Культура

Сны Ван Гога и оптические иллюзии: самые интересные выставки августа в мире

Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.

Столетие фэшн-фотографии, «счастливая» живопись Анри-Эдмона Кросса, отражения Джоаны Васконселос — об этих и других выставках в очередном обзоре Posta-Magazine.

«Эмиль Нольде. Цвет как жизнь»

Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург, Великобритания
До 21 октября

Упрощенные формы наряду с выразительными цветовыми решениями — экспрессионисту Эмилю Нольде, одному из лучших колористов XX столетия, с одинаковой легкостью удавались пейзажи родной Северной Германии, персонажи берлинских кафе и кабаре и сцены из экзотичной жизни Новой Гвинеи. Его творческая биография соткана из противоречий: традиционалисты считали его слишком радикальным, авангардисты — чересчур консервативным. Он искренне поддерживал национал-социалистическую идеологию, от которой его не отвратило даже причисление нацистами его творчества к дегенеративному. Истоки его искусства лежат в импрессионизме, которому, по его мнению, не хватало глубины и художественной условности. Участник группы «Мост», он наряду с основоположниками экспрессионизма — Эрнстом Людвигом Кирхнером, Фрицем Блейлем и другими — провозглашал право художника на максимальную субъективность творческого акта: в этой логике произведение должно было не изображать, а выражать реальность — в эмоциях, которые она вызывает у художника и, как следствие, у зрителя.

«Эмиль Нольде. Цвет как жизнь»
Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург, Великобритания
До 21 октября


«Сны Ван Гога»

Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
До 13 января 2019 года

Экспозиция «Сны Ван Гога» посвящена последним годам художника, на которые приходится расцвет его творчества, и представляет собой масштабную пространственную инсталляцию, погружающую вас в мир его мыслей и чувств. В феврале 1888 года Ван Гог решает покинуть Париж и вскоре переезжает на юг Франции, в Арль, где собирается основать «мастерскую Юга», которая бы объединила близких по духу художников, одним из которых был его друг Поль Гоген. Именно в Арле Ван Гог окончательно освобождается от влияния импрессионизма, создавая насыщенные южными красками пейзажи с помощью больших колористических пятен. Здесь он напишет и знаменитый «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» — мочку он отрезал после ссоры с Гогеном, который приехал к нему, чтобы обсудить детали планируемой мастерской. На мультимедийной выставке в амстердамском Музее Ван Гога, основанной на его письмах брату Тео, вы не обнаружите полотен великого постимпрессиониста — но кураторы обещают незабываемое сенсорное путешествие, которое позволит вам на время почувствовать себя самим Ван Гогом, со всеми его творческими исканиями, сомнениями и восторгами.

«Сны Ван Гога»
Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды 
До 13 января 2019 года


«Анри-Эдмон Кросс, живописец счастья»

Музей импрессионизма, Живерни, Франция
До 4 ноября

Анри-Эдмон Кросс начинал с импрессионистических работ, а после знакомства с основоположниками пуантилизма Жоржем Сёра и Полем Синьяком принял их идеи живописи раздельными мазками, которые, впрочем, изменил в соответствии с собственным пониманием искусства. В отличие от них он не стремился к созданию оптической иллюзии на холсте. Кросс экспериментировал с чистым цветом, благодаря чему его считают предшественником фовистов. Название ретроспективной выставки, прослеживающей развитие творчества Кросса на протяжении жизни, отсылает к строчке из письма Синьяку (1893): «Я хочу рисовать счастье, счастливых существ, какими могли бы стать несколько веков спустя люди, — одним словом, я пишу настоящую анархию».

«Анри-Эдмон Кросс, живописец счастья»
Музей импрессионизма, Живерни, Франция 
До 4 ноября


«Оп-арт в фокусе»

Тейт Ливерпуль, Ливерпуль, Великобритания
До 2 июня 2019 года

Оптическое искусство, или оп-арт, возникло в 60-е годы прошлого века, но своими корнями уходит в модернизм и авангардизм начала XX столетия: эксперименты кубистов, простые формы Мондриана, Кандинского и Малевича, геометрию Баухауса и кинетическое искусство. Впрочем, если смотреть шире, его основа была заложена еще в XIV веке, когда в живописи впервые возникла линейная перспектива. Если кинетисты стремились создать реальное или иллюзорное движение в скульптуре, то оп-артисты ставили перед собой более амбициозную цель: добиться того же эффекта на двухмерной поверхности, основываясь на физиологии и психологии человеческого восприятия. Среди лидеров оп-арта — «отец-основатель» течения венгр Виктор Вазарели, британская художница Бриджет Райли, венесуэльцы Хесус Рафаэль Сото и Карлос Крус-Диес. Выставка в галерее Тейт Ливерпуль не ограничивается работами видных представителей течения прошлого века — в экспозицию вошли и произведения современных художников, как, например, инсталляция Джима Ламби, покрывшего все пространство галереи психоделическими паттернами.

