Новости

Ушел из жизни Василий Лановой: пересматриваем 7 лучших фильмов с его участием

Ушел из жизни Василий Лановой: пересматриваем 7 лучших фильмов с его участием

Новый год приносит грустные новости. В возрасте 87 лет в результате коронавирусных осложнений ушел из жизни романтик, интеллектуал и настоящий мужчина, секс-символ советского кино Василий Лановой. Новостные ленты пестрят соболезнованиями. О горькой новости сообщает в своем Instagram московский мэр. Ирина Купченко, жена актера, с которой они прожили почти 50 лет, не дает комментариев. Мы скорбим, вспоминаем великого актера и пересматриваем лучшие фильмы с его участием.

Василий Семенович родился 16 января 1934 года в Москве в семье крестьян, которые за три года до этого переехали в столицу из Одесской области. Великую Отечественную войну мальчик встретил в селе Стримба у бабушки. После того как немецкий солдат ради забавы пустил пару автоматных очередей над головой 7-летнего Васи, он начал заикаться. Потребовалось немало времени, чтобы исправить этот дефект речи — помогли протяжные украинские песни. В 13 лет Лановой пришел в театральную студию при Дворце культуры ЗИСа после того, как увидел на его цене спектакль «Том Сойер». В 1951 году на Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов он и Игорь Таланкин, который потом стал кинорежиссером и сценаристом (это он вместе с Георгием Данелия снял в 1960 году «Сережу»), получили грамоты. Тогда же Лановой получил и свое первое профессиональное вознаграждение — премию в 500 рублей на конкурсе-смотре народных театров. А через два года будущий актер, талантливый чтец и театральный педагог поступил на журфак МГУ, чтобы вскоре забрать документы и отправиться в Театральное училище имени Щукина.

Ушел из жизни Василий Лановой: пересматриваем 7 лучших фильмов с его участием

Во время учебы он появился в своем первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956-м уже сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин» Алова и Наумова.


Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой Труда… За годы жизни Василий Семенович получил десятки званий и наград, снялся в десятках фильмов и сериалов, участвовал в десятках радио- и театральных спектаклей — с 1957 и до последних дней он служил в Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова. Образ романтического героя советского кино, созданный в том числе и благодаря кинообразу Артура Грея в фильме «Алые паруса» (1961), способствовал тому, что Лановому предложили возглавлять Международный детский кинофестиваль «Алые паруса Артека», что он и делал более 20 лет.

Василий Лановой на кадрах из фильма «Алые паруса» (1961)

Несмотря на «звание» красавца-романтика советского кино, Лановой не стал заложником этого амплуа и сыграл немало драматических ролей, умных и тонких героев, в очередной раз доказав, что кроме лица у него есть и талант.


Октавиан Август, Ришелье, Александр I, Маяковский, Троцкий, Дзержинский и даже Андропов в его исполнении были неоднозначны и очень убедительны. Всего Лановой снялся в 78 фильмах и сыграл 54 роли в московском театре Вахтангова, которому отдал 64 года жизни. В 1985 году за роль в фильме «Приступить к ликвидации» (1983) он получил премию МВД СССР, присуждаемую за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов внутренних дел, а со временем даже стал председателем комиссии по культуре общественного совета при Минобороны и сопредседателем центрального штаба движения «Бессмертный полк России».

Важную роль в жизни актера сыграло участие в фильме «Офицеры» (1971). Секрет успеха и всенародной любви, которые пришли к Лановому благодаря образу лихого казака Ивана Вараввы, — в ювелирном сочетании патриотического пафоса с берущей за душу любовно-семейной историей.

Василий Лановой на кадрах из фильма «Офицеры» (1971)

С тех пор слова «Есть такая профессия — Родину защищать!» стали крылатыми, а к Лановому пришла слава «самого главного офицера» страны.


Пересматриваем лучшие фильмы с участием Василия Семеновича и на всякий случай напоминаем: хотите легкого и веселого кино — смело включайте «Полосатый рейс» (1961), где Лановой снялся в эпизодической роли красавца-отдыхающего, буквально короля пляжа, запомнившегося фразой «Красиво плывут — вон та группа в полосатых купальниках!»

Василий Лановой на кадрах из фильма «Полосатый рейс» (1961)

«Барышня-крестьянка» (1995)

В мелодраме Алексея Сахарова по мотивам повестей Пушкина Лановой играет помещика Ивана Петровича Берестова, отца главного героя Алексея. Седой парик и залихватские усы Берестова-старшего, его костюм образца 19 века, конечно, не введут нас в заблуждение. Перед нами все тот же офицер, зрелый красавец-мужчина со своими принципами, которые он готов отстаивать пусть на этот раз и в менее героической манере, чем в «Павле Корчагине» и «Офицерах». Трогательный и милый фильм о любви, которая преодолеет все препятствия. Стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы самостоятельно убедиться, каким разным мог быть великий актер.

