Одна из самых актуальных тем сегодня — это осознанное потребление и ответственное производство. Многие компании стремятся сократить использование пластика и уменьшить углеродный след, однако не меньшее значение имеет и еще одна важная экологическая проблема — надвигающийся дефицит пресной воды.
Неудивительно, что в мире набирает популярность концепция Waterless, предполагающая сокращение использования водных ресурсов на производстве, а также разработку продуктов, при эксплуатации которых не обязательно тратить драгоценную влагу.
Согласно прогнозам экспертов, к 2030 году 47% мирового населения будут жить под угрозой водного дефицита. Эта проблема не может не беспокоить современных потребителей, так как у молодого поколения, прежде всего, очень сильно развита концепция бережливого потребления и озабоченности по поводу окружающей среды. По данным исследовательской компании Mintel, 24% потребителей в возрасте от 16 до 24 лет хотят пользоваться косметикой, которая позволит им использовать меньше воды тем или иным способом.
При производстве косметических средств огромное значение уделяется водоподготовке. Вода — это основной вид сырья для косметической промышленности. Причем речь идет именно о питьевой воде — а это огромный дефицит для многих стран и, прежде всего, Африки. Поэтому социальная ответственность выходит на первый план. Кроме того, следует учитывать и отходы от косметического производства. Они также должны быть подвергнуты серьезной очистке, чтобы не засорять окружающую среду.
Ни для кого не секрет, что шампуни, средства для умывания, кремы, лосьоны содержат в среднем 70-80% жидкости/воды. А если мы еще прибавим количество воды, которую используем утром и вечером в душе — для приема ванны, умывания, мытья головы, а также воду, которая используется на предприятиях при изготовлении косметики… Становится просто страшно! Поэтому есть несколько направлений, которые развиваются в рамках одного общего тренда под названием Waterless, а именно создание продуктов, которые можно использовать без воды (сухие шампуни, сухие маски, влажные салфетки вместо душа), создание продуктов без воды, которые, однако, надо все равно смывать или разбавлять, а также специальные меры по разработке систем очистки воды на предприятиях, чтобы не загрязнять окружающую среду или использовать меньше воды непосредственно при производстве.
Химические разработки последних нескольких лет, которые позволяют стикам увлажнять кожу (консистенция меняется при взаимодействии с температурой кожи), реально стали прорывом для поддержания концепции Waterless. Не менее популярными становятся так называемые «порошки-пены», которые используются в различных средствах для умывания, особенно они востребованы у корейских и японских производителей. Тенденция связана не только с экологической обеспокоенностью молодого поколения, но и с переменами в образе жизни: постоянные передвижения, путешествия, увлечение спортом и ЗОЖ диктуют такого рода формат косметических средств. К слову, и изменение требований авиационной безопасности тоже сыграли в этом тренде немаловажную роль — раньше можно было перевозить сколько угодно жидкости с собой, а теперь в ручной клади разрешены флаконы объемом не более 100 мл.
Если вы разделяете принципы концепции Waterless, постарайтесь избегать маркетинговых ловушек. Помните, например, что гидрозоли — не замена воды: на их производство уходит очень много водных ресурсов. Еще одна «обманка» — твердое мыло: смывая его, мы все равно расходуем воду, кроме того, для изготовления мыла нужна вода хорошего качества, а при производстве липидов и глицерина не только используется вода, но и остается углеродный след.
Инициатива Waterless сейчас активно используется очень многими компаниями. Например, японская Kao объединилась с образовательным центром по окружающей среде и коммуникациям и Китайским министерством по защите окружающей среды, чтобы выпустить свой список национальных инициатив по чистоте и сохранению воды. Южнокорейская компания-конгломерат Amore Pacific (Laneige и прочие бренды) поставила себе целью использовать 32 тонны дождевой воды в производстве. Британская компания Lush всегда старалась сокращать количество упаковки и воды в своих продуктах. В январе 2019-го P&G объявил о запуске безводного (и без пластика!) бренда DS3 — это будет линия средств по уходу за кожей и бытовой химии, для которой будет использована биоразлагаемая упаковка из переработанных материалов. Бренд разрабатывали 10 лет, в процессе было сделано 30 патентов! Компания L’Oreal заявила, что хочет на 60% сократить потребление воды на каждый изготовленный продукт к 2020 году (по сравнению с 2005 годом). Наконец, Unilever также запустил water-smart инициативу.
Я думаю, что переход на безводную косметику будет поступательным и растянется на ближайшие 15-20 лет. И впереди планеты всей будут Китай, Индия и США. Это страны с наибольшими проблемами с питьевыми водными ресурсами, поэтому именно там развитие этих технологий будет вестись наиболее активно. Однако популяризация концепции будет проходить по всему миру.
Кстати, не стоит упускать из внимания и тренд на персонифицированную косметику — он также в идеале должен бороться с кризисом перепроизводства как в моде, так и в косметической индустрии, чтобы не использовать очень много ресурсов зря, а производить именно то, что подходит конкретному потребителю.