«Оп-арт в фокусе»
Тейт Ливерпуль, Ливерпуль, Великобритания
До 2 июня 2019 года


«Джоана Васконселос. Я твое зеркало»

Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 11 ноября

Португальская художница Джоана Васконселос создает масштабные скульптуры и инсталляции из материалов и предметов, которые окружают нас в повседневной жизни: бытовой техники, керамической плитки, тканей, сковородок, кастрюль, пластиковых ножей. В своих работах она соединяет отсылки к массовой культуре с размышлениями о болевых точках современного общества: постколониализм, миграция, эксплуатация женщин. О Васконселос заговорили как о крупнейшем португальском художнике своего поколения в 2005-м, после участия в Венецианской биеннале, что впоследствии подтвердила большая персональная выставка в Версальском дворце в Париже в 2010-м. В испанском Музее Гуггенхайма представлен ряд самых известных работ, ставших визитной карточкой Джоаны Васконселос, в том числе «Невеста» — огромная барочная люстра из гигиенических тампонов. Название выставки — отсылка к одноименной песне с культового дебютного альбома основанной Лу Ридом группы The Velvet Underground, который был записан музыкантами совместно с немецкой певицей Нико.

«Джоана Васконселос. Я твое зеркало»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания 
До 11 ноября


«Иконы стиля. Век фэшн-фотографии»

Институт Гетти, Лос-Анджелес, США
До 21 октября

Почему одни модные фотографии становятся искусством, а другие остаются всего лишь рекламой, пусть и очень высокого качества? Этим вопросом задаются кураторы выставки в лос-анджелесском Институте Гетти. И сами же отвечают на него: лучшие образцы фэшн-фотографии расширяют границы жанра, объединяя прекрасный, иллюзорный мир гламура с реальной жизнью, зачастую далекой от журнального идеала. Масштабная ретроспективная выставка прослеживает развитие модной фотографии на протяжении ста лет между 1911 и 2011 годами: от первых художественных фоторабот легендарного Эдварда Штайхена до окончательной победы цифровой фотографии. В экспозицию вошли самые известные фотографии таких авторов, как Ги Бурден, Ричард Аведон, Херб Ритц, Тим Уокер, а также редко выставляемые экспериментальные работы модернистов прошлого века — Ман Рэя, Доры Маар и других.

«Иконы стиля. Век фэшн-фотографии» 
Институт Гетти, Лос-Анджелес, США
До 21 октября


«Амстердам, волшебный город. Искусство и контркультура 1967–1970»

Музей Стеделейк, Амстердам, Нидерланды

Для многих конец 1960-х — это демонстрации хиппи против войны во Вьетнаме и массовые студенческие протесты в Париже. Выставка в амстердамском музее Стеделейк призвана расширить эти представления: масштабный проект рассказывает о насыщенной интеллектуальной жизни, которая разворачивалась в эти годы в Амстердаме, бывшем тогда одним из центров прогрессивной социальной и художественной мысли. Слова «волшебный город Амстердам» принадлежат голландскому художнику Роберту Ясперу Гроотфельду, участнику контркультурного молодежного движения Provo, члены которого выступали против капиталистического истеблишмента и милитаристской политики. Сам же Гроотфельд получил известность благодаря своим хеппенингам против табачного лобби. В конце 1960-х в Амстердаме пацифистские акции устраивали Джон Леннон и Йоко Оно, феминистские демонстрации — группа Dolle Mina, а Даниель Бюрен расклеивал на улицах свои полосатые постеры. Несмотря на серьезность поднимаемых тем, художники приправляли протестное искусство изрядной долей юмора. На выставке представлена как документация и архивные материалы, так и оригинальные работы противоречивой эпохи.

«Амстердам, волшебный город. Искусство и контркультура 1967–1970» 
Музей Стеделейк, Амстердам, Нидерланды


 

 

 

03 августа 2018
Инна Логунова для раздела Культура