Можно ли найти свой природный голос и как его тренировать? Влияет ли голос на нашу жизнь и в какой степени? Накладывает ли отпечаток на тембр и глубину голоса музыка?
Благодарим ресторан Buono
за помощь в организации съемки.
Ответ на эти
и другие вопросы знает Вадим Курилов, автор и преподаватель тренинга «Голос», владелец агентства EITCOM, один из авторов серии учебников американского варианта английского языка «America the Beautiful».
С Вадимом я знакома давно. Когда мы встретились с ним впервые, меня не покидало ощущение, что мы знаем друг друга не один год. Это, конечно, заслуга Вадима, — уметь сделать так, чтобы тебе с первой минуты было комфортно в его обществе — тонкий, очень образованный, интеллигентный, великолепный собеседник с отличным чувством юмора…
Справка Posta-magazine.ru: В прошлом Вадим Курилов — преподаватель английского языка, 10 лет проработавший по методу Активизации резервных возможностей личности и коллектива (Метод Китайгородской). Обучаться технике речи и голосу начал в 90-е годы у диктора Всесоюзного радио Лоры Ереминой. Учился у преподавателей сценической речи ГИТИСа и школы-студии МХАТ. Проходил тренинги в The Linklater Center for Voice and Language в США и в Linklater Voice Centre в Шотландии. В работе применяет принципы и приемы метода Кристин Линклейтер, знаменитого тренера, актрисы и режиссера, чьими учениками являются многие звезды Голливуда.
Мы сидим с ним в одном из самых панорамных ресторанов Москвы Buono, почти на последнем этаже. Я смотрю на Вадима и не верится, что за последние несколько лет он с легкостью поменял свою жизнь на 180 градусов.
— Вадим, у тебя такая богатая профессиональная биография. Ты начинал преподавателем английского языка в 31-й спецшколе, затем 10 лет проработал в школе Китайгородской и там даже написал половину диссертации, стал соавтором двух учебников по английскому. И вдруг неожиданный ход — ушел простым пиар-менеджерем в парфюмерно-косметическую компанию. Скажи, почему такой крутой поворот в жизни?
— 10 лет в школе Китайгородской я не просто преподавал английский язык. Я преподавал его для взрослых. Это интенсивный метод обучения, когда за два месяца ты должен научить людей общаться на языке. Для того, чтобы достичь этого, преподаватель организует на уроке постоянное общение. Так что психологией общения, культурой общения, коммуникацией между людьми — всем тем, что нужно для пиара — я занимался 10 лет. Параллельно я работал в фонде «Триумф» с чудеснейшей Зоей Борисовной Богуславской, которая, кстати, написав книгу «Американки», пошла ко мне в ученицы в школу Китайгородской. В фонде я, в основном, занимался переводами, но одновремено участвовал в организации пресс-конференций. Это сейчас мне понятно, что я постепенно шел не просто к пиару, а еще и к организации разного рода мероприятий. А тогда я оказался на перепутье, потому что понимал: вот сейчас я напишу диссертацию, потом получу доцентскую должность в МГУ, еще через некоторое время напишу докторскую… Но у меня возникло ощущение, что академическая карьера — не совсем моя история. Я долго думал, чем же заниматься. В 1994 году даже писал небольшие новостные заметки в журнал «Домовой», а когда запускался журнал GQ, была мысль пойти туда работать. В общем, идей было много, но бизнес, связанный с рекламой и пиаром, почему-то привлекал больше всего. Думаю, во многом потому, что он основан на общении.
— И ты, после стольких лет работы преподавателем, написав два учебника, пошел работать простым пиар-менеджерем?
— На тот момент мне было 34 года. И да, я пошел в парфюмерно-косметическую компанию простым пиар-менеджером. Приходилось заниматься всем: и рекламой, и организацией мероприятий, и пиаром. Зато через 3 года, в 1995 году, я открыл свое агентство Eticom, которое успешно работает и сейчас.
— То есть работы много и всегда есть, чем заняться. Тогда почему же возник тренинг «Голос»?
