Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Мощный. Волнующий. Желанный. По сложившейся традиции эти прилагательные не особо часто фигурируют в текстах про Volkswagen Passat. В конце концов, он само воплощение благоразумного представительского автомобиля. Но на днях появился новый Passat — и он явно намерен кое-что изменить.
«Пассаты» существуют, сколько я себя помню. Логично, собственно, ведь они ведут свою историю с 1973 года, на 7 полных лет дольше, чем я живу на свете. Первый Passat представлял собой, по сути, слегка модифицированную версию Audi 80, будучи выпущен вскоре после приобретения этого бренда компанией Volkswagen под типовым номером B1. Passat так и выпускался на общей платформе с Audi соответствующего размера вплоть до поколения B6 в 2005 году, где использовалась модифицированная база VW Golf.
Едва ли это изменение многие заметили, пожалуй, лишь самые наблюдательные обратили внимание, что двигатель в их новом «пассате» оказался развернут на 90 градусов по сравнению со старой машиной.
К слову о двигателях, линейка Passat за свою долгую карьеру повидала ряд интересных моторов. Понятно, что около 99% всего объема отгружалось заказчикам с наиболее эффективными (скучными!) вариантами, но в определенный момент концерн VW решительно слетел с катушек и стал предлагать желающим этот самый благоразумный из всех автомобилей с такими двигателями, как легендарный 2,8-литровый VR6 (этот звук!) или даже 4-литровый W8. Чистое безумие в глазах большинства пользователей. Не говоря уже о менеджерах корпоративных автопарков. Passat всегда пользовался огромной популярностью, особенно в Европе, в качестве служебного автомобиля: экономичный расход топлива, практичность и в целом хорошая стоимость. Таким людям 275-сильная 8-цилиндровая опция наверняка приносила примерно столько же пользы, как твердотопливный ракетный ускоритель — садовой тачке. Однако же те немногие «пассаты», выпущенные с двигателем W8, практически моментально приобрели культовый статус. А благодаря количеству проданных экземпляров Volkswagen убедительно доказал сам себе, что двигатели в этой странной W-образной конфигурации вполне жизнеспособны — они и по сей день живут в таких автомобилях, как Bentley Continental GT.
Само собой, автомобильный ландшафт значительно изменился со времен первых выпущенных моделей Passat. Да и собственный портфель брендов VW тоже существенно разросся. С пополнением в семье в лице марок Skoda и Seat появилась необходимость избегать излишнего дублирования продуктов на рынке, так что сам по себе бренд VW движется по восходящей. Еще не так давно Passat соревновался бы с моделями вроде Opel Insignia или Ford Mondeo, но в нынешнем новейшем воплощении он целится несколько выше. Не пренебрегая достоинствами, которые привели к таким объемам продаж на рынке профессионального использования, концерн Volkswagen создал новый Passat достаточно премиальным и технологически продвинутым, чтобы он мог наступать на пятки большой тройке: BMW 3 серии, Mercedes C-класса и Audi A4. При этом новый Passat не пытается тягаться с этими автомобилями по всем параметрам (это был бы каннибализм), но вырос до уровня реальной альтернативы на рынке премиум-сегмента.
Любой автопроизводитель, желающий сохранить бизнес, понимает, что нет смысла продавать ровно тот же товар, что и конкуренты, по той же самой цене. Это работает только на овощном рынке. Passat выкроил для себя уголок автомобильного рынка со своими правилами и приоритетами: здесь важнее, сколько товара ты получишь за свой доллар, евро или рубль, а снобистская привычка меряться лейблами сведена до абсолютного минимума. Правда, они написали-таки слово «Passat» по центру приборной доски, никуда не денешься. Но все равно, размер и практичность в этой вселенной приносят намного больше очков, нежели бессмысленное умение входить в повороты в клубах дыма из-под шин. А поскольку множество людей проводят в своем «пассате» кучу времени ежедневно, большая роль теперь также отведена и технологиям. Новый Passat оснащен всеми самыми современными системами помощи и содействия водителю, да и мультимедиа тоже — не к чему придраться. Потому что это рационально.
