Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Токийский автосалон, который проводится раз в два года, открыл свои двери для публики на прошлой неделе, чтобы
мы взглянули на, порой, не совсем обычный мир автопроизводства Страны восходящего солнца — и за ее пределами.
Неудивительно, что на этих автосмотринах преобладают презентации новых концептов и серийных автомобилей от азиатских производителей. В конце концов, они у себя дома: точно так же Франкфуртский автосалон берет на себя роль демонстрационной платформы для немецкой автоиндустрии.
В Токио на автосалоне у нас всегда прекрасные шансы увидеть автомобильную культуру, существенно отличающуюся от привычной — с обилием поразительных концепт-каров и моделей, которые мы никогда не видели на своей половине планеты. Это как японский сад, только без цветов: в равной степени чуднОе и прекрасное зрелище.
Lexus
Концепт-кар LS+ на стенде Lexus демонстрирует новейшие дизайнерские идеи компании и стремится частично перехватить инициативу в сфере хай-тек у европейских производителей в том, что касается вспомогательных систем для водителя и автономного вождения. Совокупность новых технологий получила название Highway Teammate («напарник на магистрали»). Его вряд ли можно назвать самым запоминающимся, но, пожалуй, он намного точнее описывает возможности системы, чем «автопилот», придуманный компанией Tesla. LS+ работает «полуавтономно», то есть он способен многое делать самостоятельно, но водитель все-таки остается последней инстанцией.
К многочисленным умениям системы относятся, например, автоматический контроль движения по полосе, обгон и вхождение в поток. Компьютер также умеет определять, когда вы въезжаете на магистраль или покидаете ее, и использует средства коммуникации между автомобилями для прогнозирования пробок и предотвращения опасных ситуаций, прежде чем появится шанс их возникновения. Если этот концепт-кар хотя бы наполовину так же умен, каким кажется на первый взгляд, — с его лазерными фарами и решеткой радиатора с активным охлаждением, — то будущее Lexus ждет замечательное.
|
Mazda
На стенде Mazda множество концептов, но один из них выглядит ближайшим кандидатом на серийное производство, и имя ему Kai. Скорее всего, ему уготована судьба стать новым поколением Mazda 3, и смотрится он победно еще задолго до выпуска. Однако Kai — это не только превосходный дизайн, но и новый двигатель Skyactiv-X от Mazda, который обещает сделать огромный скачок в эффективности для своих двух литров и четырех цилиндров. Новая технология под названием «компрессионное воспламенение, контролируемое искрой» позволяет сделать то, что не удавалось еще никому: использовать ход сжатия в двигателе и выделяемое при этом тепло для самовозгорания топливно-воздушной смеси, наподобие того, как работает дизельный двигатель. Самовозгорание топлива высвобождает больше энергии, но высокие температуры, связанные с этим методом, до сих пор делали невозможным использование такого принципа в бензиновых двигателях. Умная технология Mazda дает двигателю возможность переключаться между этим высокоэффективным режимом и обычным сгоранием в зависимости от предъявляемых к двигателю требований в каждый конкретный момент времени.
Еще один концепт Mazda, более футуристичный, называется Vision Coupe и демонстрирует искушенность бренда в дизайне и вектор образного мышления, которое станет основой для будущих новых моделей. Я вообще большой поклонник дизайнерских решений Mazda, которые умудряются сочетать спортивность и элегантность. Vision Coupe в первую очередь воспевает именно эту сторону, поскольку технических данных автомобиля в Национальном музее Токио представлено не было. Заслуга создания всего дизайна целиком приписывается лично главе дизайнерского департамента Икуо Маэде, что несколько необычно. Так держать, Икуо-сан!
|
Infiniti
Infiniti Q50 в 2018 модельном году претерпит небольшой рестайлинг, а также, что более важно, станет первой моделью с новой системой автономного вождения ProPilot. Как и у конкурентов, автономность на самом деле сводится к очень продвинутой системе помощи водителю, которая может взять на себя самые скучные моменты управления, если вам этого захочется, а заодно серьезно повысить общую безопасность. Это будущее, против которого я абсолютно ничего не имею, пока у нас не отбирают такие великолепные и мощные двигатели, как трехлитровый V6 с турбонаддувом, установленный на Infiniti Q50 3.0t.
|
Toyota
Компания Toyota была в авангарде гибридных технологий, запустив Prius много лет назад, так что их компетентность в разработке такого рода систем, работающих при этом очень надежно, остается вне всяких сомнений. Концепт-спорткар GR HV дает хорошее представление о том, каким мог бы быть гибридный электрический автомобиль Toyota в стиле GT86, хотя по длине и ширине он несколько превосходит нынешнюю двухместную спортивную модель Toyota. В новой машине реализованы некоторые технологии, позаимствованные у гибридного гоночного автомобиля TS050 Hybrid LMP1, печальную известность которому принесло тотальное невезение, преследовавшее его на гонке «24 часа Ле-Мана». Даже если GR HV не выйдет в серийное производство, он воплощает в себе шаг компании Toyota в сторону использования гибридных технологий для более спортивных целей, чему мы можем только порадоваться.
