Архитектурное движение «подземная урбанистика» не зря обзавелось таким звучным названием — сегодня даже музеи не брезгуют хорошо освещенными «землянками».
Подземные города — часть
страшной антиутопии
или воплощение мечты об экологическом строительстве?
Немецкое архитектурное бюро Schneider+Schumacher, выигравшее в 2008 году международный конкурс на реконструкцию Штеделевского музея — одного из самых больших собраний искусств в Германии, представило в марте новое «крыло» здания: подземное, с крышей-газоном, прореженным огромным количеством круглых иллюминаторов. Таким образом, исторический пейзаж комплекса не был нарушен, а травянистый «polka dot» газон сам по себе стал веселой достопримечательностью. Днем лампы-люки обеспечивают галерею естественным освещением, в вечернее время — светодиодным.
Провидцем и первым идеологом подземного строительства (или «андеграундной архитектуры») считается архитектор Малкольм Уэллс, который, правда, представлял себе будущее слишком идеалистично: Уэллс считал, что здания должны быть домом не только для людей, но и для растений и животных, и в своих многочисленных статьях, иллюстрациях и лекциях (с 60 лет он вел курс эко-архитектуры и эко-дизайна в Гарварде) развивал концепцию об архитектуре как продолжении окружающей среды. В идеале здание должно было бы производить чистую воду, использовать солнечную энергию, выращивать пищу и поглощать отходы. Для этого архитектор предлагал создавать водонепроницаемые здания, покрытые метровым слоем земли.
Примером такого экологического строительства сегодня немного. Самый свежий такой эко-проект — коттеджи у Фоллингуотер (Cottages at Fallingwater) в США от архитектурного бюро Patkau Architects: победители первого в истории конкурса проектов частных коттеджей, проводимого для поддержки образовательной программы Франка Ллойда Райта в Пенсильвании, построят шесть «домов-землянок». Гостевые домики должны будут гармонично вписаться в ландшафт заповедной зоны Bear Run, которая окружает здание Института Fallingwater, и снаружи будут казаться скорее неровностями холмистой местности, чем зданиями.
Из уже готовых «зеленых» работ хочется рассказать о домике в Швейцарии недалеко от термальных источников Thermes Vals — его еще любят называть «поместьем хоббитов». Поместье было построено по проекту бюро SeArch и Christian Muller Architects и дом, прям как на картинках Малкольма Уэллса, покрыт слоем земли, который защищает от ветра и служит дополнительной изоляцией.
Однако вопреки мечтаниям Уэллса в большей степени подземная урбанистика востребована в городах, где оставить природу нетронутой просто невозможно, и потому постройки все равно выглядят очень технологично и современно.
Но к счастью, это не только подземные коммуникации и шопинг-моллы, но и музеи. Помимо руководства Штеделевского музея подземное строительство «признали» и в Бельгии: американскому архитектору Джону Мартину поручили разработать концепцию «подземного музея», в который предполагается превратить Центральную станцию Антверпена, закрытую в 1970-х годах. Сквозные галереи окружат почти весь центр города… Выставочные залы на месте заброшенных тоннелей — лично для меня звучит мрачновато, но мало ли среди нас любителей загадочного и пугающего? Архитектор вдохновлялся романом «Аустерлиц» Зебальда, рассказывающим о человеке, который пытается по крупицам воссоздать свое прошлое. Будем надеяться, проект не заглохнет.
Архитекторы Arranguren & Gallegos спроектировали новое здание для Museo ABC в Мадриде, и тоже не обошлись без подземных помещений: благодаря стеклянной прозрачной конструкции сверху огромный подземный зал прекрасно освещен.
А проект (пока это лишь дипломная работа с отличием) испанского архитектора Гонсало Вайо Мартинеса для Universidad de Alcala и Лондонской Школой архитектуры Barlett предполагает постройку впечатляющей подземной аудитории в самом Tate Modern, которая также соединит музей с другими постройками этого района.
И таких примеров множество. Подземные города могут казаться частью страшного техногенного подземного будущего, где в канализационных люках живут люди-звери, как в роскошной короткометражке Лео Каракса «Дерьмо», ставшей частью трилогии о Токио, представленной в Канах в 2008-м. Но надеюсь, озаренные дневным светом музеи и заросшие травой уютные домики все-таки убедили вас, что альтернатива такому будущему, по крайней мере, существует.