Все хорошее когда-нибудь кончается. Завершить Top Gear, пожалуй, стоило сразу после того, как из программы был уволен Джереми Кларксон. Однако, как это обычно бывает с очень прибыльными вещами, на этом история не закончилась.
На днях создатели Top Gear
анонсировали первый эпизод нового сезона перезапущенной программы. Что ожидать нам, зрителям?
Начинать рассказ лучше всего, конечно, с самого начала. На протяжении нескольких десятков лет Top Gear был довольно скучной и неинтересной 30-минутной автомобильной передачей, которая просуществовала 21 год без особых событий и, в конце концов, канал BBC решил ее закрыть. Некоторые из бывших ведущих перешли на конкурирующий канал, на тот момент — ITV, и создали похожую программу под названием Fifth Gear — «пятая скорость». Само собой, в то время у большинства автомобилей были 5-скоростные коробки передач — если вам вдруг стало интересно, чем пятая скорость так примечательна в эпоху 7-ми и 8-скоростных КПП. Так или иначе, BBC очевидно не обрадовались, что их автомобильным шоу завладел соперник, и решили вернуть Top Gear в более масштабном и развлекательном формате.
Как и следовало ожидать, они пригласили самого зажигательного ведущего старой версии Top Gear Джереми Кларксона. Вместе с бывшим школьным товарищем Энди Уилсоном, который стал исполнительным продюсером Top Gear, они практически без посторонней помощи создали самое популярное автомобильное шоу в мире. Лицензии на телепоказы раскупили более сотни стран, а благодаря неимоверному производственному бюджету Top Gear могли позволить себе самые безумные (но очень развлекательные) выдумки: превратить автомобиль в ракету или пересечь Ла-Манш на дрейфующем пикапе Toyota. За всем этим было весело и увлекательно наблюдать, а естественное взаимопонимание между ведущими Кларксоном, Джеймсом Мэем и Ричардом Хаммондом обеспечило идеальный рецепт часового развлекательного шоу на автомобильную тематику для воскресного вечера.
Я называю это развлечением, поскольку на первый план в программе вышли 3 парня среднего возраста и их диалоги, а не сами по себе автомобили. Да, автомобили использовались для программы, в основном очень быстрые и очень громкие, но настоящие испытания на дороге стали большой редкостью. Вместо обсуждения автомобилей Top Gear превратилось в юмористическую передачу с упоминанием автомобилей. И в этом они были великолепны, хотя формат и стал довольно предсказуемым после многолетнего использования.
Пока передача Top Gear превращалась в комедийное развлечение, случилось и кое-что еще. Интернет навсегда изменил не только журналистику, но и способ получения информации о новых автомобилях. Еще не так давно большинство из нас вынуждены были обходиться парой фотографий симпатичной тачки в бумажном автомобильном еженедельнике. Чтобы получить хоть какое-то представление о том, как машина звучит и как едет, вы должны были положиться на литературный талант автора. Перемотаем время в 2016-й, где мы все не отлипаем от автомобильного порно в YouTube. Видеоролики только что вышедших машин загружаются практически в тот же момент, как отключаются камеры GoPro. Телевизионные автопрограммы, с их съемками за несколько недель или даже месяцев до показа, обречены на вечное безнадежное отставание — им не тягаться с онлайн-изданиями. Изучив на YouTube, как трое разных журналистов «гоняют» одну и ту же машину боком в огромном облаке дыма на одной и той же трассе, я вряд ли захочу смотреть то же самое через два-три месяца.
Каков конечный результат этой технологической революции? Теперь практически все крупные автомобильные издания могут создавать цифровые видео высокого качества и выкладывать их для бесплатного онлайн-просмотра. Тем самым некоторые, в особенности английский журналист Крис Харрис, поднялись до статуса легенд Интернета. Одна машина, один водитель, один оператор — больше ничего не нужно, и вот он уже стал одним из самых популярных автомобильных обозревателей на планете. Конечно, у Криса есть специфическая привычка очень зрелищно убивать задние шины, и этот талант высоко ценит среднестатистический зритель на YouTube. Но важнее тут другое: когда видишь «обычного парня» вроде Криса, который говорит о машинах доступным и всем нам понятным языком, будучи, в общем-то, независимым обозревателем, то такому средству массовой информации начинаешь верить, чего многим крупномасштабным изданиям часто не хватало.
Автомобильный обозреватель Крис Харрис — настоящая звезда Интернета
Top Gear при этом оставался весьма увлекательным зрелищем, поскольку щедрый продакшн позволял нам увидеть блистательные кадры с крутыми тачками, а комедийная ценность Кларксона и компании, проваливающих очередное дурацкое испытание, все равно превосходила большинство прочих программ на ТВ. Да, шоу стало предсказуемым, это вызывало бесконечные жалобы на интернет-форумах после просмотра, но суть в том, что мы по-прежнему смотрели передачу. Чтобы понять, как все развалилось, надо отметить, что Кларксон уже давно был бельмом в глазу боссов BBC со своей вечной политкорректностью ниже плинтуса — он даже вступил в непонятную дипломатическую перепалку с несколькими странами. BBC финансируется государством и не может безнаказанно оскорблять то одну, то другую группу людей практически еженедельно. Что сделал Кларксон, получив последнее китайское предупреждение? Взял да врезал продюсеру Top Gear, узнав, что ему не положен ужин со стейком после долгого съемочного дня. Должен признаться, я тоже становлюсь ужасно раздражительным, когда голоден, однако в широких кругах до сих пор не приветствуется насилие на рабочем месте, когда одного из сотрудников приходится отправить в госпиталь. У BBC просто не было выбора, кроме как уволить Кларксона, хотя технически они просто не продлили ему истекший контракт.
