Представляем традиционный гид Posta-Magazine по главным мировым арт-выставкам месяца.
Венецианская биеннале, Тони Крэгг во Флоренции, экскурс в историю кэмпа в Нью-Йорке и перформансы Риркрита Тиравании в Вашингтоне — об этих и других выставках июня в мире в нашем обзоре.
58-я Венецианская биеннале
Джардини и Арсенал, Венеция, Италия
До 29 ноября
Миновали шумные и суетные дни открытия, и сейчас самое время ехать на Венецианскую биеннале — главный мировой смотр современного искусства. Темой основного проекта, объединившего 79 международных художников и арт-групп, стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» («May you live in interesting times»). Традиционно экспозиция располагается в Центральном павильоне в Джардини и в Арсенале; в этом году на обеих площадках выставлены одни и те же авторы, представленные разными работами в двух, по сути, отдельных выставках, — нетривиальный ход куратора основного проекта Ральфа Ругоффа, известного своим интересом к сложным и неоднозначным темам. В этот раз он обратился к социальным разногласиям, которые в современном обществе порождает феномен «фейковых новостей». Но это только частный случай, на самом деле Ругофф смотрит гораздо шире: в экспозицию отобраны художники (большинство из них — поколения 30-40-летних), чьи работы подвергают сомнению и критически переосмысливают существующий порядок вещей, предлагая альтернативные сценарии жизни и развития. Серьезность и важность поднимаемых вопросов, однако, не исключает юмора и развлекательной составляющей — в конце концов, как говорил тот самый горинский Мюнхгаузен, все глупости на земле совершаются именно с серьезным выражением лица.
|
«Яннис Кунеллис»
Фонд Prada, Венеция, Италия
До 24 ноября
Традиционно к Венецианской биеннале приурочивают крупные выставочные проекты и ретроспективы наиболее значимых художников. В Фонде Prada до конца ноября открыта масштабная выставка одного из основоположников арте повера Янниса Кунеллиса. Более 60 работ, прослеживающих его искусство с 1959 по 2015 год, представлены в диалоге с пышными историческими интерьерами XVIII века дворца Ка’Корнер делла Реджина. Перемещаясь по залам особняка, зритель совершает путешествие по творческой биографии художника. Вот живописная серия «Алфавиты», в которой Куннелис воспроизводил реальные дорожные и уличные знаки и надписи Рима. Позже он добавит к этому перформативную составляющую и станет пропевать изображенные на холстах цифры и буквы. Его всегда интересовал чувственный аспект искусства: в 1960-е в его работах появляются такие материалы, как хлопок, шерсть, уголь, земля — но их фактурности и осязаемости оказывается недостаточно, и Кунеллис идет дальше, создавая работы, важным элементом которых становится запах, как, например, инсталляции из кофейных зерен. В 1970-1980-х в его художественный арсенал входит огонь — как живое пламя, так и оставляемые им следы копоти. Также стоит отметить, что выставка в Фонде Prada интересна не только представленными работами и архитектурой экспозиции, но и своей фотогеничностью, которая не оставит равнодушным ни одного пользователя Instagram* (*Meta Platforms Inc. (Facebook, Instagram) — организация, деятельность которой признана экстремистской, запрещена на территории Российской Федерации).
|
«Кэмп: заметки о моде»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
До 8 сентября
Что такое кэмп? Это театральность, искусственность, возведенная в гротеск, сочетание эстетизма и намеренной вульгарности, прекрасного и безобразного. Это, по определению Сьюзан Зонтаг, «дэндизм в век массовой культуры», а также «психопаталогия изобилия». Именно «Заметки о кэмпе» (1964) ее авторства легли в основу концепции выставки в нью-йоркском Метрополитен-музее. Этот проект, объединяющий более 250 экспонатов, прослеживает примеры кэмповой эстетики, начиная с XVIII века с его рокайльной декоративностью и любовью к причудливым формам. Особенное внимание уделено развитию и трансформации кэмпа в XX столетии: здесь и светильники Tiffany в виде растений; и инфернальные женщины-вамп Обри Бердслея; и Оскар Уайльд, эпатирующий добропорядочную публику чулками и камзолами в цветочек. Наконец, кэмп в той форме, которую он приобрел в эпоху консюмеристского изобилия с такими ее кумирами, как леди Гага и Кайли Миноуг. На выставке представлены и феерические образы из коллекций последних двух десятилетий крупнейших модных домов в исполнении Алессандро Микеле, Джереми Скотта, Вивьен Вествуд, Александра Маккуина и других мэтров.
