Вкус

#PostaБизнес: сомелье и винный эксперт Влада Лесниченко — о нормах закона о виноделии и импорте алкоголя в Россию

#PostaБизнес: сомелье и винный эксперт Влада Лесниченко — о нормах закона о виноделии и импорте алкоголя в Россию

Для всех, кто любит и ценит хорошее вино и коньяк, похоже, наступают сложные времена. Как и для зарубежных производителей. Из-за расплывчатых требований к импортному алкоголю в новом законе о виноделии российские торговые сети перестают брать на реализацию иностранные вина и коньяки. Закон обязывает указывать на этикетке место происхождения и год урожая винограда. Ну и в чем проблема? А в том, что это не всегда возможно. За разъяснениями мы обратились к сомелье и винному эксперту Владе Лесниченко.

Закон суров и порой абсурден, но он закон. Как в этом случае — с импортируемыми винами и коньяками. Законодатель потребовал указывать год урожая и регион происхождения винограда. Но в силу особенностей технологии изготовления, например, некоторых вин не всегда можно выполнить это требование. Есть традиционная специфика производства, и она никак не может регулироваться российским законодательством. Нельзя с одной меркой подходить к испанскому хересу и столовому вину любой страны. С последним более-менее все понятно, а вот у хереса не может быть года урожая, это бленд большого количества винтажей. В итоге ретейлеры во избежание штрафов не хотят рисковать и предпочитают отказываться от реализации напитков без соответствующей маркировки. То есть — долой с полки зарубежные коньяки, некоторые виды шампанских и столовых вин. Минус на полках — минус на наших столах. СМИ шумят, гурманы волнуются, эксперты возмущены. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предлагает не трогать продукцию, поступившую в продажу до 26 июня 2020 года (дата вступления в силу закона «О виноградарстве и виноделии в РФ»), но ретейлеры действуют на свое усмотрение.

#PostaБизнес: сомелье и винный эксперт Влада Лесниченко — о нормах закона о виноделии и импорте алкоголя в Россию

Закон для российской винодельческой отрасли приняли в декабре 2019 года. В ходе его подготовки участники отрасли не раз указывали на спорные положения и — как следствие! — сложности в их исполнении, но к ним не прислушались.

Закон не определяет орган власти, отвечающий за его исполнение, и потому комментарии министерств и ведомств участники рынка воспринимают как субъективные высказывания. Понятно, что работать в таких условиях крайне сложно. Как минимум потому, что штрафы за нарушение закона вполне реальные. Некоторые ретейлеры принимают на реализацию коньяк с новой, оперативно сделанной наклейкой-маркировкой, а вот от импортных вин многие сети предпочитают отказываться.

#PostaБизнес: сомелье и винный эксперт Влада Лесниченко — о нормах закона о виноделии и импорте алкоголя в Россию

Как известно, коньяк получают за счет купажа дистиллятов разной выдержки, при этом их набор может быть разным для разных партий даже у одного и того же бренда. Что касается шампанского, оно может состоять из разных винтажей, рассказывать о которых производители вряд ли захотят. 11 августа Минфин, правда, заявил, что закон не затрагивает производителей коньяка.

Мнение эксперта

Влада Лесниченко, сомелье и винный эксперт

Влада Лесниченко,
сомелье и винный эксперт:

«Федеральный закон был принят в конце декабря, и уже тогда было видно, что он не соответствует реальному положению вещей. Его готовили юристы в отрыве не то что от виноделов, а и от людей, которые осознанно потребляют вино. Хотели, конечно, как лучше — оградить потребителя от некачественного товара, а оградили непонятно кого и от кого. Винный мир очень сложный, богатый и разнообразный. Существует масса прекрасных и качественных, дорогих купажированных вин. Смешиваются сорта винограда разных лет урожая, с разных виноградников, разных зон, а то и регионов. Последнее встречается реже — это преимущественно авторские, либо простые столовые вина. Но мультивинтажное вино — это классическая практика для региона Шампань. Местные виноделы не просто не захотят называть год урожая, зачастую это правила дома — держать рецепт бленда в секрете. Такие же проблемы возникают при попытке подогнать под наш новый закон португальские портвейны и испанские хересы. Про конъяк не говорим — это все же не совсем виноматериал, а спирты, но, судя по шуму в СМИ, ситуация в первую очередь затронула именно производителей этого напитка.

Что будет дальше? Думаю, под давлением общественности и журналистов закон, который явно принимался в спешке, без консультации экспертов, будет пересмотрен. Снабжать свою продукцию дополнительными этикетками с указанием требуемых сведений смогут только крупные производители, а вот маленькие традиционные винодельни сами без помощи своих дистрибьюторов на это не пойдут. Они скорее скажут: „Знаете, ребята, вы опять там напридумывали, поэтому справляйтесь с этим сами!“ Но голь на выдумки хитра: даже если закон не изменят, какие-то решения — лазейки будут найдены. Жизнь сама все расставит по своим местам».

Отразится ли закон на винных картах ресторанов и баров, сказать сложно, но соответствующие проверки случаются не только в сетевых ретейлерах.

09 сентября 2020
Posta-Magazine для раздела Вкус