На чуть более экстравагантном конце линейки — по крайней мере, таковым он кажется с нашей колокольни — мы имеем автомобиль Toyota Century. Это (почти) идеальное название, поскольку каждое поколение Century кажется вечным. Первое выпускалось в течение тридцати лет, второе — почти двадцать. И вот теперь — новая модель. На наших рынках ее не будет в продаже, и причины тому становятся, в принципе, понятны после одного только взгляда на нее. На самом деле я вообще с большим трудом оторвал от нее глаза.
Если когда-нибудь я стану богатым и знаменитым, то обязательно найду способ импортировать в Россию одну из этих «автоконфеток» и буду ездить на ней повсюду, даже за хлебом — вот прохожие повеселятся!
|
Nissan
Невозможно произнести в одном предложении слова «Nissan» и «динамичность», не вспомнив при этом модель GT-R или ее бесконечно более крутого старшего брата Skyline GT-R. Но в данном случае, боюсь, на повестке дня новость о Leaf — очень популярной модели на рынке электрических автомобилей, которую теперь спортивное отделение Nismo со всех сторон обсыпало волшебной пылью для быстрого хода. Сложно сказать, какой в итоге будет новая машина, поскольку Nissan обнародовал не слишком много цифр, но, опять же, сам факт того, что электрические автомобили рассматриваются под углом высоких динамических характеристик, воодушевляет.
Если шустрый Leaf вам кажется слишком скучным, как насчет ниссановского концепта IMx? Этот полностью электрический автомобиль выглядит как футуристическое переосмысление кроссовера и напичкан интригующими фишками, но одна из них особенно выделяется. Система предупреждения пешеходов под названием Canto (что по-итальянски означает «пою») издает звуки, чтобы, переходя дорогу, вы могли-таки услышать эту практически бесшумную электрическую машину. По-моему, было бы здорово, если бы можно было самому выбирать, какие именно звуки издает автомобиль —
как насчет щепотки death metal, чтобы подогнать пешеходов, вечно плетущихся по зебре?!
|
Subaru
Среди японских автомобильных брендов Subaru, пожалуй, самый бутиковый — компания не стремится к огромным цифрам продаж и не чувствует нужды очень часто обновлять свой товар. Их новый концепт Viziv Performance — своеобразное упражнение в искусстве стайлинга, дающее представление о том, что нас ждет в будущем. Даже если это будущее необязательно наступит уже завтра. Чуть крупнее Impreza, чуть меньше Legacy, а под капотом — по-прежнему самый «субаристый» из всех двигателей: рядная оппозитная четверка. Любой уважающий себя концепт в наши дни непременно должен быть напичкан умной технологией содействия водителю, так что здесь мы имеем систему EyeSight, цели которой в общем и целом совпадают с тем, что обсуждалось выше.
Вероятно, компенсируя недостаток собственно новых автомобилей для частых демонстраций, Subaru стала мастером презентации «специальных» версий (с едва заметными отличиями) своей самой популярной, проникнутой гоночным духом модели Impreza WRX STi. Так появилась чрезвычайно ограниченная серия под названием S208 — ничего нам не говорящим, но зато хотя бы не самым длинным. Рядная четверка с турбонаддувом на 325 лошадиных сил, более шустрая рулевая рейка, углепластиковая крыша и прочие вкусняшки. Единственная досада — вся эта радость только для японского рынка.
|
Honda
При слове «Honda» я сразу думаю о маленьких безнаддувных двигателях, раскручивающихся примерно до базиллиона оборотов в минуту. Потому что включился VTEC, о да. Пока мы все ждем и гадаем, увидит ли когда-нибудь свет новая версия блистательного S2000, компания Honda представляет нам свой концепт Sports EV. Думаю, основную идею вы уже поняли: он ровно таков, каким вы его себе представляете. И выглядит потрясающе!
|
Iso Rivolta
Стоп, что-что? На японский автомобиль как-то непохоже — вероятно, потому, что он таковым и не является. Какие-то итальянцы взяли и затмили всех конкурентов своей нелепой тачкой, которой будут управлять миллионы людей — правда, только виртуально, в игре Gran Turismo Sport для Sony PlayStation. Отсюда и название — Vision Gran Turismo. Машина, созданная итальянской дизайнерской компанией Zagato на базе Chevrolet Corvette, работает на турбодвигателе V8 мощностью в 1000 лошадиных сил и имеет десятискоростную коробку передач. Вроде бы.
Может быть, создатели просто сочиняют все это на ходу? Мы же все равно не сядем за руль и не проверим. Хотя ведь ходят слухи, что это авто точно произведут и даже планируют продать парочку экземпляров. Если так, то я бы точно пожал руку их покупателю!