— Моя жизнь делится на 10-летние циклы. И вот когда второй цикл подходил к концу, стало очевидно, что пора что-то менять. А надо сказать, что техникой голоса я начинал заниматься еще в институте, последние два года у нас был спецкурс по технике голоса и культуре речи, который вела Лора Еремина, диктор и автор программы «Поэтическая тетрадь» на Всесоюзном радио. В школе Китайгородской, в которой я проработал 10 лет, сама Галина Александровна для нас, преподавателей, организовала курс по голосу и технике речи. И вот, когда у меня уже было свое пиар-агентство, когда мой очередной 10-летний цикл завершался, возникло желание опять преподавать. Но преподавать английский в аудитории я точно не хотел. Пока я раздумывал, что же делать дальше, пошел социальный заказ от моих пиар-клиентов. Кто-то просил послушать презентации, для кого-то я проводил мероприятия и мы сидели с бренд-менеджерами, выверяя и выстраивая презентации. Мои знакомые обращались с просьбами позаниматься с голосом — чтобы он не уставал, чтобы звучал уверенно, более низко, стал легче. Так что идея тренинга «Голос» родилась сама собой.
Но взять и сразу начать проводить тренинги я не мог. Просто потому, что многое из того, чему меня учили, уже забыл. И тут вспомнил про гениальную Кристин Линклейтер, которая обучила технике голоса половину звезд Голливуда. Почитал про нее и поехал к ней на курс сначала в Нью-Йорк, а потом и в ее школу в Шотландии, куда, кстати, еду еще в сентябре и октябре.
Вот так все совместилось — моя любовь к преподаванию, любовь к театру, мой природный голос и желание приносить людям пользу.
— Какую роль играет голос в нашей жизни?
— Огромную. Конечно, не самую важную, но тем не менее. Смотри сама, мы все общаемся. Так или иначе. В жизни, в быту, в работе, с любимым человеком…. А если еще и работа связана с общением… Голос — это то, что настраивает и располагает к тебе собеседника. Говорят, встречают по одежке, провожают по уму. Да, конечно. Но, когда ты произносишь первое слово, смысл вашего высказывания уходит в кору головного мозга, в центр анализа речи. А голос, его тембральная окраска, немедленно уходит в подсознание собеседника. И если вы сказали что-то важное слабым, зажатым голосом, то в подсознание ушла идея неуверенности. И если даже потом вы говорите какие-то умные вещи, в подсознании собеседника уже лежит недоверие к вам. Он и сам не понимает, почему. Так что в данном случае встречают по одежке и провожают тоже по одежке. Поэтому на моих бизнес-тренингах мы очень внимательно и серьезно прорабатываем именно голос, дыхание, тембральную окраску, используя метод высвобождения природного голоса, технику которого предлагает Кристина Лекрейтор.
— Ты хочешь сказать, что мы понятия не имеем, каков наш природный голос?
— Конечно! Мы слишком зажаты и живем под давлением социума, а голос все это чувствует. Возьмем, к примеру, младенцев. Они кричат во всю силу своих легких и у них нет никаких зажимов. А потом родители начинают говорить: тихо, не кричи, это неприлично! Так мы сами прививаем своим детям социально обусловленные нормы поведения, они привыкают «зажимать» свои эмоции. В результате возникает мышечный зажим, что отражается на голосе — дыхание становится поверхностным, а голос сдавленным. Например, когда у нас напряжена поясница, неправильно работает диафрагма, напрягаются мышцы гортани, нижняя челюсть, мы говорим тусклым, монотонным голосом. А если убрать зажимы и направить звук во все резонаторы (полости нашего организма, в которых отражаются звуковые вибрации), голос будет глубокий и сильный. И мы сможем использовать все его возможности, в зависимости от целей, которые перед собой ставим, — звонким, глубоким, тихим, вкрадчивым, интимным. У нас у всех есть потенциал, о существовании которого многие даже не подозревают. Как правило, люди используют свой голос всего на 25-50%. А ведь можно на все сто!
