Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
В автомобильном мире все нынче происходит довольно спешно. Новее, быстрее, лучше. Вы и сами в курсе. Так что я был слегка удивлен предложению отправиться в Германию на пару дней порулить старыми «фольксвагенами». В каком смысле «старыми»?
Оказывается, поездки на давно уже не новых автомобилях — большинство из них даже довольно древние — бывают удивительно бодрящими. И, пожалуй, слегка ироничными. Больше всего меня порадовала возможность снова увидеть многие автомобили из тех, что катались по дорогам, когда я едва дорос до велосипеда. Очень ухоженные, хранимые в тепле и сухости для полной бессрочной сохранности. И самое лучшее: в некоторых редких случаях им разрешают выйти погулять. В данном случае первое приглашение прокатиться на них получила небольшая группа журналистов из России.
![]()
Хранилище этих автомобилей, где за ними ухаживают, оказалось под завязку набито моделями самых разных годов урожая. Среди множества очень старых «жуков» и «гольфов» изредка попадаются гоночные машины или даже самые обычные экземпляры, примечательные лишь тем, что снимались в том или ином кинофильме. Нам для первого заезда тоже подобрали весьма пеструю компанию: B1 Passat 1977 года, K70 1972 года, Scirocco 1974, Karmann Ghia 1974, Beetle Cabriolet 1303 1980 года, багги Apal 1973 года, Corrado G60 16V 1989 года, Iltis 1979 года, седан Type 3 1964, Type 147 Fridolin 1969 года и Golf 1 Cabriolet 1984 года. Ах да, и не в последнюю очередь Lupo 3L 2005 — повод почесать затылок, честно говоря. Но идея понятна: очень разнородный набор автомобилей из богатой истории VW. Времени прокатиться на каждом из них немного не хватило, но я прочувствовал, какова была жизнь в водительском сидении в 70-х и 80-х годах.
![]()
K70
Первым мне достался K70 1972 года, который разрабатывался компанией NSU, когда ее перекупил Volkswagen в 1969 году. Для тех лет это был определенно современный дизайн и весьма мощный двигатель (90 сил при объеме 1.6 л). В то время подобный 4-дверный семейный автомобиль мог весить всего 1060 килограммов. В управлении этой машиной больше всего сложностей доставляла коробка передач. На селекторе не было никаких опознавательных знаков, так что определять, где какая скорость, пришлось наугад. От приятных сотрудников VW вместе с ключами мы получили неправильную информацию о расположении задней передачи, так что здесь предстояло немножко повозиться. Когда я навскидку вычислил расположение скоростей, жизнь более-менее наладилась. Точно выяснить это все равно было невозможно, поскольку они как будто слегка смещались всякий раз, когда начинаешь искать нужную. Не самый четкий переключатель в мире. Управление K70 в движении оказалось на самом деле довольно расслабляющим занятием. Самое примечательное в машинах этой эпохи — невероятно тонкий руль.
![]()
Scirocco
Следующая короткая поездка была на оригинальном Scirocco. Вместо обычной механической коробки передач он был оснащен намного более редкой 3-скоростной автоматической трансмиссией. Мне хотелось поскорее испытать на собственной шкуре 3-ступенчатый автомат из далекого 1974 года, причем я ожидал, что он будет довольно ужасным, но по ощущениям он оказался удивительно… нормальным. Адски медлительный, конечно, но работает очень ровно и не так уж сильно отличается от наших сегодняшних автоматов. Просто в наши-то дни этих скоростей уже в три раза больше. В свое время Scirocco был весьма спортивным автомобилем, и это ощущение частично сохраняется, даже если едешь на нем в 2019 году. Эта поездка однозначно была намного проще и сильно динамичнее, чем на K70, который старше всего на два года.
![]()
Iltis
Совсем другая история — Iltis 1979 года. Это был первый настоящий внедорожник от Volkswagen, а также их первая полноприводная модель. В управлении он больше похож на легкий военный автомобиль, каким он и являлся, чем на дорожную машину. Эти создания абсолютно затерроризировали ралли Париж-Дакар 1980 года, взяв три из четырех верхних строчек, включая первое место. Мне достался как раз «гоночный» Iltis, очень громкий, продуваемый ветром внутри, и в целом на нем страшно ехать по современной дороге свыше 60 километров в час. Разгон на низких скоростях он выдавал удивительно бодрый для 90-сильного двигателя — ведь благодаря «коротким» передачам он изначально должен был с легкостью карабкаться на приличные холмы. Максимально он выдает всего лишь 130 километров в час, но я разве только за очень большой гонорар соглашусь посидеть в нем на такой скорости. Тем не менее, ценный опыт.
