До 14 мая в «Гараже» открыта экспозиция первой Триеннале российского современного искусства. Если коротко — это тот самый воплощенный в художественных артефактах «дух времени», который порой не поддается вербализации, но всегда ощущается в воздухе.
Побывав в более чем 40 городах и встретившись с почти двумя сотнями художников, кураторы триеннале представили своего рода смысловую картографию современного российского искусства.
Выделяя определенные тенденции развития отечественной арт-сцены, которые и дали названия семи разделам выставки, команда «Гаража» тем не менее отказалась от одной общей темы, позволив себе и зрителю остаться наблюдателями и исследователями происходящего. Благодаря свободной архитектуре экспозиционного пространства здесь можно перемещаться от раздела к разделу по произвольной траектории, складывая из разнородных фрагментов собственную картину. А ее, с одной стороны, составляют существующие автономно индивидуальные мифологии отдельных художников, а с другой — активистское искусство, которое взаимодействует с окружающим миром в попытке его преобразовать, а также искусство художников, разрабатывающих универсальные темы вроде коллективной памяти, человеческих эмоций и возможности или невозможности полноценной коммуникации в современном мире.
«Авторские мифологии» — пожалуй, один из самых интересных разделов. Любопытен он тем, что за каждой из представленных здесь работ стоит собственная придуманная художником знаковая система, герметичность которой вызывает желание найти ключ к этому «эзотерическому» знанию. Так, деревянные скульптуры тувинского художника Евгения Антуфьева можно принять за неких древних идолов, а витрины-реликварии — за найденные при археологических раскопках артефакты исчезнувшей цивилизации (которая на самом деле никогда и не существовала). Книги Александра Баюна-Гнутова из Саратова по виду напоминают пожелтевшие от времени средневековые манускрипты, но написаны они на одному ему известном языке, и зашифрованное в них послание так и остается тайной.
Евгений Антуфьев. Без названия. 2015
Если одних художников интересует «большая история», из элементов которой они создают авторскую мифологию, то другие пристально вглядываются в «малую историю» места. Например, в коллажах серии «Старая Утка» екатеринбургский фотограф Сергей Потеряев соединяет снимки российской глубинки с кадрами из семейного архива, из переплетения которых возникают пронзительные архетипичные образы русской деревни. Рядом работа дагестанской художницы Таус Махачевой — марионетки, тела которых представляют собой реплики предметов из местного музея: картины Виктора Васнецова «Гамаюн, птица вещая», солонки XIX века и традиционного дагестанского свадебного браслета. Впрочем, эти работы могли бы расположиться и в разделе «Общий язык», потому что в конце концов локальная и личная истории оказываются частью коллективной памяти и бессознательного.
Сергей Потеряев. Из серии «Старая Утка». 2013
Таус Махачева. Путь объекта. 2013
В секцию «Общий язык» включены 19 очень непохожих друг на друга художников, работающих в самых разных медиа: от живописи и скульптуры до кино, инсталляции и фотографии. Здесь есть, например, ироничная инсталляция краснодарской группировки ЗИП — школа истории искусств, среди дисциплин которой значатся такие нетривиальные гибриды, как «Античный юмор и реализм», «Футуризм и боевые искусства» или «Поп-концептуализм». Одна из самых популярных среди публики работ — «Робокадило» объединения «Куда бегут собаки». Этот напоминающий маятник прибор оснащен детекторами гамма-излучения, от уровня которого зависит интенсивность распыляемого кадилом ладана, призванного отпугивать злые силы.
Наши пальцы пахнут ладаном. Робокадило. Прототип.
Опубликовано Zaza Bebia 3 октября 2016 г.
Объединение «Куда бегут собаки». Робокадило. 2017
Раздел «Искусство действия» также объединяет довольно разнородные элементы: от активистских комиксов Алексея Йорша и графических репортажей Виктории Ломаско с митингов 2011–2012 годов до феминистских инсталляций творческого объединения «Наденька» и фотодокументации абсурдистских монстраций группы CAT (Contemporary Art Terrorism) — намеренно неполитических по форме, но при этом неизменно вызывающих раздражение властей акций.
«Мастер-фигуры» — носители «авторитетного языка», который влияет на художественные практики целого поколения, среди прочих представлены на выставке работами патриарха московского концептуализма Андрея Монастырского, одного из основоположников московского акционизма Анатолия Осмоловского, а также «работника культуры» широкого профиля Дмитрия Пригова. К ним примыкает и Павел Аксенов, один из самых ярких персонажей московской арт-сцены 1980–1990-х, след которого некоторое время назад пропал в Европе и вновь обнаружился в его родном Ижевске, где он активно развивает художественную жизнь.
Анатолий Осмоловский. Золотой автопортрет. 2013
Разумеется, экспозиция триеннале не могла обойтись без стрит-арта, который по своей природе несовместим с музейными залами. Работы из раздела «Морфология улиц» зрителям предстоит искать на территории парка Горького. Монументальная роспись граффитиста Кирилла Кто разместилась на здании администрации парка. На баннерах вокруг руин павильона «Шестигранник» зашифровано послание анонимного художника, работающего под псевдонимом Udmurt. А на крыше полуразобранного временного павильона «Гаража» возникла инсталляция Александра Шишкина-Хокусая — макет классического музея с фанерными репликами древнегреческих статуй. Ирония в том, что эта «новая античность» вырастает на остове бывшего здания музея современного искусства.
В «Гараже», как гласит его слоган, «встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю» — историей, едва открывшись, и стала первая триеннале, пытающаяся зафиксировать самую аморфную и непостоянную материю — время.
Александр Шишкин-Хокусай. Смотрящий. 2017