Все, что связано с техникой, — для Яна Кооманса и профессия, и хобби: от создания систем охлаждения для самых быстрых компьютеров в мире до изучения самых опасных поворотов на знаменитой гоночной трассе Нюрбургринг.
Снег и лед можно считать либо самой раздражающей,
либо самой приятной формой воды. Когда тебя приглашают прокатиться на новой Audi Q7 по замерзшему Ладожскому озеру в Карелии, то тут, скорее, последнее.
Всего четыре часа на поезде плюс еще четыре часа на машине — и из Москвы вы попадаете в потрясающе красивую Карелию. По приезде мы заселились в отель «Дача Винтера». Идеально расположенный на самом берегу Ладожского озера, от него буквально рукой подать от того самого льда, на котором мы планировали кататься на машинах несколько дней подряд. Лично для меня — лучше уикенда не придумаешь. Даже погода решила нам подыграть, и два наших полных дня на льду прошли под голубым небом и при умеренных (для Карелии) температурах.
Встретил нас не кто иной, как Евгений Васин, российский гонщик ралли. Васин, может, и не столь известен, как его финские коллеги — любители вилять между деревьями, но он точно человек-легенда в раллийных кругах. Вместе с другими инструкторами школы вождения Vasin driving school он собирался научить нас… не слишком ужасно ездить по льду. Задача не из простых. Нашим верным спутником на эти два дня стала Audi Q7 TDI Quattro, 3-литровая версия на 245 л.с. Машина не для ралли, но для учебных целей подходит идеально. На ней не так легко ехать боком, поскольку дрифт очевидно не был в списке главных приоритетов Audi при ее проектировании, но, если успешно освоить техники, которые Васин и компания пытались нам преподать, выясняется, что Q7 на самом-то деле может танцевать. Даже на льду!
Евгений Васин, профессиональный гонщик ралли и терпеливый учитель
«У нас тут все серьезно», — дали нам понять организаторы, назначив инструктаж в первый день раньше 9 часов утра. Великолепно. К счастью, от кровати до завтрака и до зала было действительно очень близко. После обычной подписи заявлений «об отказе от ответственности» и небольшой симпатичной презентации об истории подразделения Audi Sport Евгений дал нам несколько базовых советов по вождению — и выпустил на лед. Первый шаг на замерзшее озеро всегда вызывает легкое замешательство, когда не можешь оценить визуально, достаточно ли лед крепок? Несколько успокаивает вид припаркованных на этом же льду Q7. До этого момента я лишь один раз в жизни катался по замерзшему озеру, всего около получаса, так что упражнения а-ля «первые шаги младенца» пришлись очень кстати. Нужно было познакомиться с машиной и почувствовать доступный уровень сцепления с поверхностью, которого было не сказать чтобы много.
На всех машинах стояли шипованные шины Pirelli Ice Zero, но лед есть лед — это очень скользкая штука. То есть это огромный тормозной путь, а поскольку Q7 машина увесистая, то, когда вся эта масса скользит в заданном направлении, чтобы убедить ее вернуться в другую сторону, требуется немалое усилие и мощность мотора. К счастью, знаменитый полный привод Quattro более чем пригоден для этой задачи, а благодаря высокой посадке в Q7 довольно удобно смотреть вперед и видеть, куда тебя несет.
Кажется, лед достаточно прочный
Пока мы за рулем производили впечатление в той или иной степени дилетантское, по рации приходила подробная обратная связь от бдительных инструкторов, объяснявших, что именно мы делаем не так. По всей видимости, чем громче крики, тем хуже ты справляешься. По крайней мере, я это примерно так расценивал, поскольку мой постыдно ограниченный уровень русского языка как всегда был проблемой, пока я параллельно пытался применять на деле постоянный поток профессиональных подсказок, поступающих по радиосвязи. Я решил, что пока в комментариях не упоминается моя машина номер три, вероятно, у меня все еще не так плохо. По правде говоря, мне ни за что не достичь такого уровня терпения, как у Евгения Васина. Будучи профессиональным гонщиком, он, наверное, временами чувствовал себя как преподаватель, объясняющий квантовую физику горстке дошкольников. Но повеселились мы на славу, и в те немногие моменты передышки между заездами было приятно отвлечься и полюбоваться прекрасным пейзажем.
Самое трудное в езде по льду на Audi Q7 — для меня, по крайней мере, — развернуть машину боком. Особенно при низких скоростях на гладком, блестящем льду: первая реакция автомобиля — это всегда недостаточная поворачиваемость. После этого сложно восстановить достаточное сцепление на передней оси. Чтобы вызвать занос, можно сильно спровоцировать автомобиль педалью газа с использованием эффекта маятника, но очень непросто оказалось делать это точно в нужный момент. После вхождения в занос Q7 было уже легко развернуть в обратную сторону и далее просто танцевать от поворота к повороту. Удивляться этим сложностям, конечно, не приходится — все же это семейный джип, а не автомобиль для ралли. Однако при повышении сцепления, например, в местах, где на ледяной поверхности оставалось немного намерзшего снега, передний мост авторитетно брал верх над задним и вести становилось куда легче.