![]()
Karmann Ghia
Karmann Ghia и Beetle — это по сути один и тот же автомобиль, только в оболочках разной формы. В этом нет ничего экстраординарного, но этот случай, пожалуй, самый утрированный. Karmann Ghia — одна из тех машин, красота которых неподвластна времени, бессменный образчик для учебников по дизайну автомобилей до тех пор, пока человечество вообще на них ездит. «Жук» же, с другой стороны, выглядит больше как… «жук». Он тоже навсегда останется в учебниках как одна из моделей, полностью изменивших автомобильный мир. В плане ощущений от вождения более легкий, низкий и аэродинамичный Karmann, безусловно, выжимает больше радости из своего 50-сильного двигателя с воздушным охлаждением, но в целом управлять обоими оказалось легче, чем я ожидал. Звук они тоже издают одинаковый, это, наверное, самое важное. Не могу представить себе более канонической ноты, чем от этой старой доброй горизонтальной четверки цилиндров.
![]()
Beetle
![]()
В этом месте поток радостных эмоций слегка прервался — я очутился за рулем Lupo 3L. Если во всем искать положительные стороны, то стоит отметить, что я внезапно почувствовал себя комфортно в автомобиле, очень современном по ощущениям. С другой стороны, удовольствия от вождения здесь ровно столько, сколько следует ожидать в машине, название которой буквально отсылает к ее (низкому) уровню расхода топлива. Не поймите меня превратно, это и правда очень впечатляет, насколько мало топлива тратит этот автомобиль. Если вы кайфуете от таких вещей, то не мне вас судить. Возможно, я не удержусь от странного взгляда в вашу сторону, но ничего на эту тему не стану говорить. Так или иначе, это автомобиль родом из просвещенного 2005 года — без усилителя руля. Поскольку насос гидроусилителя вызовет некоторое торможение двигателя, отчего тот станет тратить больше топлива. Трансмиссия представляет собой роботизированную механическую коробку передач, ибо настоящий автомат — да-да, вы угадали — будет тратить больше топлива. Несколько лет спустя люди научились делать блестящие коробки передач с двойным сцеплением. Но этот автомобиль появился раньше. Если вы захотите резко ускориться и утопите педаль в пол, первым делом вы слегка замедлите скорость. Потому что коробка передач переключается в нейтральное положение, а затем неспешно выбирает более низкую передачу, которая позволит вам двигаться быстрее. На самом деле, я рад, что мне довелось покататься на Lupo — эта машина нагляднее любой другой продемонстрировала мне, до какой же степени усовершенствовались автомобили в последние полтора десятилетия.
![]()
Lupo 3L
Последним мне достался один из героев моего детства. Возможно, в то время я этого не осознавал, но, оглядываясь назад, понимаешь, что Golf 2 GTI 16V (изначально он не входил в нашу программу, но раз уж мы так здорово проводили время, то выкатили и несколько бонусных автомобилей) в известной степени легендарен. На них ездили копы — потому, вероятно, что на них же катались и грабители. 139 лошадиных сил от двигателя объемом 1.8 л на автомобиле с короткой колесной базой весом едва больше тонны — очень внушительный рецепт. Попавшийся мне экземпляр был, кажется, 1992 года выпуска или около того, примерно в это время я окончил начальную школу. Как же просто управлять этой машиной. Коробка передач работает быстро и четко, расстояние между педалями идеальное, даже положение водителя не так уж плохо для моего высокого роста. Двигатель все время подначивает тебя придавить педаль громкости, и по ощущениям машина достаточно шустрая объективно, даже в наше время, когда переднеприводные «горячие хэтчбеки» переваливают за 300 лошадиных сил. Golf GTI стал единоличным изобретателем этого класса автомобилей, и ему до сих пор есть что сказать на эту тему. Блестящая машина.
![]()
Golf 2 GTI 16V
Старые машины дают четко понять, что нам с вами сегодня очень даже неплохо живется. Автомобили намного тише и комфортнее, чего ни пожелаешь — все у тебя сразу под рукой. Усилителя руля не было ни на одной машине из тех, на которых я ездил. Это дает очень приятное ощущение, когда машина в движении, но маневры на малой скорости или попытки припарковаться — та еще физическая нагрузка. Видимо, в то время никому не нужны были абонементы в фитнес-клуб, достаточно проехать за рулем несколько парковок у супермаркета — и мышцы в тонусе. Такая классика превосходна, и заядлый автолюбитель, конечно же, желает завести парочку экземпляров у себя в гараже. Но, вероятнее всего, вы будете выводить их на прогулку лишь по воскресеньям при хорошей погоде, как пожилую бабушку.
Volkswagen по праву гордится своими автомобилями, созданными за десятилетия в бизнесе. Какие-то из них изменили мир, другие просто продавались в огромном количестве. Но каждая из их моделей в том или ином виде до сих пор функционирует на сегодняшних дорогах. За два дня вождения никто из них нас не подвел, и уезжали мы с улыбками на лицах. Все это, конечно, не имеет значения для людей, присматривающих себе Volkswagen сегодня или завтра, но отрадно видеть производителя, понимающего простые радости ностальгического вождения и готового разделить их с нами. Ведь самыми лучшими часто становятся поездки без всякой цели.
![]()
Corrado
![]()
SP2