— Почему-то вспомнила сериал «Обмани меня», когда герой Тима Ротта по мимике распознавал, блефует ли человек. Скажи, а по голосу можно судить об искренности собеседника?
— Если честно, определить сложно. Но можно. Когда мы говорим правду, никого не обманывая, то всегда спокойны, ну а что нам нервничать-то? Но как только появляется фальшь, в теле возникает еще больше ненужных зажимов — в коленях, в попе, в руках, плечах. И тут же это отражается на голосе, он становится сдавленным и неестественным, с более высоким тембром, напряженным. Кстати, вот интересная вещь. Я про обратный эффект. У вас может быть напряженный голос по личным причинам (поссорились с другом, на работе неприятности, родители заболели — да что угодно!). Но ваш собеседник, не зная этого, может интерпретировать это как фальшь с вашей стороны.
— Вадим, а как ты думаешь, прослушивание музыки, например, попсы или классики, рока или джаза, откладывает отпечаток на наш голос?
— Отличный вопрос! Мне не приходило это в голову, честно говоря. Но это возможно. Есть такая байка у оперных певцов. Якобы во время спектакля у суфлера в опере срывался голос. Потому что голосовые складки суфлера не могли переварить сильнейшие голосовые вибрации, исходящие от певца. Такое сильное воздействие волны. И это чистая правда — голосовые складки человека имеют свойство подстраивается под общий хор. На тренинге мы этим очень активно занимаемся, когда звучим вместе. И если у вас что-то не получается, я становлюсь рядом и звучу, чтобы ваши голосовые складки подстроились под мои. Так что, да, музыка влияет на голос. Когда мы слышим красивую мелодию, голосовые складки тут же под нее подстраиваются и даже может появиться другой тембр у голоса.
— Что лучше слушать в машине, когда едешь на работу?
— Надо тренировать голос! Есть целая серия фоновых упражнений, различные мычалки, когда звук направляется в разные части нашего тела и во вне. Но так просто их не сделать. Этому я учу на тренинге. В машине я советую слушать спокойную классику.
— Если уж мы заговорили про тренировку голоса, есть ли упражнения, которые помогли бы с утра его разбудить?
— Конечно, есть. Их два и они очень простые, но эффективные. Вы еще лежите в кровати, когда тело расслабленно. Вспомните что-то приятное и сделайте очень легкий, так называемый «вздох облегчения» — чуть глухой, неоформленный, идущий из живота. Это ваш первый природный звук. Вздохните так с чувством, улыбкой несколько раз. Не стесняйтесь! И второе упражнение, очень естественное для всех нас, — зевните, не закрывая рот и обязательно со звуком (постарайтесь найти свой самый высокий звук зевка — это, кстати, ваш второй естественный звук). Зевок расслабляет челюсть и приподнимает верхнее небо. Голос проснулся!
— Есть ли техники, которые помогут вернуть голос, когда он сел после длительного выступления, например?
— Такого чудо-упражнения нет. Нужен регулярный тренинг — голоса, дыхания. Наблюдайте за собой. Если вы владеете техникой перехода в грудной резонатор, то можно попробовать максимально использовать глотку для того, чтобы говорить. Кстати, если начать говорить через грудной резонатор, можно значительно снизить боль в горле во время ангины или гриппа, а направляя голос в средний и верхний диапазон, снять отек и заложенность носа во время насморка.
— Найдя свой природный голос, как сделать так, чтобы он остался с тобой навсегда?
— Это как с автомобилем с механической коробкой передач. Новички теряются сразу — и на дорогу смотреть, и рычаг скоростей переключать, и на педали газа, сцепления и тормоза нажимать. А через пару дней об этом даже не задумываются — все делают на автомате. Также и с голосом. Найдя его, потренировавшись, вы автоматически начинаете пользоваться всеми его возможностями.
— Вадим, ты говоришь о цикличности твоей жизни. Чем планируешь заняться следующие 10 лет?
— В кино буду сниматься! Между прочим, это не шутка! И мне уже прислали сценарий.