Внучка главного барда страны Варвара Визбор презентовала свой второй альбом концертом в «Вегас Сити Холле»: «Варежку» оценили и консервативные поклонники бардовской лирики, и фанаты современного звучания, и аристократичные джазмены.
Фото: Jan Coomans
Стиль: Арина Ломтева
Make-up: Кирилл Шабалин @Yves Saint Laurent
Hair: Шамиль Садиков @Redken
Благодарим ресторан «Мандарин. Лапша и утки»
за помощь в организации съемки.
Posta-Magazine поговорил с Варварой
о любимых стихах Юрия Визбора и Ады Якушевой, об идеальном отдыхе в заболоченной местности, о вязании, любви к современному танцу и равнодушии к театру.
— Юлия Киселева: Варвара, название предыдущего альбома — «Земляника» — вы связывали со старорусским словом «земляница», с ягодами, висящими близко к земле, — так же, как ваши песни тяготеют к российским корням. У названия «Варежка» тоже есть какая-то сложная концепция? Или Варежка — это ваше прозвище?
— Варвара Визбор: Просто слово «варежка» — очень уютное, оно давно у меня в голове, и мне хотелось, чтобы наш альбом также согревал. Меня, кстати, так никогда не называли.
— Это ваш второй студийный альбом, но первый в новом составе. Как собиралась группа?
— Наш нынешний состав — это прекрасные музыканты, мои единомышленники, с которыми мы плотно работаем уже около полутора лет. За это время мы наработали концертную программу и записали альбом. Со мной играют: Дмитрий Илугдин на клавишах — известное имя в джазовой среде, колоритный мужчина на контрабасе и на басу — Виктор Шестак, Саша Родовский — на гитаре, на барабанах — Петр Ившин и Саша Бруни на флейте. Он — наше украшение: флейта не сразу вошла в наш основной состав, но в итоге стала неотъемлемой частью нашего звучания.
Платье из органзы с люрексом Simone Rocha, серьги из серебра с турмалином Joya Jewelry, кольцо из серебра с цирконами Wanna?Be!
— Как идет работа в группе? Это противостояние творческих потенциалов или безусловное взаимопонимание?
— Это всегда совместный поиск. Если я приношу какой-то материал и уже вижу его в определенном ключе, например, приношу стихи и говорю о каком-то музыкальном референсе, то музыканты мгновенно схватывают мое настроение, и дальше нарастает такой «снежный ком» предложений.
— И вы — будучи таким камертоном хороших идей — принимаете финальное решение?
— Пожалуй, да, но никогда — через сопротивление группы.
— Есть у вас любимая песня на альбоме?
— В «Варежке» нет песен случайных, каждая — очень особенная, у каждой — своя история. Я очень люблю «Ты мое дыхание», написанную моей бабушкой Адой Якушевой. Мы недавно сняли на эту песню видеоклип. Почему? Она не сразу родилась в той аранжировке, в которой вошла в альбом, она рождалась в процессе репетиций. И теперь я «прикипела» к ней именно в таком виде. Еще одна дорогая мне композиция — «Где льют дожди» (известная как «Письмо Визбора Высоцкому». — Прим. ред.), наверное, из-за ее поворота в сторону рок-звучания.
Трикотажный свитшот, расшитый пайетками — Achers, платье из шелка с люрексом Laroom, серьги из серебра с бриллиантами Joya Jewelry, кольцо из серебра с цирконами Wanna?Be!
— Вы любите поэзию?
— Очень люблю стихи — и современников, и Серебряный век… На нашем альбоме есть песня на стихи Марины Цветаевой «Нежный призрак» из моего любимого цикла «Стихи к Блоку».
— «Ты мое дыхание» — это почти соул, «Где льют дожди» — почти гранж, а играют с вами джазовые музыканты. Какую музыку вы сами слушаете, вряд ли бардовскую песню?
— Точно не бардовскую песню, но и не джаз, например. Хотя джазовые гармонии сегодня проникают в совершенно разные музыкальные жанры. Мне нравятся исполнители, существующие на стыке жанров, нравится синтез разных направлений. Сегодня в плейлисте — Zventa Sventana, Земфира, Иван Дорн, сложный микс из джаза, электронной музыки и брейк-битовых историй.
— В нью-йоркском метро есть поезд с вагоном, на котором огромными буквами написано имя великого джазового пианиста Телониуса Монка. Представьте, что у вас в этом году есть право выбрать, кому из музыкантов посвятить вагон, в котором вы будете ездить.
— Пожалуй, я бы написала имя какого-нибудь хип-хоп исполнителя, Кендрика Ламара или L’One.
Платье из велюра и искусственного меха — Pe, серьги из металла, шелка и страз — Oscar de la Renta, туфли из кожи и шелка со стразами — Charlotte Olympia
— Чтобы воспеть ритм большого города?
— Да, именно, ведь вся жизнь проходит в мегаполисе. Хотя для отпуска я выбираю тихие «заболоченные» места — на природе, подальше от любых увеселений. Не так давно я побывала на Валдае — всего дней 5, этого, конечно, не хватило, так что обязательно туда вернусь.
