Представляем октябрьский выпуск гида Posta-Magazine по самым интересным мировым выставкам, в котором сошлись крупнейшие имена модернизма начала прошлого века: Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Амедео Модильяни и Хоан Миро.
А также не пропустите: поп-арт Джаспера Джонса и текстильный дизайн Анни Альберс.
«Джаспер Джонс. Что-то похожее на правду»
Королевская академия художеств, Лондон, Великобритания
До 10 декабря 2017 года
«Возьмите объект. Сделайте с ним что-нибудь. Сделайте с ним что-нибудь еще», — так 87-летний Джаспер Джонс объясняет свой подход к искусству. С момента его первой персональной выставки в Нью-Йорке в 1958 году он — один из ведущих американских художников, чьи картины и скульптуры задали новое направление в искусстве США, в котором до него доминировал абстрактный экспрессионизм. Используя принцип апроприации, Джонс придает знакомым объектам и символам, поставленным в новый контекст, иной смысл. Для его ранних работ характерно использование простых символов вроде флагов, карт, мишеней, букв и цифр. Одну из самых известных его работ, «Флаг» 1955 года знают, пожалуй, даже те, кто далек от современного искусства. В 1970-е он создает преимущественно абстракции с узнаваемой перекрестной штриховкой, а в 1980-е и 1990-е экспериментирует с многозначностью восприятия, исследуя такие темы, как память, сексуальность и смертность. На ретроспективной выставке в Королевской академии художеств собрано более 150 работ разных периодов, включая произведения последних лет.
|
«Гоген: художник как алхимик»
Гран-Пале, Париж, Франция
11 октября — 22 декабря 2017 года
Один из самых масштабных выставочных проектов этой осени, охватывающий все грани творчества Поля Гогена, развернется в парижском Гран-Пале. Замечательно, что, помимо живописи, которая была для него «самым гармоничным из всех искусств», здесь можно будет увидеть также скульптуру и керамику, в которых Гоген столь же свободно и изобретательно экспериментировал с формой и техникой. Почему, собственно, алхимик? Гогена интересовали метаморфозы в широком смысле: будь то живописная палитра, которая трансформируется в субъективный образ действительности; превращение сырого материала в скульптуру; или проявление «дикого» и «примитивного» начала в искусстве. Название выставки отсылает и к его увлечению оккультизмом конца XIX века. Проект прослеживает и бурную биографию художника, которого поиски новых территорий в искусстве, а также болезнь и безденежье привели сначала на Таити, а потом на Маркизские острова, где он и умер, так и не будучи оцененным современниками.
|
«Изменчивый мир Тулуз-Лотрека»
Палаццо Реале, Милан, Италия
17 октября 2017 года — 18 февраля 2018 года
Аристократ Тулуз-Лотрек, завсегдатай парижских борделей, обитатели и гости которых и становились героями его работ, был одним из самых плодовитых художников эпохи. За недолгую двадцатилетнюю карьеру (он умер от алкоголизма и сифилиса в 36 лет) Тулуз-Лотрек оставил после себя свыше 700 картин и более 5000 рисунков. Его художественный стиль, при всем очевидном влиянии Дега и Моне, не вписывается ни в какие направления и течения, хотя формально его нередко относят к ар-нуво. Тулуз-Лотрек был мастером линии и контура, и многие его живописные работы можно было бы назвать рисунками в цвете. Как и другие художники его поколения, он ценил японские гравюры, стилистические и композиционные приемы которых ярко проявляются и в его работах. Выставка в Милане объединит более 250 произведений Тулуз-Лотрека из его музея в Альби, Тейт Модерн, Пушкинского музея и других крупных мировых коллекций.
|
«Модильяни без маски»
Еврейский музей, Нью-Йорк, США
До 4 февраля 2018 года
А по другую сторону Атлантики проходит выставка еще одного неприкаянного гения эпохи, Амедео Модильяни. Нью-йоркский Еврейский музей показывает его ранние рисунки первых лет в Париже, где выходец из семьи итальянских евреев-сефардов обосновался в 1906-м — год, когда оправдательным приговором завершилось резонансное дело Дрейфуса, но антисемитские настроения были по-прежнему сильны. В вытянутых фигурах и палитре Модильяни читается и любовь к итальянскому Возрождению, и к античному наследию, и интерес все к тому же примитивному искусству Африки и Азии. В экспозиции представлено порядка 150 работ, значительная часть которых была приобретена у друга и патрона художника доктора Поля Александра. Среди них — жанровые рисунки, эскизы скульптур и женские ню, в том числе из известной серии графических портретов обнаженной Анны Ахматовой.
|
«Тихару Сиота. Потерянные слова»
Церковь Святого Николая (Николаикирхе), Берлин, Германия
До 19 ноября 2017 года
Site-specific-инсталляция именитой японской художницы Тихару Сиоты разместилась в старейшей сохранившейся берлинской церкви, Николаикирхе, насчитывающей более 800 лет. Сиота преобразовывает ее внутреннее пространство, представляя свою версию библейского декалога — десяти заповедей. «Потерянные слова» — это метафорический художественный комментарий к эпохе Реформации, 500-летний юбилей которой был отмечен рядом проектов на протяжении 2013–2017 годов. Далекую эпоху художница вплетает в современность, связывая более чем актуальные вопросы миграции и ассимиляции с историей перемещения во времени и пространстве библейских текстов. Причем «вплетает» — буквально: ее инсталляции состоят из сотен тысяч нитей. Сиота живет в Токио и в Берлине, исследуя в своих работах такие темы, как культурная и индивидуальная память, идентичность и природа страха.
|
«Анни Альберс. Прикосновение к видению»
Гуггенхайм, Бильбао, Испания
6 октября 2017 года — 14 января 2018 года
Немка Анни Альберс вошла в историю искусства как пионер текстильного дизайна — который во многом благодаря ей перешел в разряд искусства. Выпускница Баухауса, где она была самой яркой студенткой ткаческой мастерской, Алберс еще во время учебы изобрела ряд новых материалов для массового производства. После прихода к власти нацистов в Германии Альберс с мужем эмигрировали в Америку, где они преподавали в художественной школе, которая впоследствии станет одним из влиятельных художественных и образовательных центров в Штатах, — Black Mountain College. Здесь Альберс продолжала свои эксперименты, а также написала несколько фундаментальных трудов о текстильном производстве, которые сегодня входят в обязательный список для профессионального чтения. А зрителю эта выставка будет интересна в большей степени как пример неисчерпаемого творческого воображения: в Бильбао будут показаны многочисленные дизайны тканей, созданные с 1925 по 1970 годы.
|
«Хоан Миро: материальность и метаморфозы»
Музей Серралвеш, Лиссабон, Португалия
До 4 июня 2018 года
«Я хочу убить живопись», — объявил Хоан Миро в 1927 году. На него оказали влияние кубизм Пикассо и дадаизм Тристана Тцары, он увлекался сюрреализмом с его миром сновидений и проявлениями бессознательного — элементы каждого из направлений легко заметить в работах 1920-х годов, но все же самые интересные свои произведения он напишет позже, когда его полотна наполнятся причудливыми абстракциями: кляксами, странными головоногими существами и извилистыми линиями. Лиссабонская выставка Хоана Миро, которая охватывает почти шесть десятилетий его творчества, с 1924 по 1981 годы, прослеживает эволюцию его художественного языка во всех видах искусства, которыми он занимался. Здесь представлено порядка 80 произведений: живопись, графика, коллажи, гобелены, на примере которых прослеживается его интерес не только к оптическим экспериментам на плоскости, но и к материалу как источнику тактильных ощущений.