Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Столетие фэшн-фотографии, «счастливая» живопись Анри-Эдмона Кросса, отражения Джоаны Васконселос — об этих и других выставках в очередном обзоре Posta-Magazine.
«Эмиль Нольде. Цвет как жизнь»
Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург, Великобритания
До 21 октября
Упрощенные формы наряду с выразительными цветовыми решениями — экспрессионисту Эмилю Нольде, одному из лучших колористов XX столетия, с одинаковой легкостью удавались пейзажи родной Северной Германии, персонажи берлинских кафе и кабаре и сцены из экзотичной жизни Новой Гвинеи. Его творческая биография соткана из противоречий: традиционалисты считали его слишком радикальным, авангардисты — чересчур консервативным. Он искренне поддерживал национал-социалистическую идеологию, от которой его не отвратило даже причисление нацистами его творчества к дегенеративному. Истоки его искусства лежат в импрессионизме, которому, по его мнению, не хватало глубины и художественной условности. Участник группы «Мост», он наряду с основоположниками экспрессионизма — Эрнстом Людвигом Кирхнером, Фрицем Блейлем и другими — провозглашал право художника на максимальную субъективность творческого акта: в этой логике произведение должно было не изображать, а выражать реальность — в эмоциях, которые она вызывает у художника и, как следствие, у зрителя.
|
«Сны Ван Гога»
Музей Ван Гога, Амстердам, Нидерланды
До 13 января 2019 года
Экспозиция «Сны Ван Гога» посвящена последним годам художника, на которые приходится расцвет его творчества, и представляет собой масштабную пространственную инсталляцию, погружающую вас в мир его мыслей и чувств. В феврале 1888 года Ван Гог решает покинуть Париж и вскоре переезжает на юг Франции, в Арль, где собирается основать «мастерскую Юга», которая бы объединила близких по духу художников, одним из которых был его друг Поль Гоген. Именно в Арле Ван Гог окончательно освобождается от влияния импрессионизма, создавая насыщенные южными красками пейзажи с помощью больших колористических пятен. Здесь он напишет и знаменитый «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» — мочку он отрезал после ссоры с Гогеном, который приехал к нему, чтобы обсудить детали планируемой мастерской. На мультимедийной выставке в амстердамском Музее Ван Гога, основанной на его письмах брату Тео, вы не обнаружите полотен великого постимпрессиониста — но кураторы обещают незабываемое сенсорное путешествие, которое позволит вам на время почувствовать себя самим Ван Гогом, со всеми его творческими исканиями, сомнениями и восторгами.
|
«Анри-Эдмон Кросс, живописец счастья»
Музей импрессионизма, Живерни, Франция
До 4 ноября
Анри-Эдмон Кросс начинал с импрессионистических работ, а после знакомства с основоположниками пуантилизма Жоржем Сёра и Полем Синьяком принял их идеи живописи раздельными мазками, которые, впрочем, изменил в соответствии с собственным пониманием искусства. В отличие от них он не стремился к созданию оптической иллюзии на холсте. Кросс экспериментировал с чистым цветом, благодаря чему его считают предшественником фовистов. Название ретроспективной выставки, прослеживающей развитие творчества Кросса на протяжении жизни, отсылает к строчке из письма Синьяку (1893): «Я хочу рисовать счастье, счастливых существ, какими могли бы стать несколько веков спустя люди, — одним словом, я пишу настоящую анархию».