Для большинства обычных телешоу это означало бы окончательное и бесповоротное «приехали». Но мы говорим об автомобильной программе, которая приносит прибыли, сопоставимые с ВВП небольшого государства: оказывается, вместо того, чтобы отменить программу, вы получаете два автомобильных шоу из одного. BBC нашла новых ведущих, а старые тем временем забрали с собой большую часть съемочной бригады, чтобы устроить свою собственную программу. Поскольку мы живем в эпоху юристов и контрактных оговорок, старая команда не смогла просто уйти на другой телеканал. Вместо этого трио бывшего Top Gear обратилось к интернет-гиганту Amazon, владельцу сервиса потокового видео Prime. Вы видели сериал «Карточный домик» с Кевином Спейси? Это тоже телепрограмма производства Amazon. Интернет продолжает атаковать старое доброе телевидение.
Несколько причин, почему я считаю, что ни одно из новых автошоу, скорее всего, не сможет воспроизвести бывшую славу Top Gear. BBC не справится потому, что очень уж малы шансы воссоздать в новой программе химию дружбы и взаимоотношений между ведущими, благодаря которым прежнее шоу было прикольно смотреть. Они растеряли большинство старой креативной команды, когда ушел бывший исполнительный продюсер Энди Уилман и забрал людей с собой. На роль главного ведущего BBC наняли Криса Эванса, но он, хоть и англичанин, но ужасно раздражает даже большинство своих соотечественников. Возможно, не так сильно, как Эдди Джордан, но в новую команду вошел и он, так что… это не станет утешением. Бывший владелец команды Jordan в «Формуле-1» был самым нелюбимым комментатором на трансляциях BBC с гонок F-1, но, может быть, у него был действующий контракт или еще что-то в этом роде. Сложно придумать другую причину, по которой они могли бы его взять.
Но хуже всего, на мой взгляд, другая ошибка BBC: они решили заменить четверых людей… командой из семи человек. Слишком много шеф-поваров для одного бульона — испортят ведь. Безжалостно вербуя всех и вся на своем пути, они в итоге взяли в ведущие бывшую звезду сериала «Друзья» Мэтта Леблана и «Королеву Нюрбургринга», гонщицу Сабину Шмитц. Разбавить автомобильное шоу, изначально построенное на типично английском юморе, ведущими из Америки и Германии — несколько странное, на мой взгляд, решение. К тому же автогонщики печально известны своими слабыми актерскими способностями, и наоборот: актеры, обычно, не очень хорошие гонщики. Я видел Сабину Шмитц в разных автомобильных передачах в разные годы и не считаю, что за ее актерскими гонками так уж интересно наблюдать. Если хотите посмотреть отличное видео с Сабиной Шмитц, рекомендую ролик, где она обгоняет целое поле автомобилей на Нюрбургринге за рулем своей гоночной Porsche 911. Вот это настоящая Сабина, любо-дорого глядеть. А на телеэкране, когда она переигрывает и визжит от всего подряд… я лучше посмотрю что-нибудь другое.
Кроме того, они наняли упомянутую интернет-легенду Криса Харриса, который, по идее, должен быть неплох, хотя по его материалам у меня зарождается подозрение, что, возможно, он начинает слишком серьезно относиться к себе. В любом случае, ему нечего терять, участвуя в Top Gear, — попытка не пытка. Если не сложится, Интернет примет Криса обратно с распростертыми объятьями. Завершает новую команду Top Gear практически неизвестный журналист Рори Рид, но так или иначе, на данном этапе сложно представить, что все эти люди сработаются в слаженную команду. О Рори известно очень мало, похоже, самая заметная его черта заключается в том, что, в отличие от остальных шести ведущих, он не белый. В данном случае, пожалуй, и хорошо, что его никто не знает — не будет лишних ожиданий. Помните, когда в старую-новую команда Top Gear (путаница начинается) взяли Джеймса Мэя и Ричарда Хаммонда, их ведь тогда тоже никто не знал.
Однако больше всего тревоги за новейшую реинкарнацию Top Gear внушает тот факт, что шоу, похоже, собирается сохранить большинство тех самых компонентов, от которых мы уже устали. Начать хотя бы с анонимного пилота в белом гоночном костюме по имени «Стиг». Не говоря уже о разделе «звезда в бюджетном автомобиле», который был скучным до смерти в 9 случаях из 10. Пару дней назад BBC выпустила предварительный анонс нового шоу, который подтвердил наши опасения, что они пытаются сделать в точности то же самое, что было раньше, но с другими людьми. Вряд ли будет преувеличением, если я предположу, что после десятилетий просмотренных «аварий» по заготовленному сценарию и различных юморных сюжетных линий все самые лучшие идеи уже давно использованы. Даже самые лучшие телешоу становятся предсказуемыми по прошествии достаточного времени, а Top Gear эту отметку преодолел уже давно.
Это необязательно означает, что у Кларксона, Хаммонда и Мэя все сложится намного лучше, как бы они не назвали свое новое шоу. Хотя за их приключениями иногда было уморительно наблюдать, им придется придумать что-то новенькое, чтобы получилось что-то стоящее — большинство зрителей не станут платить абонентскую плату за Amazon Prime, если им будут показывать все то же самое снова и снова. Да, им удалось сохранить большинство старого творческого коллектива, но новых идей не хватало еще задолго до увольнения Кларксона. Нам остается только надеяться, что переезд с телевидения в Интернет расшевелит их творческий потенциал.
Как бы все ни сложилось, можно уверенно заявить, что эпоха закончилась и начинается новая. Будет ли она благосклонна к Top Gear или бунтарям, ранее известным как Top Gear, — это нам предстоит увидеть. А мы, конечно, смотреть будем. Что нам еще делать?