Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Универсальный Ман Рэй, портретная живопись Камиля Коро и Дэвида Хокни, а также женщины Ингмара Бергмана — обо всем этом читайте в нашем февральском выставочном обзоре.
«Фрида Кало: за пределами мифа»
Музей культур (MUDEC), Милан, Италия
До 3 июня
Масштабная выставка в миланском Музее культур объединяет более ста произведений из двух крупнейших в мире собраний Фриды Кало — Музея Долорес Ольмедо-Патино в Мехико и коллекции Жака и Наташи Гельман. Этот проект — результат скрупулезного шестилетнего исследования ее образного языка и поэтики, авторы которого поставили цель уйти от сложившегося в предшествующие десятилетия одномерного образы Фриды — художницы трудной судьбы и коммунистических взглядов, черпавшей вдохновение в народной мексиканской культуре. Да, все это верно, но Фрида не сводится к этим схематичным определениям, что, собственно, и демонстрирует выставка. Экспозиция организована тематически и состоит из четырех разделов: «Женщина», «Земля», «Политика», «Боль», каждый из которых включает в себя не только ее работы, но и ряд неопубликованных архивных материалов.
|
«Ман Рэй»
Кунстфорум Банка Австрии, Вена, Австрия
14 февраля — 24 июня
Ман Рэя, чье имя привычно связывают с дадаизмом и сюрреализмом, всегда считали преимущественно фотографом — всемирное признание он получил благодаря портретам современников и фотоабстракциям 1920-х годов. Однако этим его талант не ограничивался, он был поистине универсальным художником: занимался живописью, графикой, книжным и журнальным дизайном, снимал фильмы, создавал объекты. Добавьте к этому успешную карьеру в качестве экспериментального фотографа моды в журналах Harper’s Bazaar и Vogue. «…Инструмент не имеет значения — любую тему можно выразить любым художественным приемом и получить интересный результат, — писал Ман Рэй в 1963 году. — Нужно смотреть поверх ограниченных средств, использовать воображение, быть изобретательным». Выставка в венском Кунстфоруме покажет именно универсального Ман Рэя во всем разнообразии его наследия: 150 работ из частных и музейных собраний по всему миру, которые во многом заложили основы того, что мы сегодня называем искусством.
|
Триеннале Нового музея «Песни саботажа»
Новый музей, Нью-Йорк, США
13 февраля — 27 мая
Нью-йоркский Новый музей был основан в 1977 году как площадка для молодого искусства, которое создается сейчас и говорит о настоящем времени. Инициированная музеем триеннале, первый выпуск которой состоялся в 2009 году, объединяет молодых художников со всего мира — в этом году в ней примут участие 30 авторов из 19 стран. «Песни саботажа» — это коллективное художественное исследование вопросов, связанных с властью, политическими и социальными механизмами в современном обществе, которые призваны закреплять и воспроизводить неравенство. В центре внимания — институализация расизма. Работы художников, выполненные в традиционных и новых медиа, осмысляют и вскрывают искусственные системы, которые конструируют нашу реальность, ценности и смыслы.
|
«Дэвид Хокни: 82 портрета и один натюрморт»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 25 февраля
После масштабной персональной выставки пейзажей Дэвида Хокни, которая состоялась в Музее Гуггенхайма в Бильбао в 2012 году, он отошел от живописи и сменил английский Йоркшир на Лос-Анджелес. Постепенно художник вернулся к портретному жанру, начав с изображения администратора своей студии. Так родилась идея серии портретов людей из разных областей жизни. Ему позировали друзья, знакомые, члены семьи, каждого из которых он рисовал на протяжении ровно трех дней. Все картины одного размера, и их герои изображены на одном и том же стуле — разве что иногда взятом с разных ракурсов — и на одинаковом фоне, что только подчеркивает мастерство Хокни в передаче индивидуальности человека. Среди портретов серии — любимая сестра Маргарет Хокни, художник и друг Джон Балдессари, дизайнер текстиля Селия Бертвелл и многие другие.
|
«Коро. Художник и его модели»
Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
8 февраля — 8 июля
Камиль Коро вошел в историю искусства как «король пейзажа», пытливый и внимательный наблюдатель природы и ее изменчивых состояний. Им восхищались импрессионисты, считая своим предшественником: каждый его пейзаж был пейзажем настроения. Не прописывая детали, он умел передать на полотне еле заметное движение: легкий трепет травы, дуновение ветра, вибрацию листвы. Но Коро был еще и прекрасным портретистом — в этом качестве, например, его высоко ценил Эдгар Дега. Один из самых известных его портретов — хранящаяся в Лувре «Женщина с жемчужиной». Камиль Коро писал самые разнообразные типажи: крестьян, изысканных аристократок, монахов за чтением и игрой на музыкальных инструментах, обнаженных женщин в образе мифических вакханок. И каждая его картина выдает в художнике тонкого психолога и знатока человеческой натуры. В экспозицию войдут работы из крупнейших собраний мира, в частности: Лувра, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национальной галереи искусств в Вашингтоне, мадридского Музея Тиссена-Борнемисы.
|
Потолок Кита Харинга
Музей Стеделик, Амстердам, Нидерланды
До 2 июня
Кит Харинг (1958–1990) стал известен в начале 1980-х благодаря граффити в нью-йоркской подземке, нарисованным белым мелом на черном фоне, предназначенном для размещения рекламы. Его визуальный язык и мотивы мгновенно узнаваемы: геометричные человечки, летающие тарелки, лающие собаки. Активистское искусство Харинга, с его антивоенным и антирасистским посылом, довольно быстро получило признание в арт-мире, уже в 1982-м состоялась первая персональная выставка художника в Нью-Йорке, после которой стали поступать предложения и заказы со всего мира. Открытый гей, он также активно поднимал темы гомофобии и борьбы со СПИДом (который и стал причиной его смерти в возрасте 31 года). В 1986-м для масштабной выставки в амстердамском музее Стеделик Кит Харинг за день нарисовал огромный навесной потолок размером 12×20 метров. Сам процесс он превратил в настоящий перформанс, который документировали многочисленные репортеры и фотографы. Навес, наполненный многочисленными фигурами людей и животных, украсил потолок над исторической лестницей музея. Тридцать лет спустя работа Харинга, бережно восстановленная реставраторами, вернулась в Стеделик, где ее можно увидеть вплоть до начала июня.
|
«Бергман в моде»
Музей Халлвил, Стокгольм, Швеция
До 18 марта
В 2018 году в Швеции и по всему миру отмечают столетие Ингмара Бергмана. Выставка представляет костюмы главных героинь фильмов великого режиссера, действие которых разворачивается на рубеже XIX–XX веков — в это же время в стокгольмском дворце, в котором сегодня размещается музей, жила графская чета Вальтера и Вильгельмины фон Халлвил, которая собрала одну из самых крупных в Швеции частных коллекций фарфора, антикварной мебели, оружия и живописи. «Женщина Бергмана» — особенное создание, она занимает центральное место в его нарративе, что наглядно подчеркивает эта выставка. В экспозицию вошли костюмы из черно-белых фильмов, которые выставляются впервые с момента съемок. Кроме того, увидеть мир Бергмана в цвете, почувствовать его фактуру — это, конечно, отдельное удовольствие. Впечатляющую коллекцию костюмов дополняют их эскизы, а также фотографии фильмов, семейные снимки Бергмана и другие архивные документы.