В ней Катрин Денев и Жюльетт Бинош выясняют отношения друг с другом и с миром кино.
Японский режиссер Хирокадзу Корээда, который во Франции получил главную награду, как минимум, европейского киномира — «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля — отправился поработать именно в эту страну. Вроде бы логичный и красивый, но далеко не самый очевидный ход. «Правда» открывала в прошлом году Венецианский кинофестиваль. Хотя призов смотра картина не собрала, результат получился удачным: Корээде удалось, с одной стороны, сделать кино, в котором есть узнаваемые мотивы его фильмов, а с другой — исследовать новые для себя территории не только в прямом, но и в переносном смысле. Удивительное дело: это совершенно французская по духу, ироничная и легкая лента, и в то же время это абсолютно фирменный фильм японца Корээды.
Главные роли в «Правде» Корээда отдал дивам Катрин Денев и Жюльетт Бинош. Денев изображает знаменитую актрису Фабьен, которая, разумеется, не отличается ангельским характером. Ее дочь Люмир в исполнении Бинош — сценаристка, приезжающая во Францию с мужем (Итан Хоук) и дочерью из США, куда перебралась. Повод — выход автобиографии матери под названием «Правда». Когда Люмир наконец получает экземпляр книги, которую намеревалась прочитать еще в рукописи, выясняется, что правды в ней почти нет. По крайней мере, в тех главах, которые касаются Люмир. Ну не уделяла ей мать столько времени и внимания — не приходила на школьные спектакли, в частности. Но это еще что: своего верного ассистента, служившего ей на протяжении сорока лет, Фабьен и вовсе в книге не упоминает, и уж, конечно, не помнит, сколько у него внуков. Определенно, это повод для него уволиться. А еще Фабьен, мягко говоря, не отличается тактичностью: ладно еще костерит своих коллег, но уж говорить гадости в глаза своему зятю — это слишком. Тот, впрочем, все равно подпадает под ее очарование, как и многие другие мужчины. Люмир вынужденно становится помощницей Фабьен на съемочной площадке нового фантастического фильма: в нем последняя играет женщину, чья мать регулярно улетает в космос и оттого почему- то, в отличие от нее, не стареет. Вечно молодую девушку изображает восходящая звезда Манон (дебютантка в большом кино Манон Клавель), которую сравнивают с погибшей много лет назад подругой и конкуренткой Фабьен Сарой. Ее очень любила Люмир.
Каннский высший трофей Корээде в 2018-м вручили за фильм «Магазинные воришки». Рассказывает он об альтернативном типе семьи, члены которой не являются кровными родственниками, но заботятся друг о друге так, как иные кровные не способны. В свою стаю они забирают тех, кого не очень-то любила родня. Семейная тема в таком разрезе всегда интересовала Корээду: одна из главных проблем, которая его волнует, это безответственные, инфантильные родители. Так, в его фильме 2004 года «Никто не узнает» мать оставляла своих троих детей на попечение четвертого — двенадцатилетнего мальчика — и растворялась в пространстве. В более позднем обаятельнейшем «Дневнике Умимати» (обе картины также были в Каннском конкурсе) три сестры тоже уже в довольно юном возрасте были предоставлены самим себе.
В «Правде», на первый взгляд, Корээда придерживается того же курса, но в итоге оказывается, что режиссер смотрит на проблему под новым углом. Точнее, добавляет еще одну, не всегда в полной мере представленную у него точку зрения — того самого далеко не лучшего родителя. Поначалу это не помогает: оправдать чем-то поведение героини Денев все равно сложно. Но постепенно выясняется, что все не так однозначно, у каждого — своя правда и свои грехи — герои многогранны. Оказывается, не всегда стоит верить словам и уж точно не следует доверять собственным воспоминаниям — собственно, относительности понятия «правда», так называемой постправде, картина Корээды в первую очередь и посвящена.
Но все это было бы не так интересно, если бы главными героями картины Корээды не были обитатели мира кино: даже муж героини Бинош — актер, хоть и, вероятно, не выдающийся. Мир реальный отражается в кино, где мать и дочь точно так же стремятся, но не могут достичь близости и понимания и точно так же фактически меняются ролями. Во вселенной людей, связанных с искусством, границы между вымыслом и действительностью максимально размыты, да и неважно уже, что есть что. В конце концов, может быть очень удобно написать сценарий разговора бабушки с внучкой или матери с ее помощником. А можно придумать собственную характеристику, в которую сама почти поверишь — так легче и интереснее жить. Главное — совсем уж не заиграться и хотя бы иногда выходить из придуманной роли.