|
«Оп-арт в фокусе»
Тейт Ливерпуль, Ливерпуль, Великобритания
До 2 июня 2019 года
Оптическое искусство, или оп-арт, возникло в 60-е годы прошлого века, но своими корнями уходит в модернизм и авангардизм начала XX столетия: эксперименты кубистов, простые формы Мондриана, Кандинского и Малевича, геометрию Баухауса и кинетическое искусство. Впрочем, если смотреть шире, его основа была заложена еще в XIV веке, когда в живописи впервые возникла линейная перспектива. Если кинетисты стремились создать реальное или иллюзорное движение в скульптуре, то оп-артисты ставили перед собой более амбициозную цель: добиться того же эффекта на двухмерной поверхности, основываясь на физиологии и психологии человеческого восприятия. Среди лидеров оп-арта — «отец-основатель» течения венгр Виктор Вазарели, британская художница Бриджет Райли, венесуэльцы Хесус Рафаэль Сото и Карлос Крус-Диес. Выставка в галерее Тейт Ливерпуль не ограничивается работами видных представителей течения прошлого века — в экспозицию вошли и произведения современных художников, как, например, инсталляция Джима Ламби, покрывшего все пространство галереи психоделическими паттернами.
|
«Джоана Васконселос. Я твое зеркало»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания
До 11 ноября
Португальская художница Джоана Васконселос создает масштабные скульптуры и инсталляции из материалов и предметов, которые окружают нас в повседневной жизни: бытовой техники, керамической плитки, тканей, сковородок, кастрюль, пластиковых ножей. В своих работах она соединяет отсылки к массовой культуре с размышлениями о болевых точках современного общества: постколониализм, миграция, эксплуатация женщин. О Васконселос заговорили как о крупнейшем португальском художнике своего поколения в 2005-м, после участия в Венецианской биеннале, что впоследствии подтвердила большая персональная выставка в Версальском дворце в Париже в 2010-м. В испанском Музее Гуггенхайма представлен ряд самых известных работ, ставших визитной карточкой Джоаны Васконселос, в том числе «Невеста» — огромная барочная люстра из гигиенических тампонов. Название выставки — отсылка к одноименной песне с культового дебютного альбома основанной Лу Ридом группы The Velvet Underground, который был записан музыкантами совместно с немецкой певицей Нико.
|
«Иконы стиля. Век фэшн-фотографии»
Институт Гетти, Лос-Анджелес, США
До 21 октября
Почему одни модные фотографии становятся искусством, а другие остаются всего лишь рекламой, пусть и очень высокого качества? Этим вопросом задаются кураторы выставки в лос-анджелесском Институте Гетти. И сами же отвечают на него: лучшие образцы фэшн-фотографии расширяют границы жанра, объединяя прекрасный, иллюзорный мир гламура с реальной жизнью, зачастую далекой от журнального идеала. Масштабная ретроспективная выставка прослеживает развитие модной фотографии на протяжении ста лет между 1911 и 2011 годами: от первых художественных фоторабот легендарного Эдварда Штайхена до окончательной победы цифровой фотографии. В экспозицию вошли самые известные фотографии таких авторов, как Ги Бурден, Ричард Аведон, Херб Ритц, Тим Уокер, а также редко выставляемые экспериментальные работы модернистов прошлого века — Ман Рэя, Доры Маар и других.
|
«Амстердам, волшебный город. Искусство и контркультура 1967–1970»
Музей Стеделейк, Амстердам, Нидерланды
Для многих конец 1960-х — это демонстрации хиппи против войны во Вьетнаме и массовые студенческие протесты в Париже. Выставка в амстердамском музее Стеделейк призвана расширить эти представления: масштабный проект рассказывает о насыщенной интеллектуальной жизни, которая разворачивалась в эти годы в Амстердаме, бывшем тогда одним из центров прогрессивной социальной и художественной мысли. Слова «волшебный город Амстердам» принадлежат голландскому художнику Роберту Ясперу Гроотфельду, участнику контркультурного молодежного движения Provo, члены которого выступали против капиталистического истеблишмента и милитаристской политики. Сам же Гроотфельд получил известность благодаря своим хеппенингам против табачного лобби. В конце 1960-х в Амстердаме пацифистские акции устраивали Джон Леннон и Йоко Оно, феминистские демонстрации — группа Dolle Mina, а Даниель Бюрен расклеивал на улицах свои полосатые постеры. Несмотря на серьезность поднимаемых тем, художники приправляли протестное искусство изрядной долей юмора. На выставке представлена как документация и архивные материалы, так и оригинальные работы противоречивой эпохи.
|