто был одним из самых ярких и самобытных художников итальянского Чинквеченто, однако в последующие столетия его имя было надолго забыто и вновь открыто лишь в конце XIX века благодаря труду искусствоведа, крупнейшего на тот момент американского специалиста в области итальянского Ренессанса Бернарда Беренсона. Он считал, что Лотте столь же важен для понимания XVI века, что и Тициан. Современник Фрейда, Беренсон писал свою монографию в годы зарождения психоанализа, что нашло отражение в его трактовке творчества художника. В портретах кисти Лотто он отмечал неизменный интерес не только к характеру персонажа, но и душевному состоянию, называя его с этой точки зрения «первым современным художником». Выставка в Музее Прадо — первая масштабная монографическая экспозиция портретных работ Лоренцо Лотто — исследует не только сложный символизм и психологические аспекты его творчества, но и материальную культуру эпохи: наряду с живописью здесь представлены многочисленные бытовые и культовые объекты, подобные или аналогичные тем, что изображены на его полотнах.

«Лоренцо Лотто. Портреты»
Музей Прадо, Мадрид, Испания 
До 30 сентября


Manifesta 12

Палермо, Италия
До 4 ноября

В итальянском Палермо проходит одно из главных событий современного искусства — странствующая биеннале Manifesta 12. Тема этого выпуска — «Планетарный сад. Культивируя сосуществование» — перекликается с историей города и всей Сицилии, на протяжении веков бывшей перекрестком цивилизаций и культур: она помнит древних греков, арабов, норманнов, а сегодня стала прибежищем мигрантов из Африки, Юго-Восточной Азии и с Ближнего Востока. Выставочные и событийные площадки расположены по всему городу, часто в живописных исторических зданиях, в диалоге с которыми предстает современное искусство. Один из примеров — видеоинсталляция художников Николло Маccадзы и Якопо Бедоньи в интерьере Государственного архива Палермо, посреди тысяч старинных запыленных папок с эдиктами, жалобами, прошениями — реликвария коллективной памяти. Подобных, в буквальном смысле завораживающих работ в городе немало. Добавьте к этому обширную публичную программу паблик-токов, кинопоказов и перформансов — в этом саду вам точно захочется затеряться надолго.

Manifesta 12 
Палермо, Италия 
До 4 ноября


Международный фестиваль фотографии «Встречи в Арле»

Арль, Франция
2 июля — 23 сентября

Фестиваль, основанный в 1970 году фотографом Люсьеном Клергом, писателем Мишелем Турнье и историком Жан-Морисом Рукеттом, является одним из самых крупных и влиятельных фотосмотров в мире: фотографические проекты, которые представляют в Арле, впоследствии пополняют коллекции главных мировых музеев. Каждый год в программе порядка сорока выставок, а также концерты и театральные представления. Фотография — это не только способ фиксации времени, но и попытка его осмысления. Одна из трех главных секций фестиваля этого года, «Дополненное человечество», объединяет работы, посвященные стремительно меняющемуся представлению о том, что такое человек в эпоху, когда искусственный интеллект, киборги и виртуальная реальность постепенно становятся реалиями жизни. В другом большом разделе — «Новая великая Америка…» — серии фотоклассиков Роберта Франка и Раймона Депардона соседствуют с актуальными социально ангажированными работами современных фотографов. А секция под названием «Беги, товарищ, старый мир позади» обращается к драматичному 1968-му ровно полвека спустя, чтобы посмотреть на день сегодняшний через призму недавнего прошлого.

Международный фестиваль фотографии «Встречи в Арле» 
Арль, Франция 
2 июля — 23 сентября


«Ай Вэйвэй»

Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (MuCEM), Марсель, Франция
До 12 ноября

Из Арля меньше часа на поезде до Марселя, где в Музее цивилизаций Европы и Средиземноморья проходит весьма оригинальная выставка главного китайского оппозиционера Ай Вэйвэя. В 1929 году отец художника, тогда 19-летний Ай Цин, которому будет суждено стать известным китайским поэтом, прибыл на корабле во Францию для изучения европейского искусства, поэзии и философии. Он высадился в одном из марсельских доков, ровно на том месте, где сегодня находится MuCEM. Почти 90 лет спустя именно это событие и стало отправной точкой для Ай Вэйвэя, который приглашает зрителей в путешествие по времени и своему искусству, тесно переплетающемуся с семейной историей. Произведения художника разных лет представлены в антураже экспонатов музея, поднимая извечные вопросы о Востоке и Западе, оригинале и копии, искусстве и ремесленничестве, разрушении и памяти.

«Ай Вэйвэй»
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья (MuCEM), Марсель, Франция 
До 12 ноября


«Густав Климт. Художник века»

Музей Леопольда, Вена, Австрия
До 4 ноября

Музей Леопольда отмечает столетие венского модернизма ретроспективой Густава Климта. Выставка прослеживает его трансформацию от художника, работающего в парадигме позднего историзма (академическое направление в искусстве конца XIX века, которое стремилось к воспроизведению стилей прошлых эпох — готики, барокко, рококо и др.), до самого яркого представителя Венского сецессиона. Его индивидуальный узнаваемый стиль появляется в середине 1890-х годов, вызывая раздражение и критику консервативной аудитории, — первой «пощечиной общественному вкусу» стал цикл из трех аллегорических картин: «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» — для церемониального зала Венского университета, откровенный эротизм которых шокировал публику. Пройдет не так много времени, и Климт превратится в одного из самых востребованных портретистов венской буржуазии (почти исключительно ее женской половины). В то же время он продолжит создавать фантазийные, чувственные образы женщин, ставшие сегодня не только его визитной карточкой, но и символом Вены.

«Густав Климт. Художник века»
Музей Леопольда, Вена, Австрия 
До 4 ноября


 

 

 

03 июля 2018
Инна Логунова для раздела Культура