Вчера на сцене театра «Гоголь-центр» состоялось вручение премии Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат».
Егор Кончаловский и Надежда Михалкова
Фото: Игорь Харитонов
Колумнист Posta-Magazine Рената Пиотровски побывала на церемонии и подготовила для нашего издания эксклюзивный репортаж «с места событий» с прямой речью участников торжества.
В этом году премия Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат» вручалась уже в 14-й раз. Мероприятие было стилизовано максимально лаконично: черно-белые декорации, черно-белый дресс-код. Церемонию сопровождал живой оркестр, музыкально обыгрывавший объявление номинаций, и несколько запоминающихся номеров — мини-фильм, в котором несколько актрис предстали в образах кинокамер и произнесли монологи от «лица» техники, блюзово-джазовые импровизации. По оценке жюри, возглавляемого Михаилом Аграновичем, победителем в основной номинации стал оператор фильма «Время первых» о космической гонке 1960-х годов между СССР и США Владимир Башта. Кроме него, за статуэтку сражались Юрий Клименко («Матильда»), Михаил Кричман («Нелюбовь»), Владислав Опельянц («Заложники»), Игорь Клебанов («Холодное танго») и Алишер Хамидходжаев («Аритмия»). Специальный приз за вклад в кинооператорское искусство достался Анатолию Мукасею. Это был, пожалуй, самый сильный и одновременно трогательный момент торжества.
В кулуарах обстановка была позитивная и дружелюбная: обсуждали свежие проекты, делились впечатлениями. Я обратилась к нескольким коллегам и расспросила их о том, насколько важна роль кинооператора в производстве фильма. Все сошлись на том, что операторы — это «художники» картины и их профессионализм играет не меньшее значение, чем талант режиссера. Алена Чехова, прославившаяся ролью в фильме «Хардкор», считает, что оператор — «лучший друг актрисы на съемочной площадке, потому что в его власти любую, даже самую красивую актрису сделать страшным чудовищем и так же обычную девушку прекрасной операторской работой можно показать писаной красавицей». Елена Панова отметила, что, выбирая роль, первым делом обращает внимание на режиссера, но в процессе часто становится понятно, что фигура оператора имеет не менее принципиальное значение. При этом Елена не стремится всегда оставаться привлекательной в кадре: «Я не играю моделей и участниц конкурсов красоты, мои героини — обычные женщины, которые могут выглядеть очень по-разному. В картине „Метро“, например, мы даже, напротив, стремились к обратному эффекту». Валерия Дергилева, снимавшаяся в сериале «Психологини» и комедии «Я худею», призналась, что для нее оператор — «это любовь»: «Мой мужчина — оператор, поэтому на мир вокруг я смотрю его глазами. Мне кажется, что работа оператора — огромный труд: вместе с режиссером, в слаженном дуэте, создать настроение, „нащупать“ соль всего фильма. Преклоняюсь перед этими людьми!» Анфиса Черных, запомнившаяся после съемок в фильме «Географ глобус пропил», также подчеркнула, что тандем артиста и оператора должен сложиться «по любви» — и тогда все непременно получится.
Я обратилась к продюсеру Илье Бачурину с вопросом, какое значение имеет оператор при работе над проектом. «Кинематограф, безусловно, является сплавом разных искусств, — рассказал мне Илья, — но визуальная составляющая, как и звуковая, чрезвычайно важны. Должен признаться, что даже смысловая часть для меня иногда менее значима, чем „картинка“ и звук. Именно поэтому я сегодня здесь. Я очень уважаю всех людей, которые участвуют в сегодняшнем соревновании, и надеюсь (даже уверен!), что жюри честно определит победителей». Обратилась я и к Владиславу Опельянцу, оператору фильма Резо Гигинеишвили «Заложники», поинтересовавшись у него, что самое сложное в его профессии. «Самое сложное, — вздохнул Влад, — это выбирать картину, которую по-настоящему захочется снимать». Он также отметил, что чрезвычайно почетно быть номинированным именно на профессиональную кинопремию, в рамках которой твои достижения оценивают не зрители или критики, но коллеги по цеху.
Попросила я поделиться своими впечатлениями от посещения церемонии и свою коллегу Анну Чурину: «Я часто посещаю различные премии, и „Белый квадрат“ мне понравился своим лаконизмом, стилем и дружеской атмосферой — собрались режиссеры, актеры и, естественно, сами кинооператоры, поэтому публика была сугубо профессиональной. В номинации попали действительно наиболее заметные проекты ушедшего года — главный приз достался Владимиру Баште за „Время первых“. Когда ему вручили приз, он был явно растроган и удивлен. Владимир позвал всех своих коллег-номинантов на сцену и попросил сделать коллективное фото. Это был семейный „домашний“ момент. Если говорить о моих фаворитах, то я болела за Башту, за Кричмана, за Клименко — мне очень понравилась „картинка“ к „Матильде“. Последний, правда, на церемонии не появился — памятный квадрат за номинацию получал за него Алексей Учитель. Лауреатом премии „За вклад в операторское искусство“ был назван Анатолий Мукасей. Легенда! Его номинацию предварял видеоряд с нарезкой из картин, которые он снял: „Берегись автомобиля“, „Большая перемена“, „Принцесса цирка“, „Чучело“ и так далее. Когда я смотрела ролик, ощущала мурашки по коже от понимания, как много этот человек сделал для отечественного кинематографа. Зал аплодировал стоя. И, кстати, не только за профессиональные достижения, но и за личные: великий оператор праздновал бриллиантовую свадьбу со своей женой Светланой Дружининой».
Вечер завершился неформальными посиделками, и это было лучшим окончанием насыщенного профессионального торжества — торжества кинематографа как визуального искусства, в котором каждая деталь имеет значение.
Владислав Опельянц |
Илья Бачурин и Алексей Учитель |
Полина Лебедева и Артем Михалков |
Анна Михалкова |
Елена Лядова |
Анфиса Черных |
Владислав Опельянц, Михаил Кричман, Алишер Хамидходжаев, Игорь Клебанов, Алексей Учитель
Анатолий Мукасей
Кристина Орбакайте |
Юлия Ауг |
Валерий Тодоровский |
Алиса Хазанова |
Анна Чурина |
Кристина Бродская и Игорь Петренко |
Михаил Швыдкой и Ирада Зейналова
Мария Романова |
Рената Пиотровски |
Алена Чехова |
Илья Бачурин |
Алексей Агранович