Для всех, кто любит и ценит хорошее вино и коньяк, похоже, наступают сложные времена. Как и для зарубежных производителей. Из-за расплывчатых требований к импортному алкоголю в новом законе о виноделии российские торговые сети перестают брать на реализацию иностранные вина и коньяки. Закон обязывает указывать на этикетке место происхождения и год урожая винограда. Ну и в чем проблема? А в том, что это не всегда возможно. За разъяснениями мы обратились к сомелье и винному эксперту Владе Лесниченко.
Закон суров и порой абсурден, но он закон. Как в этом случае — с импортируемыми винами и коньяками. Законодатель потребовал указывать год урожая и регион происхождения винограда. Но в силу особенностей технологии изготовления, например, некоторых вин не всегда можно выполнить это требование. Есть традиционная специфика производства, и она никак не может регулироваться российским законодательством. Нельзя с одной меркой подходить к испанскому хересу и столовому вину любой страны. С последним более-менее все понятно, а вот у хереса не может быть года урожая, это бленд большого количества винтажей. В итоге ретейлеры во избежание штрафов не хотят рисковать и предпочитают отказываться от реализации напитков без соответствующей маркировки. То есть — долой с полки зарубежные коньяки, некоторые виды шампанских и столовых вин. Минус на полках — минус на наших столах. СМИ шумят, гурманы волнуются, эксперты возмущены. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) предлагает не трогать продукцию, поступившую в продажу до 26 июня 2020 года (дата вступления в силу закона «О виноградарстве и виноделии в РФ»), но ретейлеры действуют на свое усмотрение.
Закон для российской винодельческой отрасли приняли в декабре 2019 года. В ходе его подготовки участники отрасли не раз указывали на спорные положения и — как следствие! — сложности в их исполнении, но к ним не прислушались.
Закон не определяет орган власти, отвечающий за его исполнение, и потому комментарии министерств и ведомств участники рынка воспринимают как субъективные высказывания. Понятно, что работать в таких условиях крайне сложно. Как минимум потому, что штрафы за нарушение закона вполне реальные. Некоторые ретейлеры принимают на реализацию коньяк с новой, оперативно сделанной наклейкой-маркировкой, а вот от импортных вин многие сети предпочитают отказываться.