Новый автомобиль на самом деле до того рационален, что даже не предлагает никаких безумных вариантов двигателя. Четыре цилиндра и 2 литра объема — это верхний предел в наши дни, хотя турбонаддув позволяет прокачать показатели мощности до очень солидных уровней. Максимальная комплектация на 270 лошадиных сил, пожалуй, стерла бы в порошок старый добрый W8 в дрэг-рейсинге. Даже относительно крохотный 1,5-литровый турбодвигатель не назовешь особо медленным с его 150 л.с. Либо вы можете выбрать новейший двигатель TDI EVO той же мощности. Есть еще подключаемая гибридная версия GTE, где сочетаются еще один малый турбодвигатель, в данном случае на 1,4 литра, и электромоторы с батареями, вместе дающие на выходе мощность в 215 лошадиных сил. А благодаря батарейному отсеку весьма внушительных размеров GTE способен проехать добрых 50 километров чисто на электричестве.
В плане ощущений от вождения никаких сюрпризов нет. Passat очень мягко амортизирован, то есть, будет с комфортом глотать милю за милей, не провоцируя вас на особо лихую езду. Однако он с радостью готов идти в круизе на очень высоких скоростях, если ему предоставлен автобан. К слову, опциональная система Travel Assist представляет собой апгрейд прошлого адаптивного круиз-контроля и умеет читать дорожные знаки, реагирует на трафик и удерживает вас в выбранной полосе на скоростях вплоть до 210 километров в час. Весьма впечатляющее достижение, как по мне. А если жизнь в дороге покажется чересчур скучной, вы можете поболтать со своим автомобилем, который будет (по крайней мере, должен) отзываться на ваши команды, если сперва обратиться к нему «Хеллоу Фольксваген». Мне не удалось с первой попытки выяснить, можно ли как-то сменить это приветствие по умолчанию — если бы я завел себе новый Passat, мне бы хотелось назвать его Дезмонд или как-то так. Менее формально.
Внешне мне очень нравится свежесть дизайна, смотрится кузов, как и подобает премиальному автомобилю. Передние фары IQ.Light LED Matrix, впервые замеченные на новейшем экземпляре Touareg, теперь перекочевали и на Passat. Справедливости ради стоит заметить, что особо смелых дизайнерских решений здесь нет, точно так же, как вы не стали бы ожидать ирокеза от банковского клерка. Все очень благородно. Похожая история и внутри салона, но цифровая приборная панель и большой экран мультимедиа с высоким разрешением создают в автомобиле очень современную атмосферу. Конечно же, все очень крепко собрано. Качество — вот слово, от которого никуда не деться. Мне также понравилось, что кое-где остались аналоговые кнопки для функций, которым просто лучше подходит старомодное управление, например, контроль температуры и вентиляторов. Не каждому охота лезть и копаться в меню с кучей подпунктов на сенсорном экране всякий раз, когда пожелаешь подстроить кондиционер или включить подогрев сидений.
Такой непритязательный автомобиль как Passat неожиданно сложно описать парой слов. Эта машина великолепно справляется со своими задачами, благодаря чему и продается в колоссальных количествах, но едва ли нам удастся сделать вид, что она хорошо подходит для соблазнительных рецензий. На мой взгляд, главный вывод в том: Volkswagen и его Passat действительно стирают границы между рынками среднего и премиального диапазона. Он не вписывается целиком ни в тот, ни в другой сегмент, но сочетает в себе те элементы, которые должны иметь наибольшее значение для наибольшего количества покупателей в реальном мире. Едва ли, конечно, это можно назвать сенсацией, если перевести с немецкого само слово Volkswagen. Тем не менее, если вы ни разу не приглядывались к «пассату», подозреваю, что этот новый экземпляр вполне способен вас удивить.