Культура

Кино недели: «Субурбикон» Джорджа Клуни

Новая режиссерская работа актера соединяет в себе черты фильмов «Фарго» братьев Коэн и «Доброй ночи и удачи» самого Джорджа Клуни.

Наполненный черным юмором «Субурбикон» — фильм о страхе другого и ненависти, которую он порождает.

1959 год. Идиллический городок Субурбикон, типичная одноэтажная Америка. Работяги-мужчины и их идеальные, «степфордские» жены приветствуют зрителей — мы смотрим рекламное видео о поселении, которому всего двенадцать лет. Люди со всех Соединенных Штатов приезжают в этот райский уголок, где все улыбаются. Правда, когда жизнерадостный почтальон с удивлением обнаружит, что чернокожая женщина миссис Майерс на пороге — не служанка, а хозяйка дома, улыбка сойдет с его лица. Вскоре жители начнут активно выражать свою агрессию по отношению к новоприбывшему семейству с маленьким сыном.

Кино недели: «Субурбикон» Джорджа Клуни

Афроамериканцам в этом прежде на сто процентов «белом» городе не место — открыто заявляют они. Вокруг дома Майерсов соберется громкая митингующая толпа, а их жилище обнесут забором. Но эта история — не главная, хотя и концептуально важная. Она обрамляет центральный сюжет. Ночью к белому семейству Лоджей врываются преступники, связывают их и усыпляют. (Главу семьи по имени Гарднер играет Мэтт Деймон, как всегда органичный в роли обычного американского парня, а его жену Роуз и ее сестру-близняшку Маргарет — Джулианна Мур.) Утром в больнице Гарднер сообщит своего сыну Никки (Ноа Джуп), что мама слишком глубоко вдохнула хлороформ и не выжила. Ее сестра с радостью поживет с ними, ведь мальчику нужна мать. Вскоре Маргарет, подобно героине хичкоковского «Головокружения», перекрасится в блондинку — чтобы стать похожей на сестру. И тут-то мы и заподозрим неладное. Впереди — экскурсия в филиал ада на земле: под масками ангелов прячутся черти.

Кино недели: «Субурбикон» Джорджа Клуни

В основе «Субурбикона» давнишний сценарий братьев Коэн, поэтому в нем легко различимы черты многих работ авторов культовых «Фарго», «Большого Лебовски» и «Старикам тут не место». «Субурбикон» — фильм изобретательный, кровавый, смешной (юмор, конечно, самый что ни на есть черный) и гротескный. Если говорить о Коэнах, то ближайший родственник этого фильма — «Фарго»: их сюжеты во многом похожи. Узнаваемость стилистики братьев — и преимущество и недостаток картины. С одной стороны, очередное абсурдное и оригинальное убийство, совершенное героями, доставляет киноманам радость: в зале то и дело дружно смеются. С другой — оставляет некоторое ощущение дежавю. Персонажи Коэнов зачастую обыватели, мягко говоря, не отличающиеся интеллектуальностью. Их примерный семьянин, может, и превращается в преступника потому, что хочет пожить по-человечески, но все большее погружение в кровавый ад связано уже исключительно с его идиотизмом.

Кино недели: «Субурбикон» Джорджа Клуни

Клуни (который неоднократно снимался у Коэнов) и его постоянный соавтор Грант Хеслов добавили к ироничному рассказу о злоключениях Лоджеев как раз основанную на реальных событиях историю о чернокожих страдальцах Майерсах. Кому-то это сочетание показалось неестественным, но со стилистической точки зрения оно как раз вполне органично. И те и другие эпизоды скорее не реалистичны, а гротескны. Стихия анархии настолько бурлит в сценах выступления против Майерсов, что вспоминаются совсем уж сюрреалистические эпизоды из «мамы!» Даррена Аронофски. Именно благодаря параллельной линии сюжета становится очевидно основное отличие картины Клуни от фильмов Коэнов. «Субурбикон» — кино политическое и, увы, чертовски актуальное. Социально-политическая повестка всегда интересовала Клуни. Так, близкая к совершенству черно-белая картина «Доброй ночи и удачи» 2005 года посвящена успешной борьбе тележурналиста Эдварда Марроу с развернувшим «охоту на ведьм» сенатором Джозефом Маккарти. Хотя события обеих картин Клуни разворачиваются в 1950-е, параллели с днем сегодняшним очевидны. И тогда и сейчас люди, вместо того чтобы задуматься, не в них ли самих корень проблем, ищут врагов — внешних и внутренних. В «Доброй ночи и удачи» это коммунисты, в «Субурбиконе» во всем винят соседей-афроамериканцев. Мол, пока они сюда не приехали, ничего плохого не происходило. Эдвард Марроу в пику такому подходу цитирует «Юлия Цезаря» Шекспира: «Не в звездах, нет, а в нас самих ищи Причину, что ничтожны мы и слабы». И не в политической риторике дело. Главная причина этой бытовой жестокости — страх перед другим. «Мы не дадим страху отбросить нас в эпоху безумия», — говорил Марроу, призывая отстаивать свои убеждения. Увы, конечно, в реальности этот подход работает не всегда. Для многих очевидно, что «Субурбикон» — возможно, даже внезапно для создателей — превратился в кино об электорате Дональда Трампа. Незадолго до премьеры произошли трагические события в Шарлотсвилле с участием неонацистов, расистов и других ультраправых. История ходит по кругу — и такие фильмы, как «Субурбикон», как ни крути, совершенно необходимы.

Кино недели: «Субурбикон» Джорджа Клуни

 

 

 

16 ноября 2017
Анастасия Гладильщикова для раздела Культура