Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби.
Всегда сразу понятно, что Tesla и, в частности, президент компании Илон Маск, выступили с тем или иным заявлением, когда на любом сайте, не связанном с автомобилями, внезапно видишь новости на тему электрокаров. На этот раз я, так и быть, побегу следом за толпой — но сперва проанализируем, что же это на самом деле означает.
За электромоторами будущее, это мы уже знаем. Еще не улеглись споры на тему «как и когда», но почти все автопроизводители планируют хотя бы частично электрифицировать свой ассортимент к концу текущей декады. Преимущества электрических двигателей очевидны: они мощные, тихие и не загрязняют окружающую среду напрямую. Единственная проблема — как организовать для них бесперебойное электропитание во время поездки: воткнув кабель в розетку, далеко не укатишь. Здесь-то и появляются батареи — обратная сторона медали.
Аккумуляторные батареи — это неизбежное зло, с которым до сих пор вынуждены иметь дело все электромобили. Не считая, конечно, экспериментальных водородных ячеек, но это отдельная история со своими проблемами. Аккумуляторы, даже самые продвинутые, по-прежнему сильно увеличивают вес автомобиля. Кроме того, процесс их производства связан с сильным загрязнением. Вплоть до того, что на сегодняшнем рынке некоторые автомобили на углеводородном топливе за прогнозируемый срок службы приносят меньше вреда экологии, чем полностью электрический автомобиль. Просто загрязнение перемещается в другую часть индустриального цикла — странно, что этот факт совсем не попадает в маркетинговые материалы электромобилей. Зато батареи способны выдавать колоссальный ток очень быстро, что сказывается на производительности, отсюда и многочисленные видеоролики, где автомобили Tesla S в пух и прах разносят суперкары в гонках на максимальное ускорение. Конечно, такой ток они могут выдавать лишь ограниченное время из-за быстрого нагрева, поэтому-то мы до сих пор не видели от Tesla рекордов на Нюрбургринге. Но в плане коротких импульсов лютого ускорения электромоторы однозначно обходят двигатели внутреннего сгорания. Против фактов не попрешь.
Итак, вернемся к компании Tesla, которая анонсировала электрический грузовик и новый спорткар Roadster. Сама идея электрического грузовика представляется весьма резонной. Нынешние грузовики — это гигантские дизельные двигатели с низким передаточным коэффициентом для создания внушительного крутящего момента, чтобы эту тяжелую махину хотя бы просто сдвинуть с места, если дорога идет в гору. Электромоторы с легкостью дают больший крутящий момент, чем дизельный двигатель, причем начиная с нуля оборотов в минуту, то бишь идеально подходят для этой задачи. Поскольку грузовик, особенно с забитым кузовом, изначально очень много весит по своей сути, прибавка в виде батарей не так значительна в процентах от общей массы. Наконец, поскольку дальнобойщикам по закону предписываются регулярные перерывы на отдых, они как раз могут заряжать батареи без потери общего времени в пути. В общем, смысл электрических грузовиков понятен, ставим галочку. Tesla заявляет, что полного заряда хватит на 500 миль (это 800 километров), а разгоняться машина будет весьма шустро, достигая 100 км/ч за 20 секунд даже с полной нагрузкой.
Но стоит ли ожидать, что транспортные компании в ближайшем будущем повально налетят на грузовики Tesla? Можете назвать меня скептиком. Эта отрасль выживает в очень тесных рамках между прибыльностью и убытками. В условиях беспощадной конкуренции каждый готов купить что угодно, если это даст ему преимущество в борьбе за клиента. Однако математические подсчеты показывают, что батареи для одного грузовика сами по себе на сегодняшний день будут стоить значительно больше, чем дизельный грузовик целиком. Скоростью и экологичностью бухгалтеров и финансистов особо не впечатлишь. К тому же Tesla, мягко говоря, пока не заработала репутацию надежного игрока в этом сегменте. Некоторые до сих настаивают, что к машинам Tesla и их проблемам с производством и качеством следует относиться снисходительнее, поскольку компания так молода. Но перевозчики, которые целиком и полностью зависят от этой техники в своей повседневной деятельности, едва ли бросятся брать на себя лишние расходы и риск того, что продукт не оправдает раздутых шумихой ожиданий. Если/когда технология аккумуляторных батарей шагнет вперед настолько, что их применение в грузовиках станет коммерчески оправданно, крупные авторитетные игроки на рынке, вне всякого сомнения, начнут активно их использовать, а лояльная клиентура подтянется. Профессиональный рынок в таких вопросах функционирует чуть иначе, чем потребительский. Компанию Tesla можно считать первопроходцем, который прокладывает дорогу и дает нам одним глазком взглянуть в будущее, но не более того.