|
«Риркрит Тиравания: кто боится красного, желтого, зеленого»
Музей Хиршхорна, Вашингтон, США
До 24 июля
Тайский художник Риркрит Тиравания известен своими перформансами, вовлекающими зрителя в совместные ритуалы приема пищи и других бытовых действий. Первый такой перформанс состоялся в 1992 году в нью-йоркской галерее «303», пространство которой художник превратил в кухню с холодильником, плитой, столами и табуретами, где он готовил тайский карри и угощал им всех желающих. А несколько лет спустя он пошел еще дальше, создав в галерее копию своей квартиры, в которой зрители могли провести вместе с ним сколько угодно времени, от нескольких часов до нескольких дней. Одним словом, Тиравания стремится к полному стиранию границ между искусством и жизнью, художником и зрителем: одно тождественно другому; суть — в опыте взаимодействия между людьми, создании эмоциональных связей через наиболее простые, базовые проявления человеческой культуры. Выставочные залы вашингтонского Музея Хиршхорна также превращены художником в большую столовую, где зрители могут присоединиться к совместной трапезе. Кулинарные сессии проходят с четверга по воскресенье с 11:45 до 13:30. Экспозиция же включает в себя масштабную фреску по мотивам протестов против тайского правительства, которую Тиравания рисует на протяжении выставки, а также подборку короткометражных фильмов, курируемую независимым тайским режиссером, обладателем «Золотой пальмовой ветви» Апичатпонгом Вирасетакулом совместно с художником.
|
«Доисторическое время, современная загадка»
Центр Помпиду, Париж, Франция
До 16 сентября
Несмотря на привычные нашему уху понятия «первобытности» и «доисторического общества», они вошли в научный обиход не так давно: во второй половине XIX века как результат крупных археологических и палеонтологических находок и развития антропологии. Тогда все эти открытия будоражили воображение общества, в том числе художников, которых привлекали «примитивные» формы искусства древнего человека, его связь с культом, базовыми проявлениями человеческой природы, а значит, с самой жизнью. На выставке в парижском Центре Помпиду внушительное собрание важнейших артефактов из коллекций Музея национальной археологии, Музея человека и других институций представлено в диалоге с искусством модернистов и современных художников. Экспозиция выстроена хронологически, прослеживая «доисторические» мотивы и формы в искусстве на протяжении более чем ста лет: от Сезанна к началу XX века, где мы встречаем Жана Арпа, Джорджо ди Кирико, Пабло Пикассо и других; далее к середине и второй половине XX столетия (Йозеф Бойс, Луиз Буржуа, Жан Дюбюффе, Ив Кляйн); и наконец к нашим современникам, среди которых Джузеппе Пеноне, Тасита Дин, Маргерит Юмо.
|
«Шон Скалли. Элеутера»
Альбертина, Вена, Австрия
До 8 сентября
Двукратный номинант на премию Тернера Шон Скалли прежде всего известен абстрактными картинами, состоящими из всевозможных сочетаний горизонтальных и вертикальных полос и прямоугольников разных цветов, в которых он экспериментирует с экспрессивными возможностями колорита и живописным ритмом. Серия из 23 крупноформатных живописных работ, представленная в течение всего лета в венской Альбертине, кардинально отличается. На картинах запечатлен семилетний сын художника на пляже одного из Багамских островов, Элеутеры, давшего название серии. Входящие в нее картины написаны маслом, а наряду с ними в экспозиции представлены пастели небольшого размера, рисунки и фотографии. Ирландец по происхождению, в последние годы Скалли живет между Нью-Йорком, Барселоной и Мюнхеном. Сегодня 73-летний Шон Скалли — прижизненный классик и один из самых востребованных художников в мире, чьи работы находятся в коллекциях Музея Гуггенхайма, МоМа, Смитсоновского института, галереи Тейт и ряде других.
|
«Тони Крэгг в садах Боболи»
Сады Боболи, Флоренция, Италия
До 27 октября
Выставка скульптур Тони Крэгга — очередная глава выставочного цикла Галереи Уффици в ренессансных флорентийских садах Боболи. Британец — лауреат премии Тернера, один из самых высокооплачиваемых и востребованных скульпторов современности. Рассредоточенные по саду работы — стальные гейзеры, бронзовые сталагмиты, огромные резиновые цветы — органично вплетаются в ландшафт, в котором в какой-то момент уже почти невозможно отличить искусственное от природного: вдохновленный природными формами, Крэгг трансформирует их, создавая воображаемую природную среду — такую, какой она могла бы быть, выбери эволюция немного другой путь из множества возможных. Это создает впечатление волшебства, путешествия по фантастическому фильму — который при этом стопроцентно реален, даже больше, чем все то, что мы привыкли считать реальностью.