Для одного из упражнений нам дали задание проехать по круглой заснеженной трассе и изучить баланс между недостаточной и избыточной поворачиваемостью, используя вместо руля педаль газа, чтобы не сойти с курса. Круг за кругом мы ездили снова и снова, не совсем понимая суть упражнения, пока я от скуки не попытался войти в непрерывный занос вместо этих бесконечных кругов. Судя по ободряющим замечаниям по рации, это и была цель задания, и мы быстро нашли общий язык с Q7, освоив практически сплошной круговой дрифт. К концу первого дня мой автомобиль стал настоящим товарищем, а не упертым зверем, которого надо обуздать. На последнем задании дня нам наконец-то подняли скорость, так что мне стало легче направить машину туда, куда хочу я, что дало мне несколько очень отрадных длинных дрифтов с захватывающей сменой направления посредине. До профи еще очень далеко, но хотя бы появилось ощущение, что все не безнадежно.
Один из моих коллег рискует жизнью и здоровьем, снимая мой дрифт на камеру
Второй день опять начался ни свет ни заря: после короткой разминки нам дали трассы посложнее — много поворотов друг за другом. Во-первых, необходимо рассчитывать траекторию на один-два поворота вперед, а во-вторых, весьма точно выравнивать машину. Запоров один поворот, остальные, считай, ты тоже провалил. Очень сложно поддерживать движение, перебрасывая машину с бока на бок туда-сюда. Нельзя поворачивать на подъезде к повороту: твой автомобиль должен быть заранее развернут боком и направлен в крайнюю точку, когда ты на месте. Слишком рано или слишком поздно — провал. Очень уж широкий простор для ошибок. Иногда, в особенно удачные моменты, мне удавалось более-менее прилично пройти 6 или 7 поворотов. Но после неизбежной ошибки далеко не сразу получалось вернуться на дорожку и снова войти в ритм. Тем и отличаются профессиональные гонщики ралли от нас с вами: они просто до невозможности круто просчитывают все наперед, при этом у них еще остается свободная вычислительная мощность, которой хватает одновременно вести машину боком, играть партию в шахматы и говорить по телефону. Обычный автолюбитель вроде вашего покорного слуги может показать сносное время круга на сухом треке или проехать разок-другой в заносе на камеру, а профи вроде Евгения Васина — это просто существа с другой планеты в плане осознанного вождения. Они намного ближе к роботам, чем к нам, простым смертным со всеми нашими погрешностями.
Это ощущение еще больше усилилось после короткого мастер-класса в пассажирском кресле рядом с ним самим в довольно скромной на вид Audi A4 TFSI Quattro. Невзрачная машинка однако была обута в совсем другие шипованные шины. Шипов больше и они были крупнее, в итоге сцепление было прямо сверхъестественное. Что-то не сходится в картинке, когда машина на разных видах замерзшей воды так цепляется за поверхность. Практически полностью стандартная A4 по ощущениям была настолько юркой, что можно было подумать, будто сидишь в настоящей раллийной тачке. По спидометру она выдавала от 100 до 110 км/ч на прямых участках, а в повороты проскальзывала примерно на 90. По субъективным ощущениям скорости это было похоже на 200 км/ч в любом другом месте — только еще более захватывающе. Хотя для Евгения Васина это, наверняка, было столь же заурядно, как для меня съездить в супермаркет. Даже возраст не может заставить этих гонщиков сбавить обороты, а всем нам остается глядеть на них в недоумении — любые попытки подражать им лишь приведут к авариям.
Финальным экзаменом перед выпуском из школы вождения Васина стал заезд на время по трассе, которую никто из нас до этого не видел и не проезжал. Это был по большей части медленный трек, на технику, со штрафным временем за касание оранжевых пластиковых конусов. Поскольку ознакомительный круг полагался всего один, все повороты запомнить было невозможно. Каким-то образом мы должны были смотреть и думать наперед и не допускать оплошностей. Вполне предсказуемо, что те из нас, кто со всей серьезностью подошел к заданию и попытался показать максимально быстрое время круга — в результате перестарались и с треском провалились. Я, например, так сконцентрировался на самой быстрой траектории прохождения первого поворота, что по зеленому стартовому сигналу попытался тронуться на нейтральной передаче. Мой хитрый план направить переднюю шину на внутреннем радиусе поворота на снег, чтобы быстрее протащить машину в поворот, рассыпался в пух и прах. Отвлекшись на переключение передачи, я таки стартовал и забыл, что до первого поворота всего несколько метров, и пролетел на излишней скорости точку поворота. Сколько мучительных секунд я ждал, пока передние шины восстановят сцепление на внешнем радиусе, — казалось, что я потерял буквально несколько часов! Остаток круга я прошел хорошо, но изначальную ошибку этим было не перекрыть. Понимая в итоге, что осторожной езды все равно было бы более чем достаточно, чувствуешь себя идиотом. Уроки смирения — самые действенные, хотя и не самые приятные.
Помимо фиаско со временем круга, я уверен, что очень многому научился за эти два дня вождения на карельском льду. Постепенно прибавляя в технике и уверенности, к последнему часу езды я даже с улыбкой и почти непринужденно скользил из поворота в поворот в сторону яркого заката на своем верном Audi Q7 под номером три. Думаю, эта зимняя программа Audi запомнится мне надолго. Интенсивное обучение и знания, полученные от академии Васина, обернулись поистине ценным жизненным опытом, это куда больше, чем просто веселье. Не могу теперь дождаться следующей зимы.
Хотя, стойте, беру свои слова обратно, пусть зима приходит только через год. Подайте-ка мне сначала лето!
P.S. При подготовке этого отчета несколько пластиковых конусов, возможно, пострадали.