Для нас с вами, пожалуй, важнее вторая часть: они также представили новый Tesla Roadster и с гордостью заявили, что он станет самым быстрым серийным автомобилем и будет разгоняться с нуля до 60 миль в час (96 км/ч) за 1,9 секунды. Точные цифры ускорения при этом едва ли имеют значение, мне даже как-то неловко цитировать маркетинговые заявления об автомобиле, который еще даже не существует, его производство запланировано на 2020 год. Заявленную Илоном расчетную дату было бы легче принимать всерьез, не провали Tesla только что с треском начало производства Model 3 базовой комплектации в нормальных объемах. Если мы до сегодняшнего момента и видели какое-то постоянство в исполнении Tesla, так это задержки и относительно слабый контроль качества в процессе производства. Так что, когда Tesla показывает мне прототип чего-то, что якобы будет самой быстрой машиной через 3 года плюс сколько там еще может уйти на реальное производство, я склонен считать это рекламной наживкой. Ну, или приманкой для Уолл-стрит, если желаете. Поднять ажиотаж — это всегда полезно для компании с эпическими убытками, если при этом приходится переживать за биржевой курс акций. Как знать, возможно, если следующее собрание крупных акционеров пройдет не слишком успешно, они анонсируют еще один автомобиль, который требует подзарядки раз в год, разгоняется до 1000 километров в час и должен быть готов к 2021 году. Само собой.
Однако миру нужны такие люди, как Илон Маск, это точно. Люди с амбициозными замыслами и напором, стремящиеся двигать вещи вперед быстрее, чем они могут двигаться на самом деле. Непреодолимое желание бежать раньше, чем научишься ходить, стоит за некоторыми величайшими изобретениями в мировой истории. Но все это не отменяет того факта, что ни грузовик Tesla, ни новый Tesla Roadster пока не существуют и не появятся в ближайшем будущем. Да что там, на данный момент их даже невозможно построить в виде прототипов с заданными спецификациями, поскольку заявленная производительность основана на материалах, появление которых прогнозируется лишь через несколько лет.
На этом, собственно, и держится вся стратегия Tesla: продавать будущее. Сюда же относятся предзаказы на покупку автомобилей — на данный момент они собрали очередь из полмиллиона клиентов на Model 3, в то время как произвести пока удалось лишь пару сотен экземпляров. Каждый покупатель выложил тысячу долларов, чтобы попасть в список ожидания в надежде когда-то получить одну из этих машин, но никто точно не знает, сколько времени это займет. В анонсе электрического грузовика Tesla стоимость не указана, но на новый Roadster ценник таки нацепили. А именно, 200 тысяч долларов. А, и еще 50 тысяч сверх этого, чтобы встать в очередь прямо сейчас и стать одним из первой тысячи счастливых обладателей. Следует надеяться. Когда-нибудь в будущем.
Вынужденная необходимость постоянно быть в авангарде высоких технологий привела еще и к тому, что стандарты, которых они придерживаются, прежде чем продукт считается готовым к производству и выдаче заказчикам, значительно менее строги и более оптимистичны, чем у зарекомендовавших себя автопроизводителей. Особенно у тех, кто хочет быть уверен, например, что их беспилотный автомобиль не въедет по собственной инициативе в неподвижное препятствие вместе с пассажирами. Это вовсе не значит, что те же автопромовцы с давними традициями и историей не склонны самодовольно почивать на лаврах. Напротив, компания Tesla безусловно застигла их врасплох на нескольких фронтах. Но финансовые и инженерные ресурсы пока на стороне автомобильных гигантов, как и, собственно, время. В данный момент инфраструктура для электрических автомобилей во многих странах до сих пор в неудовлетворительном состоянии или же просто отсутствует. Пока ситуация наладится и потенциальные покупатели электромобилей перестанут бояться дальних поездок, крупные производители наверняка уже научатся использовать батареи и электромоторы не хуже первопроходцев. Перед компанией Tesla будет стоять задача к этому моменту наладить массовое производство своих автомобилей — быстро и с более высокими стандартами качества, иначе у них могут начаться серьезные неприятности. Как бы там ни было, место в будущих учебниках истории мистер Маск и компания Tesla себе уже обеспечили.