Как воспитать достойного человека, если ему повезло родиться в обеспеченной семье? Где грань между свободой выбора и вседозволенностью, личными интересами и амбициями родителей? Постоянный автор Posta-Magazine Мария Николаева продолжает разбирать педагогические проблемы в семьях русских nouveau riche.
мы рассмотрели несколько распространенных причин недопонимания между родителями и их детьми, сегодня на повестке дня, пожалуй, наиболее типичная (и крайне опасная!) ошибка.
Еще одна укорененная ошибка — исключительно вербальное воспитание, какими бы правильными не были родительские речи и в какой бы форме они не произносились. А ведь древнюю сентенцию о том, что судить надо не по словам, а по делам, дети изначально воспринимают гораздо глубже своих родителей. Похоже, она вписана в геном человека. Вспоминается диалог с отцом двоих сыновей:
— Добрыми!
— А что вы для этого делаете?
— ??? Я говорю с ними о доброте… Объясняю, что нужно быть добрыми, что я тоже добрый и они должны быть добрыми… Все время говорю — это ведь так важно!
Комментарии тут, как говорится, излишни.
Мир маленького ребенка, по сути, полностью пронизан силовыми линиями отношений близких ему людей. Ему до поры до времени неоткуда взять другую базовую модель взаимоотношений с людьми и миром в целом, кроме как из своей семьи, из этого конкретного мирка. Он интуитивно считывает и воспринимает эту модель так же, как считывает язык, на котором говорят близкие (ведь никто не объясняет малышу, как говорить по-русски?). Да, собственно, атмосфера семьи и есть язык — язык ваших родительских отношений друг к другу и вообще к людям. Если, образно говоря, этот язык — мат, не удивляйтесь, с чего бы это ваше чадо стало виртуозно использовать в своей речи только три главных слова со всеми их производными. Если это модель противоречивых, болезненных, фальшивых отношений, лишенных понимания и доверия, — ребенок благополучно усвоит ее: другой пока нет. Если язык семьи — насилие, то и ребенок станет применять его. Мало кто из взрослых в семье замечает то, что даже самая легкая рябь в семейных отношениях сразу сказывается на психо-соматическом состоянии малыша: поведенчески он зачастую буквально «зеркалит» своих близких — их веселье, счастье, раскованность, интерес, напряжение, агрессию, страх, обиду…
Примером в жизни для малыша является весь сплав родительских реакций, поступков и их причинно-следственных связей, криков, жестов, слез, смеха и… слов, разговоров в том числе. Весь строй родительских повадок ребенок считывает на ура, ведь вся эта «семейная этология» — азбука его психологического выживания как зависимого члена сообщества. Ребенок в семье — главный психолог, чья интуиция, проницательность, восприимчивость, наблюдательность и интеллект могут долго оставаться незамеченными. Он легко распознает нечестность, страх, обман, лесть и прочие манипуляции как средства управления собой, так же как и иную палитру — доверие, искренность, любовь, сочувствие, радость. Он пока не знает, как это все называется — с тонкостями терминологии еще не знаком. Владение терминологией окрепнет в подростковом возрасте. И тогда родителям мало не покажется.
Родители, точно знающие (не станем разбираться, откуда), как «правильно» и как «надо», и с пеной у рта вербально обосновывающие свою несравненную правоту, но поступающие почему-то прямо противоположным образом внутри и вовне семьи, рано или поздно вызовут у детей когнитивный диссонанс. И прилагающийся к нему невроз. В конце концов, надо же определиться: делать, как папа (мама) говорит или делать как папа (мама) делает? А еще можно говорить одно, а делать другое, прямо как папа (мама). И думать при этом — третье. И тогда не удивляйтесь, если у вас в семье неожиданно вылупится юный Макиавелли. Видимо, вы создали у себя в пробирке оптимальную для него среду обитания.
Очевидно, что условным взрослым не помешало бы в первую очередь поработать над собой в процессе совершенствования ребенка. И этот процесс воспитания-самовоспитания должен быть обоюдным, с ярко выраженной обратной связью. Карма здесь быстрая, как говорится. Что посеешь, то и пожнешь… Если родитель не желает осознавать свою нечестность или грубость, с какой стати он требует этого от ребенка?
Спящего особенно трудно разбудить, если он притворяется, что спит.