Василий Лановой на кадрах из фильма «Барышня-крестьянка» (1995)

«Огарева, 6» (1980)

Остросюжетный детектив по одноименной повести Юлиана Семенова, продолжение фильма «Петровка, 38» о буднях сотрудников МВД, в котором Лановой снова убедительно сыграл героя своего времени, на этот раз — полковника уголовного розыска Владислава Николаевича Костенко. Серьезный и собранный красавец-интеллектуал советского образца — в этом кинообразе Ланового совсем нет былого очарования юного романтика, но тем интереснее. Перед нами зрелый мужчина, который ни на минуту не забывает: «Есть такая профессия — Родину защищать!»

Василий Лановой на кадрах из фильма «Огарева, 6» (1980)

«Семнадцать мгновений весны» (1973)

Советский 12-серийный художественный телефильм, говоря современным языком — сериал Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семенова, собрал лучших советских актеров. Лановому с его тонкими чертами лица и аристократической «выправкой» доверили роль генерала Вольфа, идейного врага Советского Союза, интеллектуала с холодным взглядом, с которой он справился блестяще. И пусть в кадре он появлялся реже Бормана, Мюллера и — само собой! — Штирлица, но именно после этой роли Ланового советские критики возмущались: нельзя делать врагов такими очаровательными!

Василий Лановой на кадрах из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973)
Василий Лановой на кадрах из фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973)

«Солярис» (1968)

Возможно, вы не видели телеспектакль по одноименному роману Станислава Лема, в котором вместе с Лановым (Крис Кельвин) снимался Владимир Этуш (Снаут)? Глубокое кинорассуждение об этических проблемах землян, разобранное через призму контактов с внеземной цивилизацией, Андрей Тарковский снял только спустя четыре года, но сравнивать образы и игру актеров не стоит. Два разных видения, две разных истории о людях, которые всегда остаются людьми — даже тогда, когда в прямом смысле слова отрываются от земли. По мнению критиков, «Солярис» 1968 года — добротно и профессионально сделанная работа с хорошей игрой актеров, сценарий телеспектакля максимально приближен к роману.

Василий Лановой на кадрах из фильма «Солярис» (1968)
Василий Лановой на кадрах из фильма «Солярис» (1968)

«Анна Каренина» (1967)

В расцвете своей кинокарьеры Лановой стал буквально заложником образа офицера, поэтому именно ему доверили роль красавца-аристократа Вронского в «Анне Карениной» после того, как он сыграл Анатоля Курагина в «Войне и мире». Писаного красавца-соблазнителя, похитившего сердце Карениной, трудно назвать положительным персонажем, тем интереснее. Играть неоднозначную личность не только лицом всегда непросто и получается не у всех. Лановому удалось это сделать убедительно. Сначала он отказался от роли, не хотел перевоплощаться в светского щеголя, но потом все же согласился и показал Алексея Вронского по-своему несчастным человеком, по воле рока губящего тех, кого любит.

Василий Лановой на кадрах из фильма «Анна Каренина» (1967)
Василий Лановой на кадрах из фильма «Анна Каренина» (1967)

«Война и мир» (1965)

Он мечтал сыграть Андрея Болконского, поэтому, когда Сергей Бондарчук предложил ему роль светского щеголя Анатоля Курагина в экранизации любимого произведения актера, которое он знал практически наизусть, тот отказался. Режиссер не отступал, уговаривал — через год Лановой сдался, но только тогда, когда Бондарчук пообещал: в фильме останется сцена ампутации ноги героя. Таким образом актер хотел уйти от «плоского» образа красавца-соблазнителя, способного не только причинять боль другим, но и испытывать ее самому.

Василий Лановой на кадрах из фильма «Война и мир» (1965)

«Алые паруса» (1961)

Первая полнометражная звуковая экранизация одноименной повести-феерии Александра Грина в постановке Александра Птушко рассказывает красивую историю любви капитана Артура Грея (Лановой) и Ассоль в исполнении Анастасии Вертинской. Актер не сомневался, что именно его утвердят на главную роль сразу же после первых проб, и не ошибся. Роль лирического героя подходила ему идеально. Изначально алые паруса было решено поднять на паруснике во время съемок в Коктебеле, но Василий Семенович уговорил Птушко сделать это именно в Ялте, где тогда отдыхала первая жена Ланового, актриса Тамара Самойлова. Как настоящий сказочный герой Лановой-Артур Грей ступил на берег и вручил Тамаре букет. После выхода фильма зрители ликовали, Ланового и Вертинскую стали считать самой красивой парой советского кино, а кинокритики ругали фильм за яркие цвета, прямолинейность сюжета и шаблонную игру актеров…

Василий Лановой на кадрах из фильма «Алые паруса» (1961)
29 января 2021
Posta-Magazine для раздела Новости