Авто

Том Тьярда: семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера

1 июня в возрасте 82 лет скончался автомобильный дизайнер Том Тьярда. В его невероятном по величине и разнообразию портфолио остались и экстравагантные шоу-кары, и болид «Формулы-1», и первая Ford Fiesta, положившая начало одной из самых популярных моделей.

Вклад Тома Тьярды в историю автомобильного дизайна значительно выше, чем его весьма низкая известность за пределами круга автомобильных знатоков: по его проектам было построено 84 машины.

Том Тьярда, голландец по происхождению, родился 23 июля 1934 года в Америке, а жил и работал преимущественно в Италии. Автомобильным дизайнером Том стал вслед за своим отцом Джоном, чей главный и, по сути, единственный значимый проект — Lincoln-Zephyr — был реализован в 1935 году. Тьярда-младший оказался гораздо более продуктивен. Свою первую награду за модель автомобиля он получил от гильдии мастеров компании General Motors, еще учась в школе. А к моменту окончания университета Том был так отрекомендован своим руководителем итальянскому дизайнеру Луиджи Сегре, что одновременно с дипломом получил и место в известном туринском кузовном ателье Ghia. Через пару лет Тьярда перешел в дизайн-бюро с еще более громким именем — в Pininfarina, где создал такие знаковые машины, как Chevrolet Corvette Rondine, Ferrari 330 GT 2+2, Fiat 124 Spider и Ferrari 365 California. Но в конце 1960-х — первой половине 1970-х дизайнер вновь вернулся в Ghia, где смоделировал не менее десяти автомобилей, оказавших большое влияние на индустрию. В 1981 году Том Тьярда стал директором студии передовых разработок компании Fiat, а в 1984-м открыл собственную фирму Dimensione Design.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда.

Семь самых главных машин Тома Тьярды

1959 — Ghia Selene I

По невероятному стечению обстоятельств этот дерзкий концепт-кар, построенный в единственном экземпляре в Турине в 1959 году, с 1962 года находится в Москве. Приехав в «Сокольники» на Итальянскую промышленную выставку, Selene был подарен итальянской делегацией советским коллегам в знак «единства технических идей и дружбы». Предполагалось, что он будет выставлен в Политехническом музее, но не нашел места в экспозиции и долгое время считался утраченным, пока пару лет назад не был найден и передан в Музей ретроавтомобилей.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда. 1959 — Ghia Selene I

1960 — Ghia IXG Dragster

Разработанная Томом Тьярдой машина для установления рекордов скорости Ghia IXG Dragster не только выглядела весьма многообещающе, но и действительно была аэродинамически прогрессивна для своего времени.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда. 1960 — Ghia IXG Dragster

1963 — Chevrolet Corvette Rondine Pininfarina Coupé

В 1963-м вышло новое поколение продолжавшего наращивать свой успех Chevrolet Corvette, и в том же году Том Тьярда вместе с бюро Pininfarina на Парижском автосалоне под именем Rondine представил свой элегантный европеизированный вариант этого популярного американского автомобиля. В 2008 году эта машина, построенная в единственном экземпляре и остававшаяся собственностью Pininfarina, была продана частному владельцу за 1,6 миллионов долларов.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда. 1963 — Chevrolet Corvette Rondine Pininfarina Coupé

1964 — Mercedes-Benz 230 SL Pininfarina Coupé

Показанное на Женевском автосалоне купе Mercedes W113 230 SL понравилось далеко не всем. Зато созданный Томом Тьярдой на его базе вариант годом позже имел большой успех на Парижском автосалоне. Но, несмотря на несколько десятков заказов на производство купе с кузовом Pininfarina, эта машина осталась единственной и была продана немецкому газетному магнату Акселю Спрингеру.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда. 1964 — Mercedes-Benz 230 SL Pininfarina Coupé

1965 — Fiat 124 Spider

Одной из самых важных работ Тьярды в Pininfarina в 1960-х стал серийный Fiat 124 Spider. Концерн Fiat поставил перед дизайнером задачу сделать новый кабриолет настолько похожим на его Rondine, насколько это возможно. Характерные черты той машины можно увидеть во всех поколениях Fiat 124 Spider вплоть до современной модели.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда. 1965 — Fiat 124 Spider

1970 — De Tomaso Pantera

В 1968 году Том Тьярда сменил Джорджетто Джуджаро на позиции главного дизайнера студии Ghia, и именно он определял дизайн всех основных проектов этого итальянского бюро, самым заметным из которых стало купе De Tomaso Pantera. Амбиции Алессандро де Томазо, в то время владельца ателье Ghia, в отношении этого автомобиля были грандиозные. Он ни много ни мало должен был составить конкуренцию Lamborghini и Ferrari — и ему это в определенном смысле почти удалось. Имея в команде уже опытного Тома Тьярду в качестве дизайнера, наняв таких талантливых инженеров, как Даллара и Уголини, и заключив контракт на поставку относительно недорогих моторов с компанией Ford, де Томазо произвел настоящий фурор на Нью-Йоркском автосалоне 1970 года. В эффектной новинке поражала не только ее внешность в стиле итальянских суперкаров, но и цена в два раза более низкая, чем у конкурентов.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда. 1970 — De Tomaso Pantera

1972 — Ford Fiesta

Первое поколение Ford Fiesta, дизайн которого создал Том Тьярда, выпускалось с 1976 по 1983 год. Ему на смену пришло еще шесть поколений, а общие продажи модели превысили 15 миллионов экземпляров, сделав «Фиесту» одной из самых успешных машин за всю историю одной из самых богатых на бестселлеры компании.

Семь главных машин легендарного автомобильного дизайнера Тома Тьярда. 1972 — Ford Fiesta

 

 

 

07 июня 2017
Posta-Magazine для раздела Авто