— Вы закончили Щукинское театральное училище и даже какое-то время играли в театре. В какой момент вы решили, что готовы бросить театр ради музыкальной карьеры?
— Не было какого-то сложного вымученного решения, сама жизнь подтолкнула меня к этому. Театр «ревнив», ему нужно отдавать все свои силы, а когда мы стали записывать «Землянику», я поняла, что просто не смогу совмещать. Про театр я сейчас, если честно, даже не вспоминаю, хотя учеба была очень интересной: было много хорошей литературы, много хороших предметов физического толка — танец, фехтование, художественное слово… Танцевать я продолжаю и сейчас. Как и в музыке, люблю пробовать разные стили, смешивать направления. Кстати, в музыкальном плане мне сейчас тоже хочется новых экспериментов: есть замысел «прикоснуться» к электронной истории. Но на сцене я больше не актриса: боюсь наигранности.
— Расскажите о своих последних музыкальных открытиях?
— Знаете, я второй день не могу оторваться от концертов Рианны: я не слежу за ее творчеством, но, наткнувшись на нее в YouTube, увлеклась. Меня поразило, как сделаны шоу, какая палитра исполнения: за рок-соло с «мотанием» головой с распущенными волосами может идти композиция под акустическую гитару…
— Вы в своем творчестве обращаетесь к наследию и Юрия Визбора, и Ады Якушевой. Какие они для вас — ваши бабушка и дедушка?
— Они, безусловно, очень разные. Ада Якушева похожа на бабочку, которая порхает с цветка на цветок, и ее творчество такое же легкое. Стихи ее порой кажутся смешными и даже местами нелепыми, но они пронизаны такой хрупкой наивностью и верой. А у Юрия Визбора я очень люблю его пронзительные тексты и его печаль.
— Вы чувствуете себя «наследницей» их творчества, «послом бренда», или вам больше хочется сосредоточиться на новом, своем материале?
— Да, я чувствую своим долгом петь эти песни, и этот долг меня вдохновляет. Но я не разграничиваю наше творчество на песни свои и не свои: те песни, что я пою, — уже мои. Они проживают свой путь внутри нашего коллектива и живут своей новой жизнью. И песни дедушки и бабушки я буду петь всегда — чтобы познать до конца их творчество, мне еще идти и идти.
— Ваш сценический образ и будничный сильно контрастируют?
— Да, в жизни сейчас я люблю очень удобную одежду, зимой — очень теплую, и никаких дурашливых прогулок без шапки: шапка должна быть до бровей! (Смеется)
Пиджак и брюки из шерстяной ткани с кашемиром — RUBAN, серьги из стекла и металла — Larisa Barer, кольцо из серебра с цирконами — Wanna?Be!
— А варежки умеете вязать?
— Умею! После окончания института я очень много вязала, это было моим хобби, помню, что вязала шарфы и даже вечернюю сумочку-клатч. Очень помогает снять стресс. Как и книги. Правда, сейчас я не читаю, а слушаю аудиокниги: после «Зоны» Довлатова решила перечитать «Сто лет одиночества».
— Вы боитесь одиночества?
— Оно всегда со мной. Я люблю быть одна, наедине со своими мыслями, это успокаивает и балансирует. Или, наоборот, нарушает затянувшееся равновесие и помогает выйти на новый уровень.
— Значит, идеальный досуг — в одиночестве?
— Есть ли в нашей жизни место для досуга? И бывает ли он идеальным? (Смеется) Идеальный досуг — это когда ты хорошо позавтракал, и у тебя есть время посмотреть — до конца! — хорошее кино. Например, сериал «Однажды ночью» с Джоном Туртурро, сыгравшим адвоката-пройдоху. Или какой-нибудь шедевр Софии Копполы.
— В Москве сегодня все чему-то учатся. Если бы у вас появилось свободное время и силы, чем бы вы занялись?
— Думаю, стала бы учиться играть на клавишах!
Платье из трикотажа, расшитого бисером и пайетками — Alla Couture, серьги из стекла и металла — Oscar de la Renta, туфли из лакированной кожи Moreschi
Детали от Posta-Magazine
Ресторан «Мандарин. Лапша и утки»: Б. Черкасский пер., 5, тел.: + 7 (495) 771 72 04, http://ducksandnoodles.ru/
Wanna?Be!: ТЦ «Метрополис», Ленинградское ш., 16а, стр. 4, тел.: +7 (495) 660 88 88
Charlotte Olympia: Дмитровский пер., 11, тел.: +7 (495) 645 00 09
Simone Rocha, Larisa Barer, Oscar de la Renta: ЦУМ, ул. Петровка, 2, тел.: +7 (495) 933 73 00
Pe: showroom RUBAN & Pe, Камергерский пер., 7/5, стр. 1, тел.: +7 (926) 795 85 75
Joya Jewelry: http://www.joyajewelry.ru/
RUBAN: Камергерский пер., 7/5, стр. 1, тел.: +7 (926) 795 85 75
Moreschi: No One, ТЦ «Атриум», ул. Земляной вал, 33, тел.: +7 (495) 970 14 56
Achers: Столешников пер., 11, оф. 305, тел.: +7 (926) 677 97 53
Alla Couture: https://www.